Единый формат данных для судостроения – новый предмет оживленных дискуссий
Российский морской регистр судоходства рассматривает возможность перехода отечественного судостроения на единый цифровой формат проектирования судов и обмена информацией на всем жизненном цикле судна. Ведомство уже приступило к консультациям с ключевыми игроками отрасли. Ясно, что такая стратегия потребует далеко не простых шагов, ведь пока даже непонятно, кто может получать и хранить проекты судов.
В чем хранить и что обменивать?
Российский морской регистр судоходства (РМРС) выступил организатором круглого стола «Цифровые модели в судостроении», где вместе с представителями отрасли обсудил перспективы разработок цифровых моделей морских судов. Заседание состоялось 9 октября 2024 года в Главном управлении РМРС в Петербурге.
По информации регистра, в совещании участвовали ведущие судостроительные КБ (ЦМКБ «Алмаз», «Северное ПКБ», СПМБМ «Малахит», ЦКБ «Коралл», «Невское ПКБ»), начальник Департамента цифровой трансформации Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), отечественные разработчики профильного ПО (члены Ассоциации «Руссофт» - компании «Аскон», «СиСофт Девелопмент», «Глазар»).
Представители Росрегистра в своем докладе отметили, что отрасль уже перешла на проектирование в 3D и важно организовать обмен 3D-моделями и метаданными в удобном, безопасном и универсальном формате на всем жизненном цикле судна и с учетом возможных с ним изменений – вплоть до утилизации. Также необходимо повышать скорость обработки информации, применять автоматические инструменты проверки 3D-моделей и их связи с реальным объектами и процессами, не нарушая авторские права. При этом важно учитывать международный опыт, поэтому в приоритете рассматривается формат .ocx.
Сложность обмена данными состоит в том, что проектировщики и судостроители работают с разными программами – как отечественными, так и западными. Например, ЦМКБ «Алмаз» на совещании рассказал о своем опыте разработки 3D-моделей в зарубежных САПР, а также об использовании некоторых стандартов из смежных для судостроения отраслей и внес ряд предложений.
Выяснилось, что компания «Аскон» уже ведет работу по созданию универсального формата обмена данными на основе международного и открытого формата OCX. Работа идет в рамках проекта «Цифровая платформа судостроения», рассказал Александр Петров, директор департамента разработки отраслевых решений для судостроения «Аскона».
Но перспектива возможного использования формата ОСХ вызывает озабоченность у некоторых отраслевых специалистов и разработчиков. Заместитель генерального директора по научной работе «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров напомнил, что файлы OCX относятся к иностранному консорциуму разработчиков из недружественных стран и предложил обмен данными базировать на отечественных разработках.
«Этот и любой западный формат и стандарт управления данными должны использоваться по принципу «выгодно-невыгодно». Единая политика «экономики данных», в том числе в России, позволяет преодолеть ситуацию «лоскутного одеяла», когда множество программ выполняло отдельные функции, а для интероперабельности требовались специальные связующие инструменты. Такая практика уступает место бесшовным машинопонимаемым технологиям. При этом тезис о необходимости гармонизации информации и стандартов с зарубежными регистрами вряд ли следует брать в расчет. Для этого уже существуют необходимые конвенции и иные юридические инструменты. Россия – страна-лидер в судостроении, и нам следует формировать собственные и современные условия взаимодействия и стандарты», – считает он.
Действительно, есть успешный в этом отношении пример Китая, использующего свой стандарт обмена информации в судостроении и в других отраслях. Вместе с тем, Китай также вошел в состав консорциума по применению OCX.
Источник Mashnews в ОСК был еще более радикален в своих оценках формата OCX.
«АО «ОСК» не рассматривает строгое соблюдение формата данных ОСХ как требование, обязательное к реализации в проектах САПР и ЦП», – сказал собеседник издания.
Михаил Бочаров полагает, что нужно не просто внедрение нейтрального формата, а переход к управлению данными отрасли на основе бесшовного принципа обмена информацией и ее анализа. «Информация о построенном судне включается в состав общей информационной системы управления экономикой страны, а значит изначальная информационная модель этого судна должна быть гармонично встроена в обмен данными с государственными и отраслевыми информационными системами», - сказал Бочаров. А эти системы сейчас полностью перестраиваются под отечественные решения и собственные принципы организации данных.
