27 октября 2025 09:44
читать 8 минут

Эксперт: промышленная стройка подорожала на 25-35% за два года

Российский бизнес сокращает инвестиции в промышленное строительство. За девять месяцев 2025 года инвестпланы в строительство и реконструкцию обрабатывающих производств снизились с 3,2 до 2,7 трлн рублей. 

При этом количество новых проектов увеличилось с 545 до 575 по сравнению с тем же периодом 2024 года. Однако средние вложения на один проект упали – с 5,9 до 4,7 млрд рублей, из-за серьезного роста стоимости оборудования, строительных и отделочных работ и материалов. Об этом свидетельствуют данные агентства INFOLine.

Больше всего новых проектов анонсируется в машиностроении, горной отрасли и химии, а также в строительстве индустриальной недвижимости. В обрабатывающих отраслях сохраняются проблемы с поиском финансирования в связи с высокими процентными ставками по кредитам. Аналитики INFOLine ожидают новые проекты, в первую очередь, во всех видах машиностроения и приборостроения, в производстве медицинской техники и упаковки, индустрии детских товаров.

Существенный рост инвестиционной активности отмечен в агропромышленном комплексе и пищепроме. Число проектов увеличивается в животноводстве и растениеводстве, в том числе селекционном. При этом падают вложения в разведение и переработку рыбы, масложировую промышленность. Главные перспективы по новым проектам эксперты связывают с производством готовой еды и диетического питания, переработкой молока, мяса и рыбы, производством кормов для животных, а также продуктов, требующих импортозамещения.

В то же время специалисты агентства прогнозируют дальнейшее снижение стоимости проектов, поскольку заемные средства слишком дорогие и большинство новых производств строится за счет собственных средств компаний.

Как рассказал Mashnews эксперт в области строительных инноваций и адаптивного управления строительством, генеральный менеджер ООО «Шлаен Ритейл» Роман Власов, за последние два года стоимость возведения промышленных зданий выросла в среднем на 25–35%. Основные причины – рост цен на металл, бетон, инженерное оборудование и транспортные расходы. Влияние оказывает и колебание валют, а также трудности с поставками импортных компонентов. Дополнительные затраты появились в логистике, особенно при строительстве в регионах, где ряд материалов приходится доставлять из центральной части страны.

По словам эксперта, в среднем строительство завода в России обходится дешевле, чем в Европе, но дороже, чем в Китае.

«В КНР себестоимость ниже из-за массового производства строительных материалов и развитой логистики. В России часть удорожания связана с импортными комплектующими и сложностями при их замене. Также заметно выше стоимость подключения инженерных сетей и энергообеспечения», - пояснил Роман Власов.

Российские инвесторы сегодня стремятся к ускорению сроков строительства и сокращению расходов за счет упрощения архитектурных и инженерных решений.

«Часто экономят на детальной проработке проектной документации, техническом контроле и авторском надзоре. Это связано с ростом стоимости материалов, логистики и рабочей силы. Инвесторы стараются удержать бюджет, но при этом увеличиваются риски ошибок и удорожания на этапе эксплуатации», - отметил собеседник Mashnews.

По его словам, наиболее востребованными стали быстровозводимые конструкции, модульные здания и типовые решения. Широко применяются сборные железобетонные и металлические каркасы, легкие панели, энергосберегающие материалы. Проектировщики используют гибкие планировочные схемы, чтобы объекты можно было адаптировать под разные задачи. Все чаще применяется стандартизация процессов, которая сокращает сроки согласований и позволяет точнее планировать смету.

«При системном подходе это даст положительный эффект, потому что типизация и контроль поставщиков стабилизируют качество. Но когда экономия становится самоцелью, страдает инженерная часть, вентиляция и системы безопасности. Без контроля появляются скрытые дефекты и повышаются эксплуатационные риски», - предупреждает эксперт.

По его мнению, российским строителям было бы полезно перенять у зарубежных коллег более строгий подход к управлению строительным циклом.

«В Европе и США распространена система независимого технического аудита, которая сопровождает проект от концепции до сдачи. Стоит внедрять стандарты устойчивого строительства и сертификации по типу LEED или BREEAM. Это не просто экология, а методика оптимизации энергопотребления и долговечности зданий. Также важно развивать цифровое управление проектами и прозрачные отношения между заказчиком и подрядчиками, чтобы снизить конфликт интересов и повысить предсказуемость стройки», - считает Роман Власов.

В целом же, рынок адаптируется к новым условиям. Заказчики точнее планируют бюджет, заранее закладывают резервы и выбирают комбинированные решения. Там, где можно, снижают расходы на отделку, но больше внимания уделяют энергоэффективности и надежности инженерных систем. В итоге здания становятся проще по форме, но технологичнее по содержанию, резюмировал эксперт.

Ранее в беседе с Mashnews генеральный директор АО «Щелково Агрохим» Салис Каракотов заявлял о том, что развитие отечественной промышленности тормозит высокая стоимость проектирования и строительства новых производств. По его словам, построить промышленный объект в России, включая внутреннюю и наружную инфраструктуру, благоустройство и подключение к сетям, выходит в 5 раз дороже, чем в Китае.

В профессиональном сообществе считают необходимым создание в России отдельной программы развития промышленного строительства. Такую идею озвучил вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Мороз 23 сентября на II Финансово-промышленном форуме в сфере строительства. Он подчеркнул, что для такой промышленной державы, как Россия, в существующей Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года крайне мало внимания уделено промышленному строительству. Без развития индустрии стройматериалов и создания крупных промышленных предприятий долгосрочное развитие отрасли невозможно, отметил вице-президент НОСТРОЙ и призвал закрепить этот приоритет в новой Стратегии.

Как на эту инициативу реагируют власти и ведется ли проработка вопроса, пока неизвестно – направленные Mashnews запросы в Минстрой и Минпромторг России остались без ответа.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!