04 октября 2023 09:34
читать 12 минут

Возвращение в госсобственность имущества знаменитого станкостроительного завода будут обжаловать

Генпрокуратура добилась в суде отмены итогов постсоветской приватизации легендарного станкостроительного предприятия — расположенного в Краснодаре завода имени Седина. Появилась проблема — здания за 30 лет успели выкупить предприниматели и обустроить там новые производства. В корпусах стоит оборудование, работают люди, сейчас все эти объекты переданы в федеральную собственность, предприниматели не понимают — что дальше? MASHNEWS разбирался в ситуации.

Прокуратура начинает и выигрывает

13 сентября по решению Арбитражного суда Краснодарского края в федеральную собственность возвращено 23 объекта недвижимости на территории бывшего Завода имени Седина. Они принадлежат 18 юридическим лицам. До этого по искам Генпрокуратуры и прокуратуры Краснодарского края были деприватизированы три здания, находившиеся в собственности у МОАО «Седин». MASHNEWS рассказывал об этих судебных делах.

Сейчас на территории завода работает одно станкостроительное предприятие — ООО «Южный завод тяжёлого станкостроения» (ЮЗТС). Его имущество судебные процессы не затронули. Предприятие входит в десятку крупнейших станкостроительных заводов страны и поддерживается властями Краснодарского края. Предприятие активно развивается, в частности, строится новая производственная площадка, правда, цеха собираются организовать не на участке завода имени Седина в центре Краснодара, а на территории промышленного парка «ВБ Кубань», который будет располагаться в Восточной промышленной зоне города.

На вопрос MASHNEWS, как судебные процессы по деприватизации цехов завода имени Седина скажутся на ЮЗТС, исполнительный директор предприятия Дмитрий Дмитриенко лаконично ответил: «Не повлияют». На вопрос о том, рассматривается ли вопрос о размещении на освободившихся площадях мощностей ЮЗТС, Дмитриенко ответил: «По нашей информации — нет».

Так что сейчас вопрос о том, как именно будут использоваться 23 объекта Завода имени Седина, переданные в госсобственность, остается открытым.

MASHNEWS направил запросы в Минпромторг и в администрацию Краснодарского края.

 
СПРАВКА MASHNEWS:

Машиностроительный завод в Краснодаре был построен в 1911 году, в годы Первой мировой войны здесь выпускались миномёты, лафеты и фугасные гранаты. Затем там стали производить токарные станки. В 1922 году заводу присвоили имя Глеба Седина, токаря и деятеля революционного движения. В 1970-е годы завод стал крупнейшим в мире производителем токарно-карусельных станков. Первый станок с ЧПУ был изготовлен здесь в 1975 году. В лучшие годы на предприятии работало свыше 10 тыс. человек.

В декабре 1990 года имущество завода было выкуплено за 36 млн рублей на основании постановления Совета Министров СССР от 20.03.1990 г. Но это постановление запрещало приватизацию оборонных предприятий. Завод имени Седина — как раз такой случай.

В корпуса на территории завода им. Седина собственники вложили немало денег. Фото предоставлено Юрием Абаевым

«Считаем - решение незаконное»

Решениям судов об отмене итогов приватизации собственники зданий на территории Завода имени Седина, естественно, не рады.

«Обжаловать будем однозначно, предпринимателям никто никаких компенсаций не давал, считаем, что решение незаконное, необоснованные, считаем, что все, что идет сейчас — это произвол», - заявила MASHNEWS  юрист Алина Гонтарева, представляющая в судах интересы МОАО “Седин”.

Стоит отметить, что до 29 августа генеральным директором МОАО “Седин” был Игорь Соболев, директор того самого «Краснодарского станкостроительного производственного объединения КСПО имени Седина», которое было приватизирован в декабре 1990 года. В решениях судов об отмене итогов приватизации указано, что предприниматели 23 объектов недвижимости, изымаемых в госсобственность, аффилированы к МОАО «Седин» и бывшему директору этой компании Соболеву.

В числе предпринимателей, названных аффилированными лицами, Юрий Абаев, директор инвестиционного центра «Ремком-А», как следует из материалов судебного дела, он имеет долю в уставном капитале МОАО «Седин». В свою очередь МОАО «Седин» - учредитель «Ремком-А».

Абаев связь с МОАО «Седин» не отрицает, наоборот, в беседе с MASHNEWS привел статистику по оборотам тех 18 компаний, имущество которых сейчас перешло в федеральную собственность.
«Совокупный оборот этих компаний за 2022 год составил 2 млрд рублей, из них 576 млн рублей налогов уплачены», - рассказал Абаев.

Непосредственно предпринимателю принадлежит на территории кузнечный цех, где производится оборудование для портов и маслозаводов.

«В 2014 году я выкупил разрушенное здание по инвестиционному контракту. Вложил в него около 120-130 миллионов рублей, купил оборудование. Привел здание в порядок. У меня там почти 90 человек работает, никто не уволился», - заявил Абаев.

По словам предпринимателя, когда начались судебные разбирательства, он заказал независимую оценку, которая оценила лично его имущество более чем в 240 млн рублей.

Сейчас Абаев присматривается к производственным площадкам в регионе, но без особого энтузиазма.

«Ну куда я перевезу кузнечный цех. Здесь станки, здесь тяжелое оборудование, оно закопано глубоко в землю, если переезжать, то просто это производство вымрет», - констатировал Абаев.

У предпринимателя есть некоторая надежда, что ему удастся все же сохранить производство на площадке Завода имени Седина.

«Я уже всем писал: если у вас есть какой-то глобальный заказ, зачем рушить производство, дайте нам этот глобальный заказ, мы готовы принять активное участие в выполнение данных работ», - сказал бизнесмен, но тут же признался — заказов ему никто не обещал, хотя в возрождении краснодарского станкостроения он готов участвовать обеими руками.

Если «Ремком-А» с кузнечным производством пытается вписаться в новую реальность, то генеральный директор ООО «Югтехком» Дмитрий Валынцев говорит — его предприятие, специализирующееся на монтаже строительных конструкций, сможет работать только на площадке завода имени Седина.

«У меня у меня весь коллектив краснодарский, локально живут вокруг предприятия. Да и средств переезжать, что-то строить у меня нет», - сказал Валынцев. По словам предпринимателя, официально ему никто вариант переезда не предлагал, говорилось лишь, что, возможно, компании смогут выделить участок за городом в аренду на пять лет, да и то не точно.

«Строиться я начинал, когда доллар был по 30 рублей, [недавно] сделал независимую оценку, она показала, что сейчас все мои сооружения стоят 248 миллионов рублей. Это без оборудования. У меня очень хорошее рентабельное предприятие, мы за прошлый год заплатили более 30 млн рублей налогов”, - заявил Валынцев. 

Тезис об аффилированности структурам МОАО «Седин», прозвучавший на судебном заседании, предприниматель отрицает.

«Я в вооруженных силах служил, когда вся эта приватизация происходила, здание у третьих лиц покупал, все годы вкладывался в него, мог бы уже десять домов себе купить, но нет. А сейчас остался ни с чем», - констатировал Валынцев.

Хотя все бизнесмены уже получили исполнительные листы с предписанием освободить помещения, производство на предприятиях продолжается. Предпринимателям не объяснили, куда они должны съехать и как быть сотрудникам, которые работают в небольших компаниях на территории заводов.

Производство на территории, перешедшей в федеральную собственность. Фото предоставлено Юрием Абаевым

Деньги и шансы

Оспаривание итогов приватизации — достаточно редкая процедура, поэтому ясной судебной практики насчет того, как быть собственникам, лишившимся имущества, практически нет.

«Механизм истребования имущества из чужого незаконного владения не предполагает выплаты компенсаций за изъятое имущество ни в натуральном, ни в денежном выражении, за исключением случая изъятия жилого помещения у добросовестного покупателя», - сообщил MASHNEWS адвокат Адвокатской палаты Москвы Олег Пантюшов.

«Добросовестный владелец, у которого изъято имущество, вправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут быть отделены без повреждения имущества, либо требовать компенсации, если они не могут быть отделены», - добавил эксперт и подчеркнул, что добросовестный приобретатель с позиции законодательства — это тот, кто не знал, что покупает имущество, запрещенное к продаже.

«Если иск собственника об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен, добросовестный приобретатель вправе предъявить иск о возмещении убытков к продавцу. Выплата государством компенсации за изъятие коммерческой недвижимости действующим законодательством не предусмотрена», - сообщила MASHNEWS старший юрист практики “Недвижимость. Земля. Строительство” юридической фирмы VEGAS LEX Марина Преображенская.

По просьбе MASHNEWS эксперт изучила обстоятельства дела и пришла к выводам, которые для предпринимателей сложно назвать утешительными.

“Суд при рассмотрении спора фактически установил аффилированность бывших собственников имущества (продавцов) и ответчиков – текущих собственников, сделав вывод об их недобросовестном поведении. Данное обстоятельство может в значительной степени осложнить в дальнейшем взыскание убытков с продавцов, как минимум, в части доказывания вины”, - отметила Преображенская.

Таким образом, для бизнесменов, лишившихся имущества после деприватизации зданий Завода имени Седина судебные перспективы выглядят довольно туманно. По крайней мере, на данный момент.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент