БПЛА вчера, сегодня, завтра — рассказывает создатель ведущего отечественного производителя беспилотников Валерий Побежимов

10 Май 2022 10:57
Читать 18 минут

АО "Эникс" представило комплекс оптико-электронной разведки "Элерон-7" на прошедшей в Санкт-Петербурге международной выставке "ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ". Журналист MASHNEWS побеседовал с генеральным директором предприятия Валерием Побежимовым о планах, особенностях и специфике продукции компании.

БЛА "Элерон-7". © АО "Эникс"

— АО "Эникс" уже давно получило репутацию одного из лидеров российских производителей БПЛА, на что сейчас больше внимания уделяется в компании?

— Сейчас у нас много направлений. Одно из основных — это обучение и подготовка экипажей с беспилотными летательными аппаратами к боевым действиям. Специалисты "Эникс", принимавшие участие в первой военной кампании в Донбассе и в Сирии, передают свой опыт военным. У нас имеется лицензия на проведение обучения операторов БПЛА. Второе направление, которому мы уделяем особое внимание — авиамоделизм. На базе нашего учебного центра операторов БПЛА регулярно проводятся детские авиамодельные соревнования.

— Какие аппараты задействовали в первой компании в Донбассе?

— Комплексы с БПЛА "Элерон-3" и "Элерон-5". Это одни из самых массовых наших моделей и самых эффективных. Эта концепция беспилотников разработана ещё в Советском Союзе. Дело в том, что ударного оружия в те времена и сейчас очень много: различных ракет, артустановок, но нет прицела. Ещё в 90-х годах XX века стояла задача — установить прицел на все орудия, включая миномёты, ракетную артиллерию, установок "Смерч", "Град" и так далее. Вот этим мы и занимались. В 1996 году завершили работу по оснащению РСЗО "Смерч". Годы, знаете, какие были! Потом делали переносные "Элероны" — самые оперативные и удобные для десантников. В России других таких устройств нет. За рубежом есть аналоги, но там это разовые аппараты. У нас рекорд — 646 боевых вылетов у одного "Элерона".

— Это третий или пятый "Элерон"?

— Они практически одинаковые, меняется дальность их полёта. У первых — 15 км радиус действия, потом — 25. Сейчас — 40. Уже испытываются и на 60 км. Пока остановились на 40 км, различные погодные условия и другие факторы вносят свои коррективы. Да и ствольная артиллерия стреляет как раз до 40 км. А дальше всё просто: оператор сообщает стрелку, как надо скорректировать стрельбу.

БЛА "Элерон-7". © АО "Эникс"

— Одна из основных функций — корректировка огня?

— Основное назначение — это разведка, определение точных координат. Наши камеры позволяют видеть человека и различать: автомат у него в руках или коса. Сами аппараты незаметны. Вот как сейчас в Донбассе — низкая облачность, с высотой нижней кромки в 300 м. Никакие "Орионы", "Байрактары" работать там не могут. Потому что они все заметны. "Элерон" из облаков вышел, отработал и обратно нырнул. Сбить практически невозможно, его манёвренность не позволяет средствам ПВО это сделать. А визуально, если вы охотник, то знаете, даже со ста метров утку не подстрелить, не то что с 300 м и больше.

— Что ещё можно отметить как важное направление развития компании?

— Сейчас важнейшим элементом работы становится производство комплектующих для нашей техники. Фактически всё, что было на "Элероне-3" запрещено к поставкам в Россию, даже электродвигатели. Поэтому, мы практически сразу, применяя импортные, занимались разработкой своих двигателей и камер. Сейчас постепенно переходим на свои российские комплектующие.

У нас есть не имеющие аналогов реактивные двигатели. Единственные в мире, кто выпускает серийно пульсирующие воздушно-реактивные бесклапанные двигатели, — это мы. Их применяют в разведывательных аппаратах РСЗО "Смерч". Срок хранения таких беспилотных аппаратов должен быть минимум 30 лет при любых температурах. Естественно, никакие батарейки-аккумуляторы, электродвигатели туда не поставишь, можно ставить только пульсирующие двигатели.

Но какое топливо хранится 30 лет? Там специальное осушенное топливо на основе керосина. На первых двигателях применяли чистый спирт. Он вечно хранится. Аналоги таких двигателей были на ракетах ФАУ у немцев. В нашей стране Владимир Николаевич Челомей занимался подобным, но у него с клапанами был двигатель. У нас без, то есть не движется ничего. Газодинамический канал, через который проходит горящая струя воздуха, — это исключительно наша разработка.

БЛА "Элерон-7". © АО "ЭНИКС"

— А когда Вы начали работу над этим двигателем?

— Идеи всегда витают в воздухе. Я думал над этим, когда ещё работал в ОКБ "Сокол". Это единственное КБ в Советском Союзе, которое занималось БПЛА. Даже ещё раньше, может быть, как в авиамодельный кружок пришёл, так этим и стал заниматься. А вообще Пауль Шмидт ещё в 1928 году придумал импульсный реактивный двигатель "Аргус". Но двигатель работал с клапанами. Всё развивается. Челомей предложил перейти с пульсирующего режима на прямоточный на скорости порядка 800 км/ч, и уже тогда скорость может достичь нескольких Махов. На сегодня рассматриваются варианты работы на пульсирующем режиме, потому что КПД выше, чем у прямоточного, и просто увеличивать скорость.

СПРАВКА MASHNEWS:
АО "Эникс" создано в 2003 году. Основное направление деятельности предприятия — серийные поставки, разработка и производство беспилотных авиационных комплексов различного назначения. Деятельность предприятия лицензирована Федеральной службой по оборонному заказу РФ и Минпромторгом РФ на разработку авиационной техники, в том числе двойного назначения.

Программное обеспечение и математические модели всех беспилотных и мишенных комплексов полностью разработаны специалистами АО "Эникс". Все разработки, изготовление и испытания комплексов предприятие выполняет самостоятельно по договорам и ТТЗ госзаказчика, под контролем ВП МО РФ. За счёт собственных средств компания построила и ввела в эксплуатацию "Центр авиамоделизма и обучения внешних пилотов БПЛА".

Больше новостей: