21 августа 2023 16:37
читать 8 минут

"Денег опять же нет". Коляски-вездеходы слишком дороги для казны

Участникам конфликта на Украине стали выдавать высокотехнологичные коляски-вездеходы, на которых написано «сделано в России». Однако, чтобы они стали совсем российскими, не хватает малости: моторов, актуаторов, ячеек для аккумуляторов. И в перечень колясок, которые инвалидам государство выделяет бесплатно, они не входят.

Сделано в России, да не всё

Союз машиностроителей России сообщил, что в рамках акции «Всегда рядом» передал российскому военному, потерявшему ногу в ходе СВО на территории Украины, коляску-вездеход.

Пост сопровождался фотографией, где на коляске компании Observer указано, что она «сделана в России». MASHNEWS выяснял, насколько она отечественная и могут ли такую позволить себе обычные люди.

На рынке работают две компании, у которых производство находится в России. Это упомянутая Observer из Калининграда и Caterwil из Новосибирска. В обеих компаниях не отреагировали на запросы издания.

Однако в Министерстве промышленности и торговли РФ MASHNEWS ответили, что сейчас на рынке максимальная «импортозамещённость» коляски-вездехода составляет 85%.

Для полной локализации изготовления таких колясок в России, сказали в министерстве, необходимо наладить производство:

  • мотор-редукторов;
  • линейных актуаторов для кресел-колясок;
  • ячеек для литиевых аккумуляторов;
  • элементной базы для электроники (микроконтроллеры, транзисторы, конденсаторы).
«Часть из указанной номенклатуры уже прорабатывается», — сказали MASHNEWS чиновники.

Над этим сейчас работают в АНО «Агентство технологического развития». Работа пока находится на начальном этапе — готовится конструкторская документация.

Ценой в сотни тысяч


Кресло-коляска высокой проходимости Caterwil Ultra-5. Фото: официальный сайт Caterwil

«Она (коляска высокой проходимости — прим. ред.) полезна для человека с инвалидностью, который планирует активно проводить время на открытом воздухе или посещать места с неровной поверхностью. Такие коляски имеют усиленные колёса и подвеску, что обеспечивает лучшую проходимость по различным типам поверхностей, включая грунт, песок, гравий и так далее. Коляски высокой проходимости обычно стоят дороже стандартных колясок. Цена зависит от модели, производителя и дополнительных функций. Стоимость начинается от нескольких сотен тысяч рублей. Потому получить их по индивидуальной программе реабилитации непросто. Необходимо доказывать, что именно в этой коляске нуждается человек. Потому покупка таких «вездеходов» ложится на плечи самих инвалидов или их родителей«, — отмечает учредитель ассоциации развития НКО Яна Дмитриева.

По госконтрактам в России поставляются коляски (на официальном языке — «технические средства реабилитации»), которые включены в перечень, утверждённый приказом Минтруда России от 13.02.2018 № 86н. И коляски-вездеходы, и коляски высокой проходимости в этот список не входят.

Чтобы инвалиду бесплатно получить коляску того или иного типа, ему надо иметь заключение специалиста — он решает, какая реабилитация и какие условия нужны обратившемуся. Затем социальный фонд выдаёт сертификат на конкретное изделие, объясняется на сайте Минтруда.

Если инвалид считает, что ему нужна другое средство передвижения, то есть второй вариант: компенсация за уже приобретённую коляску. Нуждающийся покупает то, что ему нужно, самостоятельно, потом обращается за компенсацией. Он может взять коляску подороже, выложив деньги из собственного кармана. Это как раз касается колясок высокой проходимости.

Игорь, участник СВО, получил коляску, купленную за деньги, собранные членами Союза машиностроителей. Это были добровольные пожертвования, их хватит ещё на несколько военнослужащих, которые получили серьёзные ранения.

Эксперты не верят, что государство готово закупать высокотехнологичные коляски.

«У государства на всё это не хватает денег. Если у детей ситуация ещё хоть какая-то, то со взрослыми очень плохо. Только сейчас у нас в России стали что-то делать, производить, разрабатывать, но надо восполнить очень большой пробел, а денег опять же нет. Хочется видеть больше людей на колясках на улицах, но мы видим только нестыковки по суммам, которые выделяются на технику. Колясок покупают мало, а информированность пользователей на низком уровне. Такая работа вообще не проводится», — говорит специалист по техническим средствам реабилитации Михаил Гримут.

Идеальная коляска от отечественных производителей


Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Когда отечественные производители будут выпускать всю номенклатуру колясок для инвалидов, готово ли государство вложиться в их производство, спросил MASHNEWS у Минпромторга. Ответ пока отрицательный.

«Идеальная коляска», ответили в министерстве, — вопрос весьма индивидуальный и напрямую зависит от конкретного пользователя. Но отечественные производители работают над расширением модельного ряда и кастомизацией продукции.

Высоким качеством обладают зарубежные коляски-вездеходы. В связи с санкциями их на российском рынке стало меньше, а цены на них — выше, но частные компании, занимающиеся продажей средств реабилитации, продолжают их приобретать. С рынка они не исчезли. В перечне параллельного импорта колясок нет.

Цены на коляски-вездеходы начинаются от 250 тыс. рублей, видно на сайте магазина SupportShop. За такие деньги продаётся коляска высокой проходимости Caterwil Ultra-4 (производство компании Caterwil из Новосибирска). Она рассчитана на 65 кг веса. Практически за ту же цену (на 10 рублей дешевле) есть китайская Advent Super Chair MT-C21, но уже готова поднять вес до 118 кг. 

Самая дорогая модель — финская Chasswheel Four X DL Lift. Вездеход до 130 кг стоит почти 1,4 млн рублей. Есть на рынке немецкая коляска — Otto Bock C2000, она стоит более 880 тыс. рублей и выдерживает до 190 кг. Чуть больше показатель веса у российского Observer — 195 кг.

«Импортные поступления есть, но это всегда индивидуальный заказ. Отечественные коляски совершенствуются, но пока медленно. Во Владивостоке предприниматели разработали облегчённые коляски. Они мобильнее и долговечнее тех, что поставлялись раньше», — говорит директор АНО «Центр развития социальных систем» и социальный предприниматель Валентина Чопик.

«Конечно, этой индустрии необходимы исследования, больше аналитики. Более глубокие проработки образцов непосредственно на пользователях. Такие исследования можно проводить через НКО, которые специализируются на взаимодействиях с людьми с инвалидностью и их семьями», — объясняет Чопик.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент