Дрону – трал. В России создается первый в мире беспилотник для рыбодобычи
Беспилотники научатся ловить рыбу. Первый в мире катамаран-траулер с дистанционным управлением разработан в России. Шансы на скорое внедрение туманны, но перспективы - фантастические.

Нейросеть закинет невод
Безэкипажный катамаран с тралом создается Калининградским государственным техническим университетом (КГТУ) уже два года. Пока готова модель 1:10, разработан корпус, траловый комплекс, часть внутренних систем. На проходившем в Санкт-Петербурге с 22 по 24 октября Международном рыбопромышленном форуме проект впервые представили широкой публике.
В мире подобных разработок еще не было. Заведующий кафедрой промышленного рыболовства КГТУ к.т.н. Александр Недоступ, курирующий создание безэкипажного катамарана, рассказал Mashnews, что сами по себе катамараны для рыбодобычи выпускаются несколькими компаниями. Но на борту находится экипаж — 2-3 человека, так что судами управляют именно люди.
У КГТУ идея другая — катамараном должен управлять оператор, находящийся либо на берегу, либо на большом судне поблизости. В задачи оператора входит не только маневрирование, но и дистанционное управление траловым комплексом.
Катамаран оснащается системой «Автотрал» с применением искусственного интеллекта, часть задач она способна решать сама, но команды отдает человек.
Главная техническая сложность — система управления, обусловленная применением орудия рыболовства. Сейчас вуз занимается расчетами для определения всех параметров будущей силовой установки, протоптанных троп в виде формул здесь нет — ученые все разрабатывают с нуля.
Но первые испытания для модели уже прошли в малом опытном бассейне. Ученые определяли тяговые характеристики катамарана на швартовых с различной мощностью электродвигателей. Также разработчикам предстоит ответить на вопрос, какой объем морепродуктов сможет добывать катамаран. Если для экипажных траулеров таких расчетов масса, то для беспилотных систем их не проводилось. От грузоподъемности катера также будет зависеть и мощность моторов.
Опытный образец в вузе собираются создать через два года. Работа ведется в рамках государственного задания «Разработка беспроводной системы контроля параметров трала с элементами искусственного интеллекта «Автотрал». В кулуарах Рыбопромышленного форума -2025 стенд с моделью траулера пользовался большой популярностью, особенно активно разработкой калининградских ученых интересовались представители китайских компаний.
Корабли без капитанов
Безэкипажная тема в морской отрасли довольно популярна. Свои беспилотные разработки на воде есть у многих вузов, например, Санкт-Петербургский политехнический университет еще пять лет назад создал беспилотный катамаран «Кадет-М». Свой катер-дрон есть у ЛЭТИ, имеется такая разработка и у ПетрГУ.
Безэкипажные катера и катамараны в вузах создаются в первую очередь для научных целей — с помощью дронов можно осуществлять мониторинг акватории и проводить исследования. Сами суда, как правило, небольшие, длина корпуса не превышает одного метра. Также дроны относительно недорогие — около 1 млн рублей.
Катера без экипажей выпускаются и предприятиями. Так, с 2024 года военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) начал производить гидрографические безэкипажные катера собственной разработки, предназначенные для высадки десанта и контроля прибрежных зон. Они сопоставимы по габаритам с обычными судами в своем классе, например, в основу разработки КМЗ лег проект 03080 «Сапфир». Длина таких катеров 7,5 м, они вмещают до 10 пассажиров, а общая грузоподъемность — 1,5 тонны.
Если абстрагироваться от моделей и габаритов, то сейчас главная задача беспилотных судов — это следовать по маршруту, либо заранее проложенному, либо под управлением оператора. Особенности разработки КГТУ в том, что у катамарана нет маршрута, но зато имеется множество прикладных задач.
Александр Недоступ сообщил Mashnews, что беспилотные катамараны могут применяться на участках, куда нецелесообразно заходить большим траулерам.
Главное преимущество — экономия на фонде заработной платы. На малых добывающих катамаранах экипаж состоит из трех человек, для управления дроном требуется один оператор. Использоваться аппарат может в любое время суток и погодные условия не столь критичны, главное, чтобы рыба была.
Также разработчики предусмотрели опцию для добычи водорослей на небольших глубинах. Помимо тралового комплекса, он оснащен движущимся трапом с ножами, позволяющими «косить» водоросли по ходу следования.
Беспилотник укажет на косяк
Безэкипажные разработки для рыбного промысла в России есть, правда, задачи у них другие. В частности, компания SR Drones в 2024 году представила надводный аппарат «Нарвал», который призван помочь рыбакам выявлять косяки рыб. Осуществлять «прочесывание» акватории с траулера очень дорого из-за больших расходов топлива.
«Нарвал» - это относительно компактный и автономный дрон парусного типа с солнечными батареями, способный достаточно долго находиться в акватории, от 1 до 3 месяцев. При обнаружении большого косяка рыб он может сигнализировать специализированному судну, чтобы оно направилось к нужному месту, не теряя времени и ресурсов на мониторинг акватории», - рассказал Mashnews Роман Никишев, генеральный директор SR Drones.
«Нарвал» - первый «морской» проект SR Drones. Говоря о специфике аппаратов, работающих на воде, Роман Никишев отметил, что возникают вопросы со связью. На западе они решаются благодаря спутниковым системам типа Starlink. В отраслевом сообществе рассчитывают, что в России к моменту начала массового практического использования гражданских дронов для решения задач рыбопромыслового комплекса может быть развернута собственная система спутниковой связи.
В числе главных вызовов, которые стоят сейчас перед разработчиками морских беспилотников, эксперт назвал автономность.