Одна из нерешенных пока задач - наследование данных из зарубежных САПР (AVEVA Marine, Foran, Cadmatic, Tribon) в редактируемом виде, чтобы проекты кораблей и судов можно было модернизировать. «Для этого, в полной мере не подойдут устаревающие форматы, в частности STEP и JT, – они не позволят полноценно редактировать геометрию», - рассказал представитель «Аскона».
Чтобы получить возможность доступа к закрытым и зашифрованным данным из зарубежных САПР, «Аскон» предлагает изучить опыт использования единого математического ядра С3D, без которого, по мнению г-на Петрова, невозможно создать собственные суверенные решения и конверторы для использования участниками на всем жизненном цикле судна.
Петров напомнил о решении Министерства обороны: цифровой формат, которое военное ведомство в 2021 году включило в перечень унифицированных форматов данных на вооружение, военную и специальную технику в электронном виде, – это двухмерный формат *.cdw (Компас-3D), разработанный «Асконом».
С другой стороны, представитель «Сисофт Девелопмент» отметил опыт эффективной работы с наследованием информации, созданных в AVEVA, при помощи разработок компании, что очень актуально для предприятий ОСК и, возможно, других отраслевых игроков.
Где хранить цифровую модель судна?
На круглом столе выяснилось, что не решена проблема хранения цифровых моделей и другой проектной документации – а теперь все это надо делать с учетом информационной безопасности.
«Проблема оцифровки данных по судостроению гораздо серьезнее, чем просто выбор формата хранения данных. Вот построили вы судно по проекту, а срок эксплуатации судна предполагается в 30-50 лет и через каждые 1-2-3 года оно проходит плановые и неплановые ремонты, обслуживания, освидетельствования, в ходе которых в составе комплексов может что-то измениться. Как отражать эти изменения в изначальном проекте и где в защищенном режиме будут храниться эта информация?
По идее, логично синхронизировать эти изменения компанией-разработчиком/владельцем проекта судна, но есть ли уверенность, что эта компания просуществует еще 10-20-50 лет? Как и где тогда искать информацию о первоначальном проекте и внесенных в него в ходе ремонтов и модернизаций изменениях? Как давать доступ к этим данным тем или иным участникам рынка? Ведь зачастую весь проект не нужен, нужна информация по конкретному узлу или части судна. Эти вопросы тоже нужно решить в рамках предстоящих обсуждений между экспертами рынка в рамках отдельных рабочих групп, и при этом привлекать к участию представителей заказчиков-эксплуатантов, технических заказчиков (как, например, ГТЛК), судоремонтные предприятия / РЭБ, снабжающие организации, поставщиков оборудования и др. заинтересованные стороны», - говорит Александр Баев, заместитель генерального директора по интеграциям с САПР и развитию ООО «Глазар», принимавший участие в круглом столе.
Михаил Бочаров полагает, что ответственность за актуальность и обновление информационной модели следует оставить за владельцем самого судна. Обеспечить доступ к этой информации заинтересованным участникам рынка можно в той части, которая нужна им для выполнения конкретной задачи, после чего либо этими участниками, либо владельцем в модель следует вносить соответствующие изменения.
По мнению специалистов Департамента цифровой трансформации ОСК, следует разделять владение проектом судна в виде массива информации различного формата (безусловно, должна преобладать цифровая информационная модель со статусом «подлинник») и хранение проекта судна и обеспечение доступа к нему. Владельцем проекта судна, считают в ОСК, безусловно, является заказчик проекта, но по целому ряду причин хранение проекта судна целесообразнее реализовать на предприятии-проектанте (ПКБ). Требования к сохранению, актуализации и доступу к массиву информации о проекте корабля должны быть прописаны в контракте между заказчиком и проектантом.
Александр Баев, в свою очередь, полагает, что держателем баз моделей и их обновлений могли бы стать классификационные общества, которые выдают заключения о классе судна.
