17 октября 2025 17:32
читать 6 минут

Дроноводы и станочники сдадут экзамены вместе

Минтранс утвердил приказ, согласно которому рабочих, задействованных на производстве БПЛА, будут экзаменовать на базе университета Минтранса России вместе с пилотами легких дронов. Эксперты видят в экзамене коррупционные риски и удорожание производства. Однако стандартизация отрасли нужна, считают они, но возможно в другом правовом поле. О возможных сценариях - в материале Mashnews. 

Все решат 20 минут (или 40)

Министерство транспорта РФ утвердило приказ о проведении экзаменов для персонала беспилотных предприятий, а также для эксплуатантов БАС (беспилотных авиасистем) не более 30 килограммов (сегодня для управления такими системами не требуется никаких документов). Экзаменационные комиссии будут создаваться на базе Российского университета транспорта, то есть вуза, профилем которого не является авиация (а железнодорожный транспорт). 

Создавать комиссии, которым дали звучное название ЦПЭ (центр проведения экзамена), можно будет на любых площадках, выполнивших требования: необходимое тестовое оборудование, обученные мастера, квалифицированные преподаватели. Если технические навыки (например, сборки БПЛА) у преподавателей проверить можно, то квалификацию пилота на данный момент в России никто подтвердить не может – не выдано ни одного сертификата внешнего пилота, не говоря об инструкторах. 

Как бы там ни было, контроль как за ЦПЭ, так и за людьми, сдавшими экзамен, будет осуществлять «Университет 2035» (цифровой вуз по подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей). Повторная проверка сотрудника, сдавшего экзамен, может быть назначена уже через год, сказано в приказе Минтранса. 

Экзамен будет проходить в формате теории и практики. Предусмотрены удаленные тесты. Теория будет длиться всего 20 минут, практика до 40. В первом случае успехом будет считаться 70% правильных ответов, во втором – полное отсутствие ошибок. 


Вот как будут выглядеть справки об экзаменах

 

Противоречивый приказ

Эксперты считают решение министерства транспорта противоречивым из-за включения туда внешних пилотов БАС. 

«Решение Минтранса выглядит очень странно, ведь оно выводит из категории авиационного персонала всех, кто занимается беспилотниками массой не более 30 килограммов. То есть специалисты не должны соответствовать нормативам, связанным с обеспечением безопасности полетов, а должны соответствовать неким профстандартам из другого правового поля, профстандартам фрезеровщиков и так далее», - говорит основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia для беспилотных и легких воздушных судов Андрей Патраков. 

Он отмечает, что излишнее регулирование легких БВС не нужно, но в мировой практике так или иначе, в зависимости от рисков (риск-ориентированный подход) регулируются все дроны от 250 граммов. 

«Зато БВС больше 30 килограммов у нас регулируется как большая авиация, как Боинг 747», - отмечает эксперт. 

Такая непродуманность и поспешность решений кажется Андрею Патракову попыткой создать «кормушку». 

«Я подозреваю, что это очередная организация кормушки по аттестации операторов - не внешних пилотов БВС, а именно операторов БПЛА, которые должны быть, по-хорошему, в авиационном правовом поле: в авиационных правилах и авиационном законодательстве. Вот такое мое мнение, - заключил он. 

Генеральный директор и основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов говорит, что стандартизация обучения и квалификации операторов легких БПЛА нужна. 

«Определенный смысл в экзаменах есть. Работодатель сейчас не всегда может объективно оценить уровень квалификации внешнего пилота, которого нанимает для выполнения тех или иных работ. Да и единых стандартов аттестации и обучения операторов беспилотников пока не было. Какая-то стандартизация тут нужна. Главное, чтобы правила ее были прозрачными и справедливыми. Излишней же бюрократизации процесса лучше избежать», - считает он. 

Временно бесплатно

Данилов также полагает, что из-за экзаменов у небольших производств, где работают начинающие сотрудники, могут вырасти издержки. 

«Издержки, скорее, заметно вырастут, если массово принимать на работу не слишком квалифицированных исполнителей», - подчеркивает он. 

Массового оттока кадров он, однако, не ожидает. «Существенного оттока кадров ожидать не стоит, но система подготовки будет меняться. При этом у действительно компетентных специалистов больших проблем с подтверждением своих компетенций возникнуть не должно», - отмечает глава «Флай Дрон». 

Андрей Патраков отмечает, что ранее подобные идеи об аккредитации звучали от Совета по профессиональной квалификации воздушного транспорта, но экзамены предполагалось сделать платными. Он не исключает, что в будущем возможен переход на платный формат экзаменов, причем с обязательным их прохождением для допуска к профессии. 

Никита Данилов отметил, что подобного нельзя допускать. 

«Обучение персонала в беспилотной отрасли начнет приводиться к единому знаменателю. Важно, чтобы при этом оно не становилось формальным и направленным по факту лишь на сбор средств с обучаемых», - считает эксперт. 
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!