«Этот вызов должен решиться в ближайшем будущем за счет новых типов аккумуляторных батарей большой емкости, применения возобновляемых источников электроэнергии, например, солнца и ветра, а также гибридных силовых систем, когда на аппарате есть аккумуляторы и небольшой дизельный генератор, который их подзаряжает», - отметил Роман Никишев.
У морских безэкипажных судов своя специфика и в обслуживании. «Обрастание корпуса водорослями и покрытие солями снижает эффективность датчиков. Это присуще и классическим судам, но на борту с людьми эта проблема гораздо меньше. В беспилотных системах необходима работа над новыми типами антиобрастающих покрытий и автоматических систем очистки», - подчеркнул Роман Никишев и обратил внимание на то, что такие суда рискуют столкнуться с еще одной проблемой — безопасностью, начиная от риска взлома и заканчивая банальной кражей. Технологий от «угона» беспилотников в акваториях пока не придумали.
Палуба — не завод
Руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна, член Экспертного совета ФАС России по развитию конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса Валентин Балашов в беседе с Mashnews сообщил, что научные исследования для рыбодобывающей отрасли поддерживает абсолютно, но не представляет, как беспилотное судно может заниматься рыбной добычей и переработкой улова. Алгоритмы, которые используются для роботизации других отраслей промышленности, например, заводов и фабрик, на море не работают.
«В обычной береговой промышленности все статично: есть территория, цех, где обрабатывается какая-то продукция, постоянные окружающие условия, температура, влажность. Там широкие перспективы для роботизации. А рыбопромысловая деятельность отличается тем, что условия постоянно меняются: шторма, ветра, жара, холод, рыба уходит, приходит. На судне может что-то произойти, порвался трос, сломалась лебедка, орудия лова пришли в негодность, столкнулись с чем-то в воде и получили повреждение корпуса, намотали что-то на винт и судно потеряло ход... Команда сразу реагирует, исправляет. А как быть, если такое случится на беспилотном судне?», - привел пример Валентин Балашов.
Еще одна нерешенная задача — правовая. Законодательная база формируется, но постепенно. В частности, Валентин Балашов обратил внимание на то, что еще в 2024 году в Кодексе торгового мореплавания появились понятия «автономные» и «полуавтономные» суда. Также ведутся дискуссии о введении в нормативную базу беспилотных паромов.
Как сообщил Mashnews партнер Адвокатского бюро Санкт-Петербурга Константин Бречалов, пока Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта предусматривают использование безэкипажных автономных судов для грузовых и пассажирских перевозок, но не для рыболовства. Константин Бречалов также отметил, что с правовой точки зрения к проекту КГТУ возникает много вопросов, в первую очередь касающихся технического обслуживания, контроля, сопровождения операций в производственном процессе и обеспечение их безопасности. «Траление в море предполагает непосредственный контроль за ходом лова и состояния систем лова в процессе. Сомнительно что это будет допускаться без участия экипажа – нельзя полностью исключать аварийных ситуаций в звене «судно-трал», которые создают риски гибели или повреждения судна, столкновений с другими судами или причинения вреда морской экосистеме», - привел пример Константин Бречалов.
Существует и множество других правовых нюансов, которые пока не прописаны в законодательстве.
«Необходимо соблюдать правила рыболовства, например, не вести добычу определенных видов или размеров. Если эти условия нарушить, то кто должен нести ответственность? Оператор? Или разработчики такого роботизированного комплекса? Сейчас различные правила касаются только людей, и они четко определяют зоны ответственности. Для беспилотных морских систем правовых механизмов пока не разработано», - отметил Валентин Балашов.
По мнению Константина Бречалова, с появлением безэкипажных аппаратов для рыбопромысловой отрасли разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность, будет необходима. Причем, эксперт не исключил, что с появлением дронов для рыболовства, могут появиться и аппараты, которые осуществляли бы контрольно-надзорные функции с использованием автоматизированных программных информационных комплексов.
«В частности, это может оказаться полезным для дистанционного управления и контроля в отношении рыбопромысловых безэкипажных автономных судов, например, при выявлении случаев если они осуществляют лов за пределами назначенных им районов промысла, осуществляют его вне рамок разрешенных периодов, а также, для выявления превышения квот вылова, и для контроля за использованием оборудования, разрешенного промыслу», - рассказал Константин Бречалов.
Причем, правовое регулирование следует за прогрессивными технологиями. Эксперт отметил, что сейчас наиболее проработаны с правовой точки зрения различные беспилотные транспортные средства, но их и больше. Чтобы какое-то судно с принципиально иными конструктивными особенностями могло оказаться на рынке, предварительно требуется комплексная разработка правовой основы, включающая в себя также вопросы их технического регулирования и соответствия требованиям безопасности навигации и эксплуатации. Кроме того, судно должно пройти процедуры идентификации, освидетельствования, ему потребуется госрегистрация и ему необходимо соответствовать требованиям Морского Регистра и Росрыболовства.
Судя по всему, это — трудный путь. По оценкам Константина Бречалова, в случае, если суда без рыбаков все же будут строиться для рыбопромысловых компаний, то в правовом поле придется отдельно прописывать роли операторов беспилотников, эксплуатантов судов, владельцев квот, переработчиков.
По мнению Валентина Балашова, с учетом всех нюансов, в ближайшие годы наиболее перспективным окажется применение таких беспилотных технологий, которые можно было бы интегрировать в сложившуюся модель рыболовства. Помимо комплексов по обнаружению скоплений рыбы, рыбопромышленников могут заинтересовать беспилотные средства контроля работы трала на глубине, безэкипажные морские топливозаправщики и спасательные катера.
Но рыбака даже самый совершенный дрон заменить не сможет. По крайней мере в обозримом будущем.
 
                                                     
        