Москва стала лидером в госзакупках гражданских судов
Среди регионов по объему госзакупок в гражданском судостроении лидирует не Петербург, а Москва. Эксперты говорят, что это объяснимо.

Общий объем госзакупок продукции судостроения в рамках 44-ФЗ («О контрактной системе») и 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») за первые восемь месяцев 2025 года составил около 6,1 млрд рублей по итогам 585 проведенных процедур.
Это в целом соответствует данным за аналогичный период прошлого года (578 тендеров и 6,2 млрд рублей). Таковы данные исследования, которые для Mashnews подготовили эксперты электронной площадки «РТС-тендер» (часть крупнейшей российской ИТ-платформы В2В-РТС).
В Москве в январе-августе этого года провели 103 процедуры, заключив договоры на 3,5 млрд рублей (1,2 млрд рублей годом ранее), в Петербурге — 49 тендеров, объем закупок составил 160 млн рублей (174,5 млн рублей годом раньше), в остальных регионах России — 433 процедуры, сумма договоров составила около 2,4 млрд рублей (около 4,8 млрд рублей годом ранее). Причем в столице 90% всей суммы договоров обеспечили закупки госкомпаний в рамках 223-ФЗ, в остальных регионах свыше 80% общей суммы пришлось на 44-ФЗ.
Более 90% всего объема госзакупок в судостроении приходится на ОКПД2 30.11 — «Корабли, суда, плавучие конструкции». Еще примерно 10% — это закупки спортивных и прогулочных судов. При этом заказчики из Москвы в январе-августе 2025 года профинансировали строительство судов на 3,46 млрд рублей, из Петербурга — только на 26 млн рублей, из остальных регионов — на 2,1 млрд рублей.
Два сегмента закупок демонстрируют существенный рост в 2025 году. За первые восемь месяцев 2025 года проведено 83 тендера на приобретение рыболовных судов, буксиров и земснарядов. Сумма заключенных договоров превысила 1,8 млрд рублей (974 млн годом ранее). Кроме того, опубликовано 12 процедур на закупку пассажирских судов, а сумма уже заключенных договоров составила 732 млн рублей (350 млн рублей годом ранее).
Mashnews узнал у представителей отрасли, по какой причине заказчики из Москвы выделили столько денег на судостроение.
Цифра в 6 млрд рублей, приведенная в исследовании — очень относительная, отметил в разговоре с Mashnews директор по коммерческим вопросам АО «ЦНИИ «Курс» Даниил Коновалов. Дело в том, что в России существуют и закрытые площадки, например, «АСТ ГОЗ» и другие, информация от которых не поступает в статистику. На этих площадках торгуются практически все государственные предприятия, вошедшие в санкционные списки.
«Сложно оценить, какой объем сделок проходит там. Кроме того, я предполагаю, что аналитики «РТС-тендер» рассмотрели прямые контракты судостроения на поставку оборудования. Однако, у нас еще есть производители оборудования, комплектующие системы и комплекты для инсталляции. Фактически это вторичный рынок, на котором также идут сделки по поставке оборудования. Поэтому совокупный рынок судостроения может быть в разы шире», — подчеркнул Коновалов.
Вопрос о том, почему Москва в исследовании настолько опередила остальную Россию, — тоже неочевидный, отметил Коновалов. Дело в том, что есть понятие «финансирование строительства», а есть понятие «финансирование закупок комплектующего оборудования». Если компании осуществляют закупочную деятельность через московские офисы, то это не значит, что сама Москва на этом много зарабатывает.
«К примеру, государственные лизинговые компании могут делать большие заказы на постройку судов и комплектацию, или Росморпорт. А расходование средств происходит на местах по всей России. В Москве существует большой список производителей оборудования и судостроительная верфь, строящая речные суда на электродвижении, но по сравнению с кластером в Петербурге это — капля в море», — добавил эксперт.
В Москве базируются и судоходные компании, и государственные ведомства, которые заказывают флот, (ФКУ «Речводпуть» и другие), дополнил коллегу инженер-кораблестроитель, к.т.н. Илья Гуляев. «Поэтому то, что доля столичного региона по заказу флота лидирует, — вполне объяснимо», — сказал Гуляев
«Когда у нас идет централизованное государственное финансирование заказов (от министерств и ведомств), то понятно, что вся их концентрация в Москве. Но это не признак региональности, по которому можно признать эти сделки московскими», — пояснил Коновалов.
Эксперты «РТС-тендер» в своем исследовании отметили, что пассажирский и рыболовный транспорт может стать фундаментом для госзакупок в гражданском судостроении.
«Ее частью является и обновление общественного водного транспорта, в том числе запуск речных трамваев в Москве, пассажирских «Метеоров» в городах на Волге. Учитывая, что в 2024 год более 50% закупок в денежном выражении пришлось на четвертый квартал, можно ожидать роста числа тендеров уже с октября этого года, прежде всего, по рыболовному флоту. По итогам года эти сегменты (вместе с пассажирскими судами) могут составить до трети всех закупок в отрасли, обеспечить спрос на малотоннажное судостроение и загрузку региональных верфей в ближайшие два-четыре года», — отметили аналитики.
Рыбопромысловый и краболовный флот действительно выступает драйвером роста, а вот пассажирский флот — в гораздо меньшей степени, уточнил Даниил Коновалов. «У нас рыбопромысловый флот растет последние лет пять-семь. Я думаю, что сейчас рыбопромысловая отрасль является одним из интересных рынков для российских проектных и судостроительных организаций, а также поставщиков перерабатывающего оборудования», — говорит Коновалов.
Сейчас мы видим, что в ряде регионов хотят запустить пассажирское движение на скоростных судах с подводными крыльями («Ракеты», «Кометы»), добавляет эксперт. Правда, не везде это срастается. Вот Москва действительно наполняется пассажирскими электросудами. «Здесь город решает свои транспортные и имиджевые вопросы», — объясняет эксперт.
Однако в регионах на такое обновление нет денег. «В регионах и хороших автобусов часто не хватает. У нас даже города-миллионники все равно не настолько богаты, чтобы быстро обновляться. И флот с электросудами и их инфраструктурой — это очень и очень сложный вопрос для регионов», — говорит Коновалов.