17 ноября 2025 11:42
читать 14 минут

Демографические проблемы ударят по производителям интерактивных панелей

На закупки интерактивных панелей государство тратит столько же денег, сколько на гражданское судостроение. Однако в текущем году наметилось снижение объемов, эксперты советуют игрокам рынка готовиться к ухудшению ситуации.

Объем государственных закупок интерактивных панелей и сенсорных панелей и экранов за девять месяцев 2025 года составил почти 4,9 млрд рублей. 11% общей суммы закупок пришлось на столичных заказчиков. Такие данные предоставили Mashnews эксперты электронной площадки «РТС-тендер» (входит в российскую цифровую платформу закупок и продаж B2B-РТС).

За девять месяцев 2025 года было проведено около 2,4 тыс. тендеров на закупку интерактивных панелей в рамках 44-ФЗ («О контрактной системе») и 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Сумма заключенных договоров составила около 4,2 млрд рублей. Для сравнения — за аналогичный период 2024 года было размещено 2,5 тыс. процедур, договоры были заключены на 8,3 млрд рублей. За весь прошлый год объем закупок был на уровне 10,2 млрд рублей.

Количество средств, потраченных государством на интерактивные панели, сопоставимо с тратами на гражданское судостроение. Ранее Mashnews сообщал, что за первые восемь месяцев 2025 года они составили около 6,1 млрд рублей, а за такой же период 2024 года — 6,2 млрд.

В «РТС-тендер» отметили, что основной объем закупок интерактивных панелей приходится на столичные учреждения и организации. За девять месяцев 2025 года московские заказчики заключили договоры с поставщиками на 405 млн рублей, в Петербурге объем закупок составил 244 млн рублей. В числе пяти крупнейших заказчиков интерактивных панелей — Ростовская (238 млн), Нижегородская (211 млн) и Московская области (210 млн рублей).

Всего закупки панелей по 44-ФЗ и 223-ФЗ в январе-сентябре 2025 года проводили почти 1,9 тыс. заказчиков, из которых чуть более 1,1 тыс. (60%) составляют образовательные учреждения, в том числе детские сады, школы и лицеи, колледжи, техникумы и вузы.

Схожая динамика наблюдается и в закупках сенсорных экранов и планшетов. За девять месяцев 2025 года опубликовано около 360 тендеров на их закупку, договоры уже заключены на 699 млн рублей. В январе-сентябре прошлого года было проведено 530 процедур, объем закупок составил почти 940 млн рублей, а за весь 2024 год — около 1,2 млрд рублей.

Лидером в этом сегменте закупок также оказалась Москва. За три квартала 2025 года столичные заказчики приобрели сенсорных планшетов и экранов на 127 млн рублей, в тройке ведущих регионов — Тюменская область (90 млн) и Приморский край (47 млн). В Петербурге объем закупок составил 3,7 млн рублей. Таким образом, в денежном выражении на Москву пришлось почти 11% всей суммы закупок интерактивных панелей и экранов. Всего же по стране их закупку проводили свыше 300 заказчиков, из которых почти 190 — это учреждения образования (59%).

Перспективы не самые радужные

Снижение закупок эксперты «РТС-тендер» считают логичным и временным явлением. Основные ИТ-закупки, в том числе оргтехнику, периферию, смежные устройства и так далее, заказчики провели в прошлом году, в том числе в преддверии новых требований к закупкам такой техники, вступивших в силу с 2025 года. Учитывая период закупок в два-три года, активную цифровизацию экономики, господдержку социальных и образовательных проектов, уже в 2026 году есть все предпосылки для серьезного увеличения спроса, считают в «РТС-тендер».

«Да, мы в этом году видим снижение госзакупок интерактивных столов, сенсорных киосков — всего оборудования, связанного с интерактивным экраном. Мы понимаем, что снижение связано с достаточно ограниченными бюджетами в РФ. Также оно связано с тем, что многие целевые программы по закупке интерактивных панелей закончились в конце прошлого года, и запуска новых программ не было», — подтвердил эти данные генеральный директор ООО «Лига Смарт» (российский производитель интерактивных панелей) Алексей Лежнин.

В этом году отсутствовала и сезонность, добавил Лежнин. Если в 2024 году в октябре, ноябре и декабре производители и поставщики зафиксировали резкое повышение аукционных закупок, то в 2025 году, к сожалению, этого не было.

Роста числа закупок в 2026 году не должно случиться по ряду причин, считает соучредитель Ассоциации производителей компьютеров и периферийного оборудования 26/20, популяризатор отечественной микроэлектроники Максим Горшенин. Во-первых, в стране сокращается объем бюджетных денег, на которые происходят закупки. С другой стороны, очень важным моментом является отмена множества субсидий из федерального центра — деньги, которые регионы недополучили в 2025 году, после 1 января никто не вернет. Собственные деньги умеют зарабатывать далеко не все регионы.

«Из всех регионов РФ сейчас всего лишь восемь, если мне не изменяет память, — профицитные. Все остальные — дотационные», — отметил Горшенин.

Дотационные регионы лучше потратятся на ремонт школы, а не на интерактивные панели, считает эксперт. Еще одним немаловажным моментом стали проблемы с демографией.

