«Россети» представили «грузовик-накопитель»
В Москве прошла премьера мобильного сетевого накопителя электроэнергии мощностью 100 кВт. Грузовик построен на шасси китайского JAC, за производство отвечает одна из компаний «Роснано». Прорывной новинку эксперты не считают.

«Грузовик-накопитель» показали в ходе «Российской энергетической недели» в Москве, 17 октября сообщает телеграм-канал «Грузовики и вообще». Мощность – 100 кВт, энергоемкость – 150 кВт*ч. И эти параметры сразу же вызывают ряд вопросов. «150 киловатт-часов – это по современным меркам очень мало, - комментирует независимый автоэксперт и автожурналист Алексей Кованов. – Поэтому говорить о том, что этот грузовик может послужить станцией для зарядки электромобилей или электробусов, будет не совсем корректно. Ведь большие современные электрокроссоверы обладают батареями примерно на 100 киловатт-часов, а емкость батарей в московских электробусах – свыше 200 киловатт-часов». Перефразируя: с тем же успехом можно было представить в качестве «накопителя» один из упомянутых выше электробусов.
Происхождение шасси тоже удивляет. Собеседник Mashnews искренне не понимает, почему за базу был взят грузовик марки JAC (конкретно – модель N120), т.е. машина, которая в России не выпускается. Куда логичнее, считает Алексей Кованов, было бы использовать технику марки ГАЗ – например, среднетоннажный «Валдай», или камазовский «Компас». Получается странно: машина выпущена российской компанией («Амперион», входит в группу «Роснано»), представлена «Россетями – Московский регион» на «Российской энергетической неделе». Трижды звучит слово «российское», однако грузовик – китайский.
Очевидно, что одной из целей, заявленных создателями («станция подзарядки для электрокаров») данный проект вряд ли соответствует. Однако это не значит, что грузовик-накопитель не имеет права на существование, отмечают в экспертном сообществе.
Дело в том, что еще в 2016 года компания Nissan предлагала выпускать грузовики для обслуживания массовых мероприятий, где по каким-то причинам нет электричества. Спустя год с аналогичной идеей совместно выступили МОЭСК и КАМАЗ. Но предложение японцев было интереснее, напоминает Алексей Кованов: оно заключалось в том, чтобы на грузовики устанавливали не новые аккумуляторы, а отслужившие свое батареи с легковушек Nissan Leaf. Для электрокаров они уже не подходили, но вполне могли обрести вторую жизнь на «накопителях».
Вряд ли нечто подобное будет реализовано в проекте «Роснано», но как источник дополнительного (и мобильного!) источника электроснабжения он может быть полезен. Пилотный образец скоро приступит к работе на территории Новой Москвы.