Дешевле и точнее. Производители БПЛА и РЭБ реагируют на запросы участников СВО
В России продолжает развиваться производство беспилотных авиационных систем и связанного с ними оборудования. Производители прислушиваются к заказчикам — как гражданским, так и военным.

В Петербурге с 7 по 9 октября проходит всероссийский форум «Защита гражданских объектов от атак беспилотных систем и коммерческая эксплуатация БАС» (Expo.UAV). Корреспондент Mashnews посетил мероприятие и изучил продукцию, которую могут предложить рынку производители беспилотных летательных аппаратов и средств противодействия БПЛА. Как выяснилось, производители поддерживают постоянную связь со своими заказчиками и стараются удовлетворить потребности.
На перехват
Одним из центральных экспонатов выставки в рамках форума стали дроны-перехватчики «Архангел» от ООО «Архангел Щит». Mashnews ранее сообщал о прогнозах экспертов, согласно которым спрос на них вырастет в 50 раз. На мероприятии Expo.UAV в июле «Архангел» использовался для тестирования сетки против дронов.
«Архангел» работает по воздушным целям противника в паре с радиолокационной станцией (РЛС), объяснил руководитель проекта «Архангел» Михаил Филиппов (позывной Архангел). РЛС обнаруживает цель, после чего вылетает перехватчик. Дальность поражения у дрона — до 50 км, скорость — до 350 км/ч.
«Я согласен с точкой зрения, что подобные перехватчики набирают популярность на рынке. Такая аэродинамика увеличивает дальность поражения, увеличивает скорость, позволяет догнать практически любую воздушную цель противника. Это позволяет полностью перекрыть небо совместно с ПВО. Это системное решение для усиления безопасности страны», — отметил Филиппов.
Стоимость дрона «Архангел» составляет 165 тыс. рублей, уточнил он. Сейчас проходит много мероприятий по тестированию и доработке перехватчика по разным моментам — боевые применения, выставочные мероприятия. «Архангел» ежедневно проверяется и улучшается.
Компания «Инновационные летные системы» из Новосибирска показала два квадрокоптера — КРАБ-10 и КРАБ-15, рассказал представитель предприятия Максим Терлеев. Это универсальные разведовательно-ударные дроны, обладающие повышенной устойчивостью к РЭБ. Управление передается одновременно в трех субгигагерцовых частотных диапазонах с особой системой модуляции сигнала в зоне шумов, видеосигнал аналоговый и передается в двух диапазонах частот, причем оператор может переключаться между диапазонами прямо в полете.
«Меньший дрон может переносить груз до 3 кг, больший — до 10 кг. На дронах установлен стабилируемый подвес с тепловизором и камерами с 16-кратным зумом. Мы полностью управляем прошивкой автопилота, в дронах реализованы специальные функции. Например, при полном подавлении сигнала дрон поднимется вверх, развернется на 180 градусов и направится обратно — в ту сторону, откуда прилетел», — отметил Терлеев.
Стоимость дронов вполне демократична — малый стоит 180 тыс. рублей, большой — 220 тыс. рублей, плюс примерно в 100 тыс. рублей обойдется наземная станция управления (НСУ).
Компания «Авиаспецдеталь» привезла на форум беспилотную авиационную систему (БАС) «Листопад». У нее электрический двигатель и два аккумулятора, уточнил представитель предприятия. По его словам, дальность полета составляет 45 километров, а максимальная высота полета — 5 километров. Из полезных нагрузок в БАС можно установить дневную гиростабилизированную камеру и ночную камеру. В крыле у него есть детектор дронов по частотам.
«Стартует «Листопад» с резинового амортизатора либо при помощи пневматической катапульты. В гражданских целях БАС тоже используют. В частности, на него можно установить фотоаппарат, газоанализатор и так далее. Могут его использовать и сотрудники МЧС для поиска людей. Стоимость составляет 5-6 млн рублей, в комплект входят пневматическая установка, два ноутбука, штатив с антенной и поворотной системой», — рассказал представитель компании.