«Мы должны за 2-3 года сделать то, в чем раньше не спеша двигались лет 10, - в чем-то принимая во внимание опыт строительной отрасли. Но для этого необходимо решать вопросы интеллектуальной собственности документации и особенностей хранения и использования не только самих 3D-моделей, но и значительного количества атрибутивной информации, т. е. нужны полноценные интеграции с PLM-системами с разграничением прав доступа в универсальных форматах, чтобы 3D-модель и 2D-документацию можно было гарантированно открыть через десятки лет. Важно, чтобы форматы обмена были открытые и управляемые, даже если разработчик такого формата внезапно перестанет существовать», – говорит он.
С тем, что необходимо создание единой информационной модели морской техники, согласны и в ОСК. Потребуется изменение действующей нормативной базы ГОСТ Р, но продемонстрированный строительной отраслью пример реализации такого подхода доказывает, что при поддержке федеральных органов исполнительной власти эта проблема решаема, сказал наш собеседник в ОСК.
Кто займется унификацией?
Пока предполагается, что реализация инициатив по созданию системы цифровых моделей в судостроении будет проходить на базе Морского регистра судоходства, подведомственного Минтрансу, хотя тогда возникает вопрос, все ли будет учтено, ведь судостроение находится в ведении Минпромторга, а отдельные вопросы стандартизации зачастую подпадают под регулирование Минэкономразвития; в судостроении нет единого министерства-центра, каким выступает Минстрой для строительной отрасли, рассказал замгендиректора «Глазар».
Представитель ОСК видит госкорпорацию центральным элементом этого процесса. «ОСК не просто поддерживает, а планирует стать ключевым реализатором создания и управления жизненным циклом морской техники в едином цифровом информационном поле для всех участников от проектирования до эксплуатации судов», – сказал он. В настоящий момент выбранным ОСК разработчиком комплекса программных решений, в том числе класса «тяжелой судостроительной САПР» является «СиСофт Девелопмент». Пилотный проект реализуется на базе нескольких предприятий ОСК: ЦКБ МТ «Рубин», ЦМКБ «Алмаз»; КБ «Вымпел»; СПМБМ «Малахит»; «Адмиралтейские верфи»; ПСЗ «Янтарь». После окончания пилотного этапа планируется расширение использование решений на все предприятия ОСК. Также «СиСофт» предлагает собственные схемы взаимодействия и обмена информацией между ПКБ, судостроительными заводами, где бы классификационные общества были бы одними из ключевых участников.
По мнению Александра Баева, проработка вопросов о согласовании форматов обмена, задачи долговременного хранения данных, о которых шла речь на совещании в РМРС, в перспективе потребует подключения к подготовке первичных нормативных документов (СП, ГОСТов) соответствующих департаментов многих министерств и ведомств, а разночтения, если они останутся, можно будет вынести на обсуждение межведомственной комиссии из экспертов, возможно, даже на «третейский суд» Морской коллегии.
При этом взаимодействие на основе новых стандартов обмена отрабатывать следует на «пилотах» не только внутри, но и вне ОСК, на базе провозглашенной ранее «первой цифровой верфи в России» – Онежского ССЗ во взаимодействии с материнским Росморпортом и смежным профильным окружением.
СПРАВКА MASHNEWS
- Полный список участников круглого стола «Цифровые модели в судостроении», организованном Российским морским регистром судоходства: АО «ЦКБ «Коралл», АО «Северное проектно-конструкторское бюро», АО «ЦКБ Алмаз», ООО «ИМИЦ», ФГБОУ ВО «СПбГМТУ» ИИТ, ЗАО «Топ Системы», АО «СиСофт Девелопмент», АО «ЦКБ «Айсберг», Группа компаний «Аскон», АО «СПМБМ «Малахит», ЦКБ Балтсудопроект, ООО «МИЦ СПб», ЦКБ МТ Рубин, ООО «ГЛАЗАР», ООО «ПКБ «Петробалт», АО «Невское ПКБ», АО «ЦКБ «Лазурит», АО «ОСК», АО «Балтийский завод», АО «Невский завод», ПАО «Совкомфлот», ФГУП «Атомфлот», Газпромфлот, АО «Роснефтефлот», ФГУП «Росморпорт».