14 марта 2024 12:36
читать 10 минут

Беларусь запрещает гражданам владеть беспилотниками. Пойдет ли Россия по тому же пути

25 марта в Беларуси вступает в силу закон о запрете оборота беспилотников для физических лиц. Даже хранить дроны белорусским гражданам будет запрещено. Изготавливать, ввозить и эксплуатировать беспилотники в Беларуси запретили еще раньше. Могут ли ввести подобный запрет в России и как это скажется на развитии беспилотной отрасли, разбирался Mashnews.

 

Контрольная закупка и изъятие

Президент Александр Лукашенко 25 сентября 2023 года подписал указ № 297 «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов». С момент публикации этого документа физическим лицам запретили эксплуатировать беспилотники. И дали полгода на то, чтобы как-то избавиться от имеющихся на руках дронов. С 25 марта вступает в силу положение указа, запрещающие хранение дронов.

Гражданам Беларуси сентябрьским указам разрешили сдать БЛА на «ответственное хранение», но куда не сказали. Ответственный орган назначили только в конце декабря 2023 года, им стала «Белаэронавигация» - республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения.

С конца марта в Беларуси нельзя будет даже продавать беспилотники. Если власти увидят объявление, то – «контрольная закупка» и изъятие. 

Владеть беспилотниками в Беларуси смогут только юридические лица и ИП, и то после получения разрешения и только для осуществления своей профессиональной деятельности.

«Предусмотрено, что ввоз на территорию Беларуси, хранение, оборот, эксплуатация и изготовление гражданских БЛА разрешены только организациям и индивидуальным предпринимателям в целях их предпринимательской и профессиональной деятельности с соблюдением требований, установленных данным указом, — говорится в сообщении на сайте президента республики. 

Mashnews ознакомился с рынком Беларуси. На сайтах объявлений по всей стране удалось найти только два объявления по продаже дронов. У продавцов есть 10 дней, чтобы реализовать товар. 

В стране есть два поставщика китайских беспилотников Mavic и Autel. Они до сих пор работают, но предупреждают, пытаться оставить дрон в стране после покупки - лучше не стоит. 

Штрафы, если найдут дрон или его «прекурсоры» (то есть нельзя хранить дрон в разобранном состоянии или его части) такие: 

  • физическое лицо – в размере до 20 базовых величин;
  • юридическое лицо – до 50 базовых величин;
  • при совершении того же деяния повторно в течение одного года на физическое лицо – штраф в размере от 10 до 50 базовых величин;
  • на юридическое лицо – от 20 до 100 базовых величин.

Базовая величина - 40 рублей (1112 российских рублей). 

«Граждане активизировались»

Запрещенные в Беларуси дроны  призывают сдавать им общественные организации – «Патриоты Беларуси» (на нужды армии) и белорусский Красный крест, но беспилотников граждане отдают мало.

Белорусская патриотическая организация «Патриоты Беларуси» основала инициативу «Крылья». 

«На данный момент у нас около 150 единиц (беспилотников – прим. ред.), но именно сейчас граждане активизировались и нам передают 2-3 беспилотника в день, - рассказали Mashnews в «Крыльях». 

На конец ноября прошлого года они же заявляли, что беларусы «активно понесли» дроны, их было собрано 50 единиц. 

«Все безвозмездно, но неоднократно люди предлагали деньги на покупку дронов. То есть у них своих дронов нет, но есть огромное желание помочь силовикам. Поэтому они и предлагали финансовые средства. Естественно, мы отказывались, но говорили, что если есть желание, то можете приобрести сами и потом уже передать нам. Такие люди тоже были. В основном передают DJI, MJX, Syma и т.д. Есть как дорогие профессиональные модели, так и дешевые китайские игрушки. Но военные

заверили, что им подойдут любые под разные задачи. Самые простые будут направлены в военно-патриотические клубы для использования в обучении школьников», - говорят «Патриоты». 

Научный журналист из Минска, а также владелец дрона Александр Т. (он просит не называть его имени полностью, потому что намерен «прятать дрон как немецкого еврея») говорит, что в Беларуси беспилотниками владеет, по разным оценкам, от пяти до семи тысяч человек. 

«Если они («Патриоты Беларуси», - прим. ред.) заявляют, что получили 150 дронов, то это говорит о том, что беларусы не хотят помогать силовикам. Очевидно, что большинство предпочитает дрон продать, если есть возможность, они дорогие, жалко отдавать просто так. Больше всего указ президента бьет по дистрибьюторам. Компании, которые БПЛА собирают или разрабатывают, продают их военным и силовикам. А гражданские дроны, как правило, компании покупают в России. Например, для аэрофотосъемки или сельскохозяйственных работ», - рассказывает он. 

В белорусском Красном кресте и «Белаэронавигации» на момент публикации на запросы Mashnews не ответили.


Повод для запретов

Ограничивать беспилотники белорусские власти начали в марте 2023 года. Объясняя это заботой о национальной безопасности, они увеличили число зон, запрещенных для полетов, их стало 430 (было 381).

В июне того же года Департамент гражданской авиации страны ввел новые правила: обязательная регистрация дрона, обязательное обучение и получение разрешения на полет по предварительной заявке. Дроны сделанные своими руками использовать стало нельзя в принципе. 

Предваряло эти изменение правил заявление белорусских «милиционеров в изгнании» BYPOL, которые заявили, что подбили российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50 на белорусском аэродроме. Белорусские власти успешную атаку отрицали и публиковали фото А-50 с аэродрома в Мачулищах. «Подбитие»” А-50 произошло как раз в марте 2023 года. 

Александр Лукашенко посещает республиканский полигон для испытаний мобильных машин. Фото: president.gov.by

Что ждет Россию

В России сейчас действует запрет на полеты беспилотников для физических лиц. Организации могут летать только по предварительному голосованию. Однако действует эти ограничения не по всей стране и вводится указами глав регионов. 

Несмотря на то, что рынок БАС (беспилотных авиасистем) в России растет, производители жалуются на недополученную выгоду. В 2023-м объем продаж БАС составил 33,7 млрд рублей, но, по оценкам, мог быть выше на 34%, если бы не запреты. При этом количество атак, в том числе в глубоком тылу (Нижегородская, Ленинградская, Рязанская и другие области), увеличивается. 

БПЛА-энтузиаст Константин Хлопков говорит, что видит в подобных запретах только минусы. 

«Все зависит от того, какую задачу мы решаем, – в России уже сейчас по факту запрещены полеты БПЛА, принадлежащие физлицам, но бумажный запрет никак не мешает диверсантам осуществлять атаки с применением беспилотников, в том числе в регионах, находящихся очень далеко от линии фронта. Запрет на частную инициативу выглядит как реванш консерваторов из госаппарата, единственным следствием которого станет нецелевое расходование средств, выделяемых государством на проекты в этой отрасли, и то, что реализованные проекты будут неконкурентоспособными», - считает он. 

Доцент СПбГУ Александр Конфисахор удивляется, почему у нас еще поступили с авиалюбителями, как в Беларуси. 

«Использование [беспилотников] у нас уже фактически запрещено. Если где-то появляется коптер, то его, понятное дело, пытаются нейтрализовать, а тот, кто его запускал, становится объектом внимания (со стороны правоохранительных органов, - прим. ред.). Я думаю, что через короткое время мы увидим что-то подобное в России», - считает эксперт. 
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент