27 июня 2025 13:14
читать 10 минут

Бестселлер «АвтоВАЗа» переезжает в Петербург. Зачем?

Производство новой модели Lada будет организовано не только в Тольятти, но и в Северной столице. Причина не в недостатке мощностей: «Искра» должна заменить провалившиеся на рынке «Эксайты», которые ранее собирались на заводе в Санкт-Петербурге. Логически и логистически решение выглядит странным.

Lada Iskra на конвейере. Фото: АвтоВАЗ.

Не запасная площадка

В ходе ПМЭФ-2025 глава Волжского автогиганта Максим Соколов заявил, что Lada Iskra будет производиться не только в Тольятти, но и на принадлежащем «АвтоВАЗу» заводе в Петербурге. Ранее там собирали перелицованные Chery под маркой Xcite, но по ряду причин проект оказался провальным и был закрыт – хотя официальные лица утверждают, что выпуск Xcite не прекращен. Как бы там ни было, Iskra будет собираться сразу на двух площадках, а старт продаж намечен на 20 июля.

Производство одной из моделей на стороннем, расположенном за пределами Тольятти конвейере – история для «АвтоВАЗа» не новая, тот же «Ларгус» успешно собирают в Ижевске. Другой вопрос, что переезд за тысячу километров от автограда – вопрос денег, и немалых. И в чем причина? Ведь конвейер в Тольятти не кажется столь загруженным, чтобы там не хватило места «Искре».

«Сборка в Петербурге будет вестись из машинокомплектов из Тольятти. До конца года мы планируем выпустить около 4000 автомобилей, а в следующем году, возможно, удвоить этот объем», - рассказал Mashnews глава пресс-службы «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский. На этом фоне бывший завод Nissan в Северной столице уже не кажется для производителя «запасной площадкой», ведь 4 тыс. – это почти четверть общего объема Lada Iskra, запланированных к выпуску на 2025 год.

Что касается логистических вопросов и их резонности, пресс-секретарь «АвтоВАЗа» в беседе с корреспондентом Mashnews от прямого ответа уклонился: «Если такое решение принято, значит бизнес-логика есть. Но мы не готовы раскрыть всю внутреннюю кухню наших технологических решений». Нет ответа и в том, что касается заявленных «машинокомплектов», их «целостности» и готовки к сборке.

В честь старта промышленного производства Lada Iskra на предприятии изготовили эксклюзивный экземпляр модели для корпоративного музея. На борта машины нанесены более 37 000 фамилий сотрудников, работавших в компании по состоянию на начало 2025 года. Фото : АвтоВАЗ.

Ценник будет одинаковым

«Экономического смысла переносить производство в Петербург нет, - уверен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. - Он мог бы быть, если предположить взрывной рост спроса на модели Lada, и в том числе взрывной рост спроса на «Искру». Тогда, если мощностей в Тольятти будет не хватать, можно задействовать мощности в Петербурге. Однако пока такой потребности нет».

Возникает еще один вопрос: как именно планируется организовать производство? По полному циклу? Вряд ли, считает собеседник Mashnews: «В Тольятти сделаны все основные линии по сварке и сборке, они прошли модернизацию. Организовывать такую же производственную цепочку в Петербурге невозможно, и бессмысленно. Туда будут везти машинокомплекты. Возможно, частично или полностью сваренные, возможно уже с окрашенными кузовами».

Главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин считает, что в истории «почему Петербург» разных толкований быть не может: «С «Эксайтом» не получилось, а завод должен работать». А логистические моменты, по его мнению, изначально были заложены в стоимость «Искры» (которая пока официально не объявлена).

«Не может быть, чтобы машина из Тольятти стоила дешевле, чем аналогичная ей из Петербурга. Это был бы нонсенс и в российской, и в общемировой практике. Условно, у Changan 35 заводов в Китае, но все произведенные там машины стоят одинаково, неважно, из Шанхая они, или из Ухани. Разницы нет, и быть не может. Издержки завод должен взять на себя», - говорит Ракитин. 

Не исключено, впрочем, что именно по этой причине «Искра» будет чуть дороже, чем могла бы, будь ее производство налажено только на родине «АвтоВАЗа».

СПРАВКА MASHNEWS

С 2009 года по 2022 год на петербургском заводе выпускал автомобили Nissan. После ухода японского концерна из России предприятие за символическую плату было передано ФГУП «НАМИ» с опционом обратного выкупа. Затем «НАМИ» передал 99% завода АвтоВАЗу. В июне 2023 года ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» было переименовано в ООО «Лада Санкт-Петербург». В декабре 2023 года предприятие еще раз сменило название – на «Автозавод Санкт-Петербург». В настоящее время владельцы ООО «Автозавод Санкт-Петербург» официально не раскрываются (доступ к сведениям ограничен ФНС). Неофициально – это всё же «АвтоВАЗ».

Какую-либо причастность к марке Xcite в Тольятти отрицали, но по странному совпадению дилерская сеть этого бренда была полностью построена на дилерской сети Lada.

Салон Lada Iskra. Фото: АвтоВАЗ.

Джек-пот для завода

Можно ли сказать, что продолжение функционирования петербургского завода – вопрос для производителя больше социальный, чем экономический? В какой-то степени да, полагает Максим Кадаков. 

«Если заводу делать нечего, его надо закрывать. Или загружать, хоть чем-то – чтобы предприятие просто существовало, чтобы не развалился коллектив». 

«Эксайты» потерпели неудачу, с «восточными партнёрами» тоже не сложилось. Поэтому выпуск потенциального автовазовского бестселлера для петербургского завода – не просто удача, это самый настоящий джек-пот. Пусть, с точки зрения финансов, и в ущерб конечному покупателю.

Остаётся один вопрос: успеют ли к 20 июля? «У «Искры» были некоторые затыки по комплектующим. Но весь производственный цикл отлажен, эту модель сваривали уже давно и в тестовом режиме, и в режиме сборки прототипов машин, которые пошли на верификацию, на сертификацию. Всё готово, надо только сначала хоть как-то наполнить склады: нельзя запускать в продажу машину, если у одного дилера она есть, а у другого нет», - говорит Максим Кадаков.

Что касается готовности «Автозавода Санкт-Петербург», то все зависит от типа сборки. 

«Может приходить вообще первая комплектация, кузов полностью в сборе с интерьером. А можно начинать с голого крашеного кузова. В целом, «Эксайт» же там делали – надо внести какие-то минимальные изменения под конкретный кузов, поменять ряд моментов на конвейере. Будет команда – и к концу года, началу следующего они смогут организовать сборку. Там больше вопрос сертификации, потому что эту машину надо сертифицировать в составе нового завода», - отмечает главред «За рулем».

«Раньше было два места, где собирали «Лады» - Тольятти и Ижевск. И всегда говорили: что произведено в Тольятти – это машины, а что в Ижевске – консервные банки. То же самое было и с «Грантами»: ижевские гнили невероятно быстро. Повторится ли аналогичная история под Питером? Сомневаюсь. Да и в целом лишнее производство никому не помешает», - считает автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев.

Подмечая при этом еще один фактор, строго социальный: «Помимо заводов «АвтоВАЗу» не мешало бы развивать дилерскую сеть, но не в плане количества, а в плане качества. Сколько раз я заходил в салоны «АвтоВАЗа» в Краснодаре, и ко мне ни разу никто не подошёл. Ощущение, что это общее для бренда – никто не заинтересован в продаже, купят и так». А «Искру» действительно будут покупать, петербургскую или тольяттинскую – уже неважно. 

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!