Прокуратура оспорила приватизацию знаменитого станкостроительного завода в Краснодаре
Здания, 33 года назад принадлежавшие краснодарскому Заводу имени Седина, возвращаются в федеральную собственность. В советское время это предприятие было лидером отечественного станкостроения, сейчас значительная часть корпусов сдаётся в аренду под офисы. Прокуратура успешно оспорила уже два решения о приватизации этих объектов и подала третий иск. MASHNEWS выяснял: это уникальный случай или начало процесса пересмотра итогов приватизации 1990-х.
Прокуратура проявляет активность
31 июля 2023 года прокуратура Краснодарского края обратилась в Арбитражный суд региона с иском о возвращении в собственность Российской Федерации зданий, принадлежащих предприятиям, образованным на базе бывшего Завода имени Г.М. Седина. Об этом MASHNEWS сообщила юрист Алина Гонтарева, представляющая в судах интересы МОАО «Седин», оно долгие годы фактически играло роль управляющей компании на территории бывшего завода.
Это будет уже третье дело об отмене приватизации заводского имущества, которая произошла в начале девяностых.
20 июля Арбитражный суд Краснодарского края вынес решение об отмене приватизации литейного цеха и земельного участка под ним. 20 июня аналогичное решение вынесено в отношении четырёх зданий, включая заводскую проходную.
Иски подавали Генпрокуратура и прокуратура Краснодарского края в интересах Российской Федерации. Ответчики — МОАО «Седин», АО «Станкозавод Седин», ООО «Седин-Шисс» и Промышленная ассоциация «Завод имени Седина».
«[Апелляционную] жалобу по первому делу подали 27 июля, по второму делу, по литейному цеху, жалобу ещё не отправили. Вчера »прилетело« заявление, что хотят забрать весь завод, то есть, не первый корпус, не второй, а весь завод. Это чревато тем, что многие предприятия подпадут под банкротство», — прокомментировала MASHNEWS обстоятельства дела Алина Гонтарева.
СПРАВКА MASHNEWS:
Машиностроительный завод в Краснодаре был построен в 1911 году, изначально он назывался «Кубаноль», в годы Первой мировой войны здесь выпускались миномёты, лафеты и фугасные гранаты. Затем стали производить токарные станки. В 1922 году заводу присвоили имя Глеба Митрофановича Седина, токаря и лидера городского революционного движения. В 1970-е годы завод стал крупнейшим в мире производителем токарно-карусельных станков. Первый станок с ЧПУ был изготовлен здесь в 1975 году. Продукция завода поставлялась по всему миру, а в лучшие годы на предприятии работало свыше 10 тыс. человек.
Разобрали завод по кусочкам
Фото: администрация Краснодарского края
Как на месте советского промышленного гиганта появилось множество предприятий? Из судебных документов следует, что в сентябре 1990 года руководство завода заключило с Минстанкопромом СССР договор аренды имущества, который позволял в дальнейшем выкупать здания и оборудование, находящееся на балансе предприятия. Имущество завода в декабре 1990 года было выкуплено в общей сложности за 36 млн рублей.
Постановление Совета Министров СССР от 20.03.1990 действительно позволяло сдавать в аренду и выкупать имущество государственных предприятий. Но имелись исключения — так нельзя было поступать с оборонными предприятиями. Завод имени Седина — как раз такой случай, он на постоянной основе выполнял заказы для нужд советской армии и ВВС.
Тот факт, что имущество предприятия нельзя было приватизировать, установили ещё 32 года назад — 8 января 1991 года. Тогда же государственный акт о выкупе заводских корпусов был аннулирован, а приложение к договору аренды признано недействительным.
На предприятие была спешно направлена правительственная телеграмма: договор аренды заводского имущества признаётся недействительным, а выкуп — невозможным. Но эта телеграмма, вероятно, была проигнорирована, имущество предприятия приватизировано, на месте завода в разные годы действовало до 27 предприятий.
В 1994 году Арбитражный суд Краснодарского края признал, что аренда и все последующие действия с заводским имуществом осуществлялись на законных основаниях.
Предприятия, образованные на базе Завода имени Седина, жили своей жизнью до лета 2023 года, когда иски об истребовании имущества неожиданно начала подавать прокуратура.
Срок исковой давности по таким делам обычно составляет три года, а здесь прошло уже больше 30. Представители МОАО «Седин» говорили об этом на судебных заседаниях. Однако суд эти доводы отклонил, руководствуясь тем, что начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права узнал уполномоченный орган. А произошло это, как следует из текстов судебных решений, только в этом году.
Есть интересант?
Фото: ЮЗТС
Сейчас на территории бывшего Завода имени Седина работает больше двадцати относительно небольших предприятий, в основном не связанных со станкостроением.
Так, основной вид деятельности МОАО «Седин» по ОКВЭД — управление недвижимостью, среднесписочная численность работников — 18 человек. На «Станкозаводе Седин», судя по отчётности, работают 15 человек. Компания называет себя разработчиком проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, горному делу, химпроизводству.
Участок, который занимает бывший Завод имени Седина, — это гигантская территория на берегу Кубани. Интерес к этому месту всегда был большой, в последние годы на участок хотели прийти застройщики, обсуждались проекты по строительству на месте завода жилья. Но девелоперам предложили поискать другие участки.
Дело в том, что здесь же расположено предприятие, называющее себя преемником советского завода и его инженерной школы, — ООО «Южный завод тяжёлого станкостроения» (ЮЗТС). Оно не входит в число компаний, связанных с МОАО «Седин».
Сейчас ЮТЗС, образованный в 2016 году, входит в десятку крупнейших станкостроительных заводов России, в прошлом году его включили в реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ. В 2022 году на ООО «ЮЗТС» изготовили 12 обрабатывающих центров, увеличив тем самым объёмы производства на 42%. В 2023 году завод намерен выпустить уже 23 станка на общую сумму 3 млрд рублей.
Исполнительный директор ООО «ЮЗТС» Дмитрий Дмитриенко на вопрос MASHNEWS, коснулись ли предприятия решения судов по изъятию зданий, сказал: «Это соседние». От более подробного комментария топ-менеджер воздержался, но намекнул, что вскоре могут появиться громкие новости, касающиеся будущего ООО «ЮЗТС».
Есть предположения, что возвращённые в федеральную собственность здания могут так или иначе достаться Южному заводу тяжёлого машиностроения. Хотя вторую очередь ООО «ЮЗТС» будут строить совсем на другой площадке — в промпарке «ВБ Кубань». Соответствующее соглашение власти региона заключили в ходе ПМЭФ-2023.
MASHNEWS направил запросы по судьбе изъятых в собственность РФ зданий в Минпромторг и правительство Краснодарского края.
«Указанные земельные участки являются землями промышленного назначения. В настоящее время в ряде объектов недвижимости, истребованных в пользу Российской Федерации, осуществляется производственная деятельность. Истребованные объекты недвижимости находятся в разной степени износа — от зданий, которым необходима промышленная реновация, до объектов, нуждающихся в ремонте. В последние годы некоторые объекты недвижимости не эксплуатировались в связи с высокой степенью износа. В ряде объектов осуществляют деятельность промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве металлоконструкций, сельскохозяйственной техники, оборудования для масложировой промышленности и так далее», — сообщил MASHNEWS заместитель руководителя департамента информационной политики, начальник управления пресс-службы Краснодарского края Павел Тычинкин.
«Решение о дальнейшем использовании объектов будет принято на федеральном уровне», — подчеркнул Павел Тычинкин.
Случайность или тенденция?
Фото: ЮТЗС
«Приватизация была 30 лет назад, но к её результатам до сих пор много вопросов. А в обществе сформировалось мнение, что проведена она была нечестно и со множеством нарушений. Активы, проданные в ходе приватизации, были оценены по балансовой стоимости в десятки раз ниже их реальной стоимости», — сказала MASHNEWS адвокат Оксана Грикевич.
Она перечислила арбитражные дела, связанные с отменой результатов приватизации: «Арбитражный суд Пермского края согласился с версией Генпрокуратуры и вернул государству 89% акций Соликамского магниевого завода. В Арбитражный суд Волгоградской области поступило исковое заявление Генеральной прокуратуры РФ с требованием передать АО »Волжский оргсинтез« в собственность государства. Когда речь идёт о споре с государством, компания является заведомо слабой стороной».
«Первой ласточкой, создавшей »прецедент«, было дело Башкирской содовой компании. По общему правилу срок исковой давности составляет три года, но в указанном деле суд, приняв сторону Генпрокуратуры, указал, что отсчёт срока исковой давности начинается с момента проведения прокурорской проверки», — рассказал MASHNEWS Евгений Митин, партнёр юридической фирмы LANDMARK.
«Следом было дело »Кучуксульфата«в Алтайском крае, — продолжает он. — Оба дела инициированы Генпрокуратурой России, и в обоих случаях речь шла о признании приватизации актива в 1990-х незаконной. Часто ли подобное происходит? Скорее нет, чем да. Но подобная практика, по мнению юридического сообщества, должна насторожить всех, кто приобрёл имущество в результате приватизации. В деле международного открытого акционерного общества »Седин« всё повторяется», — говорит Митин.
Судебная практика по данному вопросу противоречива, отметил Андрей Бобров, ведущий юрист юридической фирмы «СВА-Групп».
«Часть судов полагает, что институт исковой давности в таких спорах подлежит применению. Одним из примеров такой практики судов является дело А46-4050/2011, в рамках которого Управление имуществом пыталось возвратить в собственность РФ Омский агрегатный завод им. В.В. Куйбышева. Суды трёх инстанций отказали в иске, указав, что государственный орган должен был узнать о недопустимости приватизации имущества ещё с даты получения плана приватизации. Другая часть судов полагает, что исковая давность в таких спорах начинается с момента выявления государственными органами нарушений», — объясняет Андрей Бобров.
Он называет пересмотр итогов приватизации «ящиком Пандоры».
«С одной стороны, оспаривание итогов приватизации приводит к пополнению казны и восстановлению законности и социальной справедливости. Однако такой подход представляется крайне опасным, поскольку создаётся существенный риск открытия »ящика Пандоры«, в результате которого начнут оспариваться сделки 20–30-летней давности (или даже более старые), уже даже без привязки к приватизации 1990-х годов. Этого государство не может себе позволить, поскольку такая ситуация будет разрушительна для всякого инвестиционного климата», — считает Бобров.