Часть деталей двигателя ПД-35 произведут из композитов
Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК), что входит в госкорпорацию "Ростех", в рамках производства двигателя ПД-35 работает над изготовлением рабочей лопатки вентилятора из полимерных композиционных материалов. Для этого применяется препреговая технология и 3D-ткачество. Предприятие планирует в 2021 году начать сравнительные испытания изделий, которые изготовлены двумя разными методами. Об этом сообщает пресс-служба "Ростеха".
С целью снижения рисков Объединённая двигателестроительная корпорация решила отработать два технологических направления. Первое рассчитано на послойную выкладку препрега – композитного материала-полуфабриката – в пресс-форму с последующей полимеризацией в автоклаве. Второе направление заключается в формировании трёхмерного тканого армирующего каркаса с последующей пропиткой под давлением в пресс-форме и полимеризацией. В сообщении говорится, что новая технология отрабатывается в размерности двигателя ПД-14, у которого лопатка размером 750 мм, а не 1250 мм.
Замгенерального директора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин рассказал, что головным разработчиком двигателя ПД-35 выступает предприятие "ОДК-Авиадвигатель", и в 2020 году компания выполнила большой объём работ по отработке препреговой технологии, в том числе испытала демонстрационный вентилятор в составе двигателя ПД-14. Шмотин подчеркнул, что создание технологии 3D-ткачества закреплено за разработчиком компрессора низкого давления двигателя ПД-35 – заводом "ОДК-Сатурн", отметив, что в настоящее время с помощью 3D-ткачества были изготовлены конструктивно-подобные элементы и комплект рабочих демонстрационных лопаток вентилятора.
Помимо сравнительных испытаний, в 2021 году ОДК планирует выпустить рабоче-конструкторскую документацию на рабочую лопатку вентилятора в размерности двигателя ПД-35 с учетом полученного опыта. В настоящее время уже запущена технологическая подготовка производства. Это множество приспособлений, пресс-форм, специального режущего инструмента и т.д. Согласно планам производства, в следующем году должны быть получены первые образцы рабочих лопаток вентилятора. Пресс-служба "Ростеха" подчеркнула, что во время отработки двух технологий используются только российские материалы.
Запуск серийного производства и объёмы создания изделий напрямую связаны с прогнозами реализации проекта ПД-35, также возможно применение новой технологии на обновленной версии двигателя ПД-14. Причём ОДК не исключает организацию производства деталей из полимерных композиционных материалов также для сторонних заказчиков.
Применение в конструкции двигателя широкохордных рабочих лопаток вентилятора из полимерных композиционных материалов – это необходимое условие для реализации программы ПД-35. По мнению представителей ОДК, технология создания полимерных композиционных лопаток относится к наиболее перспективным направлениям исследований, которая отвечает очень высоким требованиям к качеству и эффективности, без освоения которой не удастся обеспечить достижение целевых конкурентоспособных характеристик разрабатываемого оборудования.
СПРАВКА MASHNEWS:
Препреги (в переводе с английского сокращенного словосочетания pre-impregnated — предварительно пропитанный) — композиционные материалы-полуфабрикаты. Они представляют собой листы тканых или нетканых волокнистых материалов, которые пропитаны неотверждёнными полимерными связующими.
Композиционные материалы-полуфабрикаты изготавливаются путём пропитки армирующей волокнистой основы равномерно распределенными полимерными связующими.