ЦКБ им. Алексеева избежало наказания за непоставленные «Метеоры»
Нижегородское Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях освободили от штрафных санкций за задержку строительства теплоходов «Метеор» и судов на воздушной подушке для Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).
Такое решение Арбитражный суд города Москвы принял 16 мая.

Между АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» и АО «ГТЛК» в 2022 году было заключено четыре контракта на строительство двух судов на воздушной подушке, пяти судов на подводных крыльях типа «Метеор» на общую сумму 2 млрд 130 млн рублей. Отработать заказ в срок в полном объеме судостроители не смогли из-за европейских санкций, и это стало решающим аргументом в судебном разбирательстве.
Наибольшие претензии ГТЛК были связаны с несвоевременной сдачей четырех «Метеоров». Заказчик насчитал неустоек на 700 млн рублей. Только один теплоход из пяти удалось оснастить предусмотренными проектом двигателями MAN и вовремя передать лизинговой компании. Остальные суда из-за санкционных ограничений ЕС остались без силовых установок этой марки.
Судозавод оперативно приступил к поиску замены агрегатов и внесению изменений в конструкторскую документацию по судам типа «Метеор». Китайские аналоги оказались менее технологичными и более габаритными, чем MAN, но особого выбора у АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» не было. В проект судна внесены поправки, уже согласованные Российским классификационным обществом.
На протяжении многих лет в отечественном судостроении применялось оборудование западного производства, все современные проекты судов создавались конструкторскими бюро с учетом установки европейского оборудования. Переход на новые судовые системы и агрегаты потребует времени.
Сейчас ЦКБ еще не завершил ходовые испытания «Метеора» с китайскими моторами, но ими для скорейшего завершения строительства и сдачи в эксплуатацию точно будут оснащены все теплоходы серии, которые должны быть преданы ГТЛК в 2025 году.
Одновременно с этим предприятие ведет работу с отечественными производителями судового оборудования по оснащению теплоходов типа «Метеор» российскими двигателями в будущем. Но на запуск этих моторов в серийное производство, отметили в ходе рассмотрения дела в суде представители ЦКБ, потребуется от 5 до 9 лет.
В частности, Mashnews сообщал о привлечении к разработке гибридных силовых установок для «Метеоров» военно-промышленного комплекса «Кингиссепский машиностроительный завод» и компании «Рубрукс РНД». Ожидается, что первые инновационные силовые установки изготовят для «Метеоров 120Р» уже летом 2025 года.
Добросовестное и деятельное поведение АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» было оценено судом. Кроме того, арбитрами установлено, что ГТЛК не понесла убытков от задержки сдачи заказанных ею судов, поскольку получила господдержку от Правительства РФ в виде переноса сроков передачи теплоходов в лизинг с 2024 на 2025 год.
Вся совокупность обстоятельств позволила Арбитражному суду города Москвы освободить судостроительное предприятие от выплаты многомиллионной неустойки, несмотря на то, что в соответствии с условиями контракта она была рассчитана верно. Решение от 16 мая в законную силу не вступило и может быть обжаловано.
СПРАВКА MASHNEWS
«Метеор 120Р» – восстановленная серия российских судов на подводных крыльях, которые выпускались с 1959 по 2007 годы. Проект возобновлен в 2020 году. От советских образцов новые суда отличаются современными системами навигации и управления и комфортабельным салоном. Вместимость судна – 120 пассажиров плюс шесть членов экипажа, «Метеор 120Р» способен развивать скорость до 65 км/ч, проходить без дозаправки 600 км.
Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева планирует до конца 2027 года построить более 20 судов «Метеоров 120Р», которые будут использоваться на внутренних речных перевозках. Заказчиком выступает Государственная транспортная лизинговая компания. Программа АО «ГТЛК» по льготному лизингу гражданских судов водного транспорта на 2023-2028 гг. включает 260 судов, инвестиции в строительство флота превышают 230 млрд рублей.