Беспродажность: «Москвичи» не покупают, на заводе думают о смене партнера
На столичном автозаводе царят крайне пессимистичные настроения: менеджеры говорят о критической убыточности, предприятие выживает только за счет огромных скидок на свою продукцию, отмечают эксперты. В чем причина происходящего, и какие варианты у «Москвича» выйти из «штопора»?

Рынку плохо, но некоторым хуже
То, что «Москвич» не может похвастаться хорошими цифрами продаж, известно давно, однако вплоть до начала 2025 года он более-менее держался на плаву. Сейчас ситуация выглядит не лучшим образом: менеджеры завода говорят о «критических убытках». Наиболее востребованная модель, кроссовер «3» продаётся только за счет скидок, а сборка его электрического собрата, пишет телеграм-канал «Автопоток» со ссылкой на «Дром», и вовсе приостановлена: за этот год не было собрано ни одного экземпляра.
Для того чтобы выйти на безубыточный уровень, заводу необходимо продавать 40 тысяч машин в год. А за первые шесть месяцев 2025-го реализовано было лишь 7,4 тыс. экземпляров, подсчитало аналитическое агентство «Автостат».
При этом на самом «Москвиче» наличие каких-либо трудностей отрицают: «Все идет в штатном режиме», - кратко сообщили нам в пресс-службе завода. Однако трудности есть у всех, и отрицать это невозможно, итоговые цифры говорят сами за себя.
«Сейчас в целом сложная ситуация для производителей и дилерской сети – продажи падают несколько месяцев из-за запредельных ставок кредитов, за полгода – 30-процентное падение рынка. Конечно, это влечет за собой проблемы. Дилеры вынуждены продавать автомобили практически любого бренда в «минус» для выполнения поставленных планов от производителей. Сейчас весь авторитейл ждет улучшения экономической ситуации и снижения ключевой ставки для выравнивания баланса», - говорит пресс-секретарь Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вера Павлова.
Почему провалился «Москвич 3е»
Рынок действительно чувствует себя хуже, чем когда-либо, но дело не только в этом. Проблемы «Москвича» особенные. Ошибки две, и обе важные, первая – это просчет в финансах, вторая – просчет с маркетингом.
Отдельной строкой идет история с «Москвичом 3е» - продуктом, который не востребован потому, что не мог быть востребованным изначально, полагают эксперты. «Электромобили в России – автомобили в первую очередь статусные, их покупают отнюдь не для того, чтобы сохранить природу, - отмечает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. – Их покупают для того, чтобы выпендриваться. А что такое «Москвич 3е»? Скромный кроссовер, в основе которого лежит крайне бюджетный китаец».
Не покупают его и еще по одной причине – цена. «Есть более доступные отечественные электрички. Например, по цене одного «Москвича» можно купить почти два Evolute i-Pro».
Что касается проблемной ситуации в целом, то в столице промахнулись сразу и с брендингом, и с обратной связью. Торжественно запустив новый проект, забыли о главном: необходимо рассказать покупателю о том, что он покупает, и зачем ему это нужно. Был классический советский бренд – и на его месте внезапно, без всяких пояснений, появляется городской кроссовер и следом за ним лифтбек. При первоначально очень высокой цене. И покупатель оказался в ступоре: вместо народного автомобиля ему предложили нечто отечественное по цене Haval Jolion в максимальной комплектации. Какая связь между «Москвичом» старым и «Москвичом» новым? Продажи пошли только после беспрецедентного снижения цен.
Все упирается в цену
Вторая проблема, по мнению Максима Ракитина, в полном отсутствии исходящей коммуникации от завода. «Вот вроде бы появится новая модель, когда появится – осенью? Может осенью, а может нет. Что происходит на предприятии, какие изменения в производственной программе, что локализовано, что нет? Все люди любят общаться, особенно когда платят деньги за какой-то товар – а тут молчание».
Впрочем, отсутствие информации касается не только модельного ряда. «Почему они до сих пор не добились определенных льгот от государства, как государственные предприятие, которое обеспечивает рабочие места и налоговые поступления? Ничего этого нет, а если это есть, то тщательным образом вуалируется, скрывается, и мы до сих пор не понимаем, какие вообще процессы на «Москвиче» происходят с момента его открытия».
Таким образом, полагает собеседник Mashnews, завод сам выстроил репутацию производителя, которые с рынком не коммуницирует от слова «совсем». Он просто продает машины.
И продаются они плохо. Как можно исправить ситуацию? Только изменив ценовую политику, уверен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
«Сейчас рынок тяжелый. Тяжелый для всех, ситуация сложная, процент падения продаж сумасшедший, у кого 30%, у кого 40%, у кого 50%. Больно всем. Когда в прошлом году «Москвич» дал большие скидки, люди сразу пошли покупать. Потому что машина-то в целом нормальная, если не вникать в мелкие нюансы, не хуже конкурентов. Будут скидки, будут интересные интернет-предложения, эти машины будут брать. Других рецептов нет», - говорит Кадаков.
Но происходит обратное: 8 июля стало известно, что завод повысил цены на все комплектации модели «3»: каждая прибавила в цене на 48 тыс. рублей.
Впрочем, на «Москвиче», похоже, прекрасно осознают, что нынешняя стратегия дает сбои – и планируют сменить технологического партнера, им может стать SAIC. А значит, сменится весь модельный ряд. Возможно, что сменятся и ценники.