Эксперимент по переходу промышленности на собственную генерацию признали провалившимся
«Россети» сопротивляются уходу промышленности на собственную электрогенерацию. Хотя объявленный в 2020 году кабмином РФ эксперимент по переходу индустриальных потребителей на собственное производство электроэнергии провалился. По крайней мере, так говорят в Минэнерго: не нашлось желающих. Промышленники парируют: условия на входе были слишком жесткими.
Второй контрольный заход
Глава «Россетей» Андрея Рюмина предложил ввести плату для индустриальных компаний за уход на собственную генерацию. В начале октября президент РФ Владимир Путинподдержал эту идею. Несмотря на это, предложение Рюмина уже вызвало волну дискуссий. Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» (СПЭ) идеюраскритиковало. И вряд ли будет возможно эту критику проигнорировать, учитывая, какие значимые компании входят в эту организацию: «Роснефть», «Русал», Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), «Транснефть», «Евраз», «Еврохим» и многие другие.
Минэнерго и государственные генерирующие и сетевые компании не первый раз пытаются взять под контроль процесс выхода потребителей из общей сети. Предыдущая масштабная инициатива на этот счет была три года назад: в сентябре 2020 года вступило в силупостановление Правительства РФ о создании активных энергетических комплексов (АЭК). Предполагалось, что эти локальныекомплексы генерации и передачи электроэнергии будут создаваться промышленными компаниями или кластерами для собственных нужд.
Основные условия создания активных энергетических комплексов:
- 1) Установленная мощность электростанции в АЭК — до 25 МВт
- 2) Только один субъект АЭК имеет непосредственное присоединение к сетям сетевой организации.
- 3) Учет, регулирование производства и потребления электроэнергии осуществляется с применением управляемого интеллектуального соединения (УИС), требования к УИС утверждены правительством.
- 4) УИС должно ограничить потребление АЭК из внешней сети величиной разрешенной мощности.
- 5) Потребителями энергии в АЭК не могут быть население и приравненные к нему категории.
Предполагалось, что за два года в рамках пилотного проекта будет создано до десяти АЭК с совокупной мощностью электрогенерации до 250 МВт, а к 1 марта 2023 года Минэнерго доложит правительству о ходе эксперимента. В случае признания его успешным до 2028 года совокупная мощность генерации АЭК составит 1,2 ГВт.
Распределенная генерация (выработка энергии вблизи потребителей или прямо на их территории) выгодна,говорили эксперты Национальной технологической инициативы «Энерджинет»,созданной в 2016 году для разработки и реализации прорывных программ в энергетике. Создание АЭК сокращает потери при транспортировке, не нужно тянуть протяженные линии электропередачи, снижается риск аварий сети, можно быстрее устранять поломки генерирующих мощностей и сетей.
Транспортировка составляет до трети тарифа на электроэнергию,подсчитали эксперты «Газпромбанка». Пооценке Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», переход на собственную генерацию дает потребителю 35% экономии затрат на электроэнергию. Эксперты «Сколково» в 2019 годупрогнозировали: «Распределенная энергетика может обеспечить 50% потребности России во вводе генерирующих мощностей до 2035 года».
Причины провала
Однако эксперимент так и не был запущен. «По состоянию на февраль 2023 года заявок на участие в пилотном проекте по АЭК, а также информации от потребителей, подтвердивших свою практическую заинтересованность в реализации таких проектов, не поступало», — сообщили MASHNEWS в пресс-службе Министерства энергетики РФ.
В ведомстве «сочли, что обязательства электросетевых компаний по присоединению АЭК отвлекут финансовые средства от исполнения задач по поддержанию надежной работы и развития электросетевой инфраструктуры, а также задач импортозамещения».
«На основании всех этих факторов в Минэнерго России пришли к выводу о нецелесообразности дальнейшего создания, применения и развития активных энергетических комплексов», — говорится в ответе министерства.
В «Энерджинете» отмечают две причины провала эксперимента.
