12 марта 2024 18:23
читать 10 минут

Еще одна атака на НПЗ. Зона безопасности – Дальний Восток

Беспилотник совершил нападение на одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий России - Нижегородский НПЗ «Лукойла». Эксперты рассказывают Mashnews, как это скажется на рынке топлива, и предлагают развивать нефтепереработку на Дальнем Востоке.

Утреннее нападение

12 марта произошла очередная атака БПЛА на российский нефтеперерабатывающий завод. Нанесен ущерб предприятию «Лукойла» в Нижегородской области (ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез»), одному из самых крупных НПЗ в стране.

Беспилотник попал в установку по переработке нефти и взорвался, начался пожар. Об этом в своем телеграм-канале сообщил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. В тушении был задействован пожарный поезд. Позднее пресс-служба правительства Нижегородской области сообщила, что открытое горение удалось ликвидировать.

Нижегородский НПЗ расположен в городе Кстово, мощность предприятия составляет 17 млн тонн в год. Нефть на завод поставляется из Западной Сибири и Татарстана по трубам «Альметьевск-Нижний Новгород» и «Сургут-Полоцк».

НПЗ производит бензин, дизельное топливо, авиакеросин, прямогонный бензин, мазуты, битумы и другую востребованную на внутреннем и внешнем рынках продукцию.

Нижегородский НПЗ входит в  пятерку крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий России (после АО «Газпромнефть-Омский НПЗ», ООО «Киришинефтеогрсинтез», ООО «Лукойл- Волгограднефтепереработка»), объясняет генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора («НААНС-Медиа») Тамара Сафонова.

«До ввода в действие ограничений на экспорт топлив из России основной  объем производимого на заводе бензина  и около  50% дизельного топлива распределялось  на внутренний рынок, - рассказывает Сафонова. - Основными направлениями экспорта нефтепродуктов, производимых на заводе, являются порт Высоцк, Калининград, Мурманск, Азов, Ростов».

 

Внутренний рынок пока не пострадает…

По словам экспертов, даже если Нижегородский НПЗ полностью остановится, это не окажет негативного влияния на российский рынок топлива. Однако системную проблему безопасности объектов ТЭК в любом случае нужно решать.

Нефтепереработка в России сейчас избыточна, кроме того, рано или поздно все НПЗ входят в полосу ремонта, и другие заводы их подстраховывают, указывает замглавы наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» и автор тг-канала Oilfly Дмитрий Гусев.

«Поэтому для компании-владельца повреждение ее мощностей - вещь неприятная, но с точки зрения рынка объемов топлива достаточно, цены выше инфляции расти не будут, - говорит эксперт. - Так что в данный момент самое правильное решение - успокоиться и не паниковать».

Россия профицитна в плане нефтепереработки, и даже если Нижегородский НПЗ остановится, внутренний рынок не пострадает, говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики, создатель тг-канала «Нефтегазовая игра» Александр Фролов.

По словам эксперта, автобензинов в РФ производится на 10-12% больше, чем потребляется, а «дизеля» — в два раза больше. Кроме того, есть возможности для перевода объемов с экспорта на внутренний рынок.

 

...Но делать что-то надо

Нижегородский НПЗ - не первый объект российского ТЭК, пострадавший от беспилотников. Более того, это даже не первый объект «Лукойла», которому нанес ущерб БПЛА.

«Инфраструктура топливно-энергетического комплекса страны оказалась особенно уязвимой в последние два года, - обращает внимание Тамара Сафонова. - Одной из первоочередных задач является обеспечение физической защиты объектов добычи, переработки, транспортировки, хранения, перевалки, а также инфраструктуры топливно-заправочных комплексов».

Дмитрий Гусев также уверен, что решать проблему защиты НПЗ и других объектов ТЭК, безусловно, надо. Но, по словам эксперта, это уже вопрос взаимодействия НПЗ с министерством обороны и обеспечения собственной безопасности со стороны компаний.

«Власти же не могут разрешить частным компаниям, даже крупным, закупать зенитно-ракетные комплексы и серьезные средства радио-электронной борьбы, - отмечает Гусев. - Так что проблема безопасности объектов ТЭК должна решаться на государственном уровне».

  • НПЗ нужна серьезная защита. Фото: РИА Новости

Строить НПЗ на Дальнем Востоке

Один из способов - активно развивать нефтепереработку на Дальнем Востоке. Для этого нужна политическая воля, в частности - решение о налоговом стимулировании инвесторов.

Инцидент в Кстово — не повод для паники, считает Александр Фролов. Но, говорит он, риски, обострившиеся за последнее время, нужно правильно оценивать и парировать сразу по нескольким направлениям. Это:

  • - повышение надежности собственно средств защиты (развитие антидроновых программ),
  • - развитие альтернативных моторных топлив (по мнению эксперта, сейчас здесь наиболее перспективный вариант газомоторное топливо, а в электрическом сегменте не «чистые» электрокары, а гибриды, работающие и на электричестве, и на бензине),
  • - развитие собственных производств оборудования для нефтепереработки,
  • - развитие самой нефтепереработки в проблемных регионах, таких как Дальний Восток,
  • - наконец, развитие логистических возможностей (в первую очередь для того же Дальнего Востока).

Вопрос строительства нефтеперерабатывающих и нефтегазохимических мощностей на Дальнем Востоке на протяжении многих лет поднимался неоднократно.

«Однако профильные ведомства не видели необходимости повышать рентабельность предприятий в этом довольно сложном регионе (речь идет о налоговом стимулировании перерабатывающих проектов)», - рассказывает Фролов.

Сам по себе Дальний Восток — довольно скромный по потреблению топлива регион, спрос там составляет 6-8 млн тонн моторных топлив в год (для сравнения, общероссийский спрос в 2023 г. составил около 