«У нас сейчас наблюдается демографическая яма из-за тех, кто родился в 1990-х годах. Эти люди подросли, но при этом сами рожают меньше детей. Соответственно, нам будет требоваться меньше школ. По моим прогнозам, школы вообще будут закрываться. Кроме этого, у нас очень много детей отдают в онлайн-школы, набирает популярность онлайн-образование. Такие дети не посещают обычные классические школы. Предпосылок к увеличению спроса на интерактивные панели сейчас в стране нет, учитывая еще и высокую ключевую ставку», — подчеркнул Горшенин.

Москва купается в деньгах

Больше всего на закупку интерактивных панелей и схожего оборудования тратит российская столица. Это связано с большим финансированием со стороны Москвы закупок в сравнении с другими регионам, предположил в беседе с Mashnews генеральный директор ООО «Ценный Контракт», общественный уполномоченный по закупкам при аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве Сергей Маковеев.

«Даже если посмотреть статистику ЕИС, можно увидеть, что на 2025 год суммарно запланировано закупок на 1617,76 млрд рублей. Это рекордное число по России. На втором месте Петербург и 970,54 млрд рублей. Москва является лидером по бюджету с очень большим отрывом. У столицы просто больше денег», — уточнил Маковеев.

У Москвы не только больше денег, но и живет в ней больше всего людей, добавил Максим Горшенин. Кроме того, в столице самое большое количество школ. «Поэтому нет ничего удивительного в том, что Москва покупает так много. Помимо этого, я не удивлен появлением в списке Петербурга (он второй по численности населения). Ростов-на-Дону тоже очень технологичный город, и у них есть деньги. В Московской области много людей живет, а Нижегородская область — промышленный центр», — прокомментировал Горшенин пятерку лидеров по закупкам интерактивных панелей.

Заработал национальный режим

С 1 января 2025 года были приняты изменения в части национального режима: все ранее действовавшие акты в сфере импортозамещения утратили силу, принят единый акт — постановление правительства РФ № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров…», напомнил Сергей Маковеев.

«Данное постановление не вводило какую-то концепцию национального режима, но унифицировало существующие нормы и в некотором смысле усложнило проведение закупок — отчасти ввиду того, что правоприменение отсутствовало, как и какие-либо разъяснения от контрольных органов. Само постановление из-за своей масштабности читалось очень тяжело и вызывало много вопросов», — подчеркнул Маковеев.

Интерактивные панели, сенсорные экраны и планшеты включили в приложение №1 к постановлению. Это означало, что при закупке данных товаров заказчики обязаны устанавливать ограничение допуска иностранной продукции.

«Суть его заключается в применении так называемого механизма «второй лишний». Если среди поданных заявок есть хотя бы одна заявка с товаром, происходящим из государств-членов Евразийского экономического союза, то все остальные заявки подлежат отклонению. При этом под товаром, происходящим из государств-членов Евразийского экономического союза, понимается товар, сведения о котором содержатся в реестре промышленной продукции РФ или в реестре промышленной продукции ЕАС», — добавил Маковеев.

Сам механизм не является новым и применялся и раньше, однако не в отношении этих товаров, уточнил эксперт. Ко всему прочему было усложнено и описание объекта закупки таких товаров — теперь для того, чтобы описать их, нужно обязательно использовать характеристики из вышеуказанных реестров. То же самое касается обоснования начальной цены. Это лишь маленькая часть проблем, с которыми столкнулись заказчики. Вероятно, по этой причине многие заказчики решили закрыть свои потребности с запасом до вступления в силу указанных новшеств, предположил Маковеев.

«Что касается программы импортозамещения, то мы считаем, что политика абсолютно правильная. В целом в этом году мы видим, что конечный заказчик уже работает в этой парадигме. Если в прошлых периодах все отнекивались от импортозамещения, то в этом году заказчики очень четко формулируют свой запрос: «нам нужно оборудование из реестра Минпромторга», «нам нужен российский производитель». Сильно радует, что конечный заказчик прислушивается к тому, что ему говорят сверху. Идет процесс некой обкатки, но в целом все работает эффективно», — отметил гендиректор компании «Лига Смарт» Алексей Лежнин.

Панель не должна быть бесхозной

Когда в образовании применяется интерактивный экран, это очень важно для учителя, потому что с помощью него учитель может очень долго удерживать внимание учащегося, считает Лежнин.

«Все дети сейчас в смартфонах, и когда они приходят в школу и сталкиваются с книгой, у них идет полная расфокусировка внимания. С помощью экрана учителю проще заинтересовать учеников», — добавил он.

Однако Максим Горшенин смотрит на процессы внедрения интерактивных панелей в школах со скепсисом.

«Очень парадоксальная вещь: инновации в школах для многих чиновников заключаются в покупке интерактивной панели. То есть, внедрение инновации подразумевает не какую-то новую форму обучения, не количество усвоенной детьми информации, не показатели по экзаменам, не внедрение работы с искусственным интеллектом. Для чиновников инновация — это покупка интерактивной панели и отчет об этом. Эта, к сожалению, инертность мышления людей, которым нужно отчитаться галочками о том, что у них «всё есть», не проверив на практике, пользуются ли учителя вообще этими панелями, и распаковали ли их вообще из коробки, — это большой вопрос. Из-за такой убогой позиции в умах чиновников возникают проблемы», — резюмировал Горшенин.
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!