Минпромторг планирует установить требования для производства и локализации телевизоров в России
Это следует из проекта поправок к 719-му постановлению правительства «О подтверждении производства российской промышленной продукции».

Сборка телевизоров. Иллюстративное фото: завод «Квант».
С документом, а также со сводным отчетом и пояснительной запиской к нему, ознакомилось издание «Ведомости». Поправки опубликованы 8 июля 2025 г. на портале нормативно-правовых актов. Речь идет в первую очередь о компонентах, необходимых для производства телевизора, включая электронную компонентную базу (ЭКБ), комплектующие и программное обеспечение (ПО).
Постановление № 719 определяет критерии отнесения продукции к произведенной на территории России. Оно предусматривает начисление баллов, необходимых для попадания в реестр отечественной продукции Минпромторга. Баллы можно получить за счет отечественных комплектующих и техпроцессов, которые используются при производстве. Госзаказчики обязаны руководствоваться реестром Минпромторга при проведении закупок.
Как следует из сводного отчета, сейчас к телевизорам установлены только требования о выполнении в России определенного перечня технологических операций, также есть условие о соблюдении процентной доли – в себестоимости техники на долю иностранных комплектующих должно приходиться не более 60%. По мнению Минпромторга, эти требования «не учитывают технологических особенностей производства телевизионных приемников с жидкокристаллическим (ЖК) экраном, включая условие об изготовлении на территории РФ ключевого элемента».
Пока баллы для признания отечественными ЖК-мониторов (используются в электронных часах, телефонах, телевизорах и т. д.), аппаратуры записи и воспроизведения изображений в части ЖК-модулей (ключевые элементы дисплеев для телевизоров) и самих телевизоров не установлены.
В поправках министерство предлагает с 1 января 2026 г. установить минимальную сумму для отечественных телевизоров в 35 баллов, с 2028 г. – не менее 40, с 2030 г. – не менее 85 баллов. Для аппаратуры записи и воспроизведения изображений, помимо телевизоров (может включать в себя демонстрационные экраны), требования выше: с 2026 г. не менее 60 баллов, с 2028 г. – не менее 65, с 2030 г. – не менее 80.
Для ЖК-мониторов Минпромторг предлагает с 2026 г. установить планку в 35 баллов, с 2028 г. – не менее 45 и не менее 85 баллов с 2030 г. Таким образом, из максимальных 100 баллов к 2030 г. телевизоры и компоненты к ним должны быть локализованы не менее чем на 80%.
В документах к поправкам говорится, что в условиях ужесточения санкционного давления производители телевизоров вынуждены закупать иностранную радиоэлектронику для этой техники. Чтобы снизить зависимость, компании перестраивают производства, но не могут сделать это ввиду отсутствия государственных мер поддержки, в том числе приоритета отечественных телевизоров в госзакупках. Балльная система должна помочь решить эту проблему.
Требования по локализации критически важны для закупок по № 44-ФЗ (определяет порядок закупок для государственных и муниципальных структур) и № 223-ФЗ (порядок закупок для компаний с госучастием). По данным «Тендерплана», за первое полугодие 2025 г. в совокупности было размещено 829 госзакупок на телевизоры на 468,5 млн руб., за тот же период в 2024 г. – 1188 госзакупок на 984,3 млн руб.
Всего в 2024 г. в России покупки телевизоров упали в количественном выражении на 11,3% до 7,8 млн шт., но в деньгах сегмент вырос на 1,5% до 234,4 млрд руб., писал в январе 2025 г. «Коммерсантъ» со ссылкой на данные директора департамента крупной бытовой техники компании «Марвел-дистрибуция» Ларисы Сениной.
Иллюстративное фото: nextouch.ru
В сводном отчете выделено пять субъектов регулирования, т. е. производителей компонентов и самих телевизоров – «Квант», «Дюкс», «Икар», «Лига смарт» и NexTouch. Это компании, продукция которых уже входит в реестр Минпромторга, с ними авторы предлагаемых мер, как следует из сводного отчета, обсуждали введение баллов. «Ведомости» направили запросы представителям перечисленных компаний.
Введение балльной системы пойдет на пользу российским производителям из числа тех, кто честно занимается собственной разработкой, а не просто собирает ТВ-приемники по схеме white label, подчеркнул независимый аналитик, автор Telegram-канала @RusMicro Алексей Бойко. Например, производитель может просто выпускать продукцию под своим брендом, собирать уже из готовых элементов или производить только часть российских компонентов, используемых в готовом изделии, поясняет эксперт.
По идее, «российское» – это когда в основе «производительства» разработка и управление процессом создания изделия, а от «нероссийского» до «российского» может пройти много этапов, не все из которых регламентированы, уточнил Бойко. Сам по себе рынок телевизоров сложный, с низкой маржинальностью, поэтому там трудно вклиниться российскому бизнесу в целом, подчеркнул эксперт. При введении таких требований и господдержки, которая будет распространяться на такую продукцию, есть шанс, что ключевые производители электроники сейчас возьмутся и за индустрию телевизоров, полагает он.