- Первая: не было «типовой практики и типовых проектных решений строительства АЭК», а потому «не сложились достаточные предпосылки для выбора потребителями АЭК вместо вариантов техприсоединения или ухода на собственную генерацию».
- Вторая: сети и потребители не сошлись насчет условий создания АЭК, «барьер входа в новую практику для потребителей» оказался слишком высоким.
Тем не менее, модель АЭК «является единственным конструктивным и взаимовыгодным решением проблемы ухода потребителей на собственную генерацию», убеждены в «Энерджинете».
Исход продолжается
В «Сообществе потребителей энергии» подтверждают: интерес к модели АЭК есть, и после новой инициативы «Россетей» он усилился.
Собственная генерация — это способ сэкономить, возможность утилизировать попутный нефтяной газ, попутные и вторичные ресурсы металлургического и химического производства, сократить вредные выбросы и повысить энергоэффективность производства.
Строительство собственной генерации не может быть массовым, впрочем, отмечают в СПЭ. Эффективность подобных проектов напрямую зависит от стоимости топлива. Однако, когда речь идет о фактически дармовом попутном газе, эта проблема отпадает.
Например, «Роснефть» использует его для выработки электроэнергии, обслуживающей ее месторождения. В 2009 году компания открыла Ванкорскую газотурбинную тепловую электростанцию (ГТЭС) в Туруханском районе Красноярского края. ГТЭС установленной электрической мощностью 206,4 МВт создана для обслуживания объектов Ванкорского нефтегазового месторождения. В 2016 году «Роснефть» приступила к строительству второй ГТЭС в том же районе: мощность Полярной ГТЭС составит 150 МВт. В 2021-м в зоне этого месторождения началось создание целого куста из пяти ГТЭС в целом на 2,8 ГВт. Это лишь часть из подобных объектов «Роснефти».
НЛМК в 2024 годупланирует сдать в эксплуатацию новую ТЭЦ мощностью 300 МВт для утилизации попутных газов, после чего он сможет на 94% обеспечивать себя электроэнергией (сейчас 64%).
Тарифы «выдавливают» потребителей
По оценке СПЭ, совокупная мощность собственной генерации промпредприятий составляет 11 ГВт — 4,4% от установленной мощности электростанций в ЕЭС России.
«Этот объем не является значимым в масштабах энергосистемы, но серьезно влияет на экономику владеющих собственной генерацией предприятий», — говорят в СПЭ.
Пандемия, а потом санкции, связанные с началом СВО, замедлили развитие распределенной генерации более чем вдвое. Если в 2011-2019 годах мощности прирастали на 470 МВт в год, то за последние три года — лишь по 206 МВт в год (данные СПЭ).
«Россети» говорят, что из-за массового ухода потребителей компании приходится перекладывать расходы на содержание сетей на оставшихся. Получается эффект снежного кома: тарифы растут, что создает предпосылки для ухода все большего числа клиентов из сети.
В СПЭ видят лукавство в этих рассуждениях: тарифы на передачу электроэнергии в 2022-2023 годах растут быстрее инфляции, в результате чистая прибыль «Россетей» по итогам 2022 года почти удвоилась и составила 54,21 млрд рублей против 27,68 млрд годом ранее. Схожая динамика (рост прибыли в 1,8 раза) наблюдается по итогам первого полугодия 2023 года.
«Текущие операционные расходы сетевых организаций покрываются за счет тарифной выручки, а все возникающие тарифные небалансы компенсируются в последующие годы», — комментируют в СПЭ.
Если будет введена плата за уход, «бегство» потребителей усилится, уверены в ассоциации.
«Парадокс: вместо того, чтобы повысить привлекательность своих условий, »Россети« хотят снизить ее и запретить альтернативу. Мы пришли к таким ценам в общей сети, что собственная генерация выгоднее и с каждым годом срок ее окупаемости только снижается», — резюмирует независимый эксперт Роман Дымов.