БПЛА
«КРАБ» от ООО «Инновационные летные системы». Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Беспилотная авиационная система (БАС) «Листопад» производства ООО «Авиаспецдеталь». Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews
Новые аккумуляторы и сверхдешевый дрон
На форуме российский бренд GetPwr представил литий-полимерные и твердотельные аккумуляторы, рассказал руководитель отдела продаж компании. Эра литий-полимерных аккумуляторов очень долго длилась (порядка шести-семи лет), но сейчас весь рынок переходит на новую линейку аккумуляторов — полутвердотельные аккумуляторы, пояснил он.
«Они отличаются химическим составом, весом (полутвердотельные полегче). Рабочее напряжение у них повыше. И благодаря изменению конфигурации можно от них получать больше пользы — в автономности полетов, увеличении веса полезной нагрузки. Это новый виток развития литий-содержащих аккумуляторов», — уточнил представитель GetPwr.
Самым удивительным экспонатом на выставке оказалась универсальная БПЛА платформа самолетного типа «Фиксик», собранная фактически в кустарных условиях. Задача состояла в том, чтобы сделать что-то максимально дешевое, и чтобы это можно было производить практически в любой мастерской, объяснил ее разработчик Эдуард Сергеев.
«По сути в моей мастерской кроме ручного оборудования почти ничего и нет. Двигатели, которые я использую в дроне, частенько на фронте встречаются как трофейные. Например, двигатель от украинского дрона «Баба-яга»», — объяснил Сергеев.
У БПЛА платформы есть два варианта — одномоторный и двухмоторный, добавил изобретатель. Крылья у дрона из пенопласта, обклеены по принципу папье-маше — из соображений удешевления и упрощения технологии производства. В самом маленьком варианте (без добавочных крыльев) с размахом два с половиной метра, без учета связи и аккумуляторов, БПЛА платформа стоит 65-70 тыс. рублей. В варианте «все включено» она обойдется в 150-200 тыс. рублей (это двухмоторный вариант со связью и аккумуляторами).

Аккумуляторы для БПЛА GetPwr производства ИП Ладыженский. Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Универсальная БПЛА платформа самолетного типа «Фиксик», сделанная из подручных материалов. Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews
Сети и боксы
Производитель сетей для противодействия дронам — компания «Системы механической защиты» (СМЗ) — в рамках форума испытает на аэродроме две новые сети, рассказал его генеральный директор Дмитрий Дорофеев. Первой станет защитно-маскировочная сеть «Дарвин ЗМ».
«Мы постарались соединить в одной сетке и защитные свойства, и маскировочные. Она предназначена для укрытия блиндажей, техники — специальных объектов, которые требуют маскировки. Мы ее делаем промышленным способом. Известно, что маскировочные сети — это всегда ручная сборка с массой ограничений. А мы в данном случае можем вязать километр сетки в сутки машинным способом. Ширина ее составляет 5,3 метра, и растягивается она легко до 6,5 метров. В длину она может быть бесконечной», — подчеркнул Дорофеев.
Вторая сетка, которую покажет СМЗ, получила название «Дарвин Z». Это специальная сетка для туннелей, уточнил Дорофеев. «Мы в ней заменили обычный квадрат на Z-образную форму. Для чего? После прорыва ячейки остается дырка. Но в нашей сетке при прорыве будут смещены Z-формы, и следующий дрон в эту дырку залететь не сможет. Новая защитно-маскировочная сетка будет стоить в районе 200 рублей за квадратный метр. Что касается сетки для туннелей, то ее цена 20-25 рублей за квадратный метр», — отметил Дорофеев.
Компания Asel Labs отреагировала на просьбы бойцов в зоне СВО, и разработала автомобильный держатель для детекторов дронов своего производства, рассказал ее представитель Роман Майоров. Держатель подходит для любого автомобиля, крепится на присоску на стекло, и может принимать любое положение.
«У бойцов в зоне СВО была проблема: им приходилось самим из подручных средств делать какие-то крепления для детекторов. Теперь она решена. Данный держатель имеет подзарядку, детектор крепится не только механизмом держателя, но и на клипсу. Даже в том случае, если машина перевернется, детектор никуда не упадет», — подчеркнул Майоров.
Липецкое НПО «Киловатт» представило багажный бокс для размещения на крыше автомобиля, который представляет собой известный купольный подавитель БПЛА К-12, но в другой вариации. Он предназначен в первую очередь для гражданских объектов.

Система «Дарвин» (сеть для защиты от БПЛА) производства ООО «Системы механической защиты» (СМЗ) в двух вариациях. Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

«Туннель Дарвина» — новая разработка ООО «Системы механической защиты», представляющая собой защищенный сетью туннель для безопасного передвижения техники и личного состава. Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Станция РЭБ «Капюшон К-12М» (багажный бокс) производства ООО НПО «Киловатт» (Липецк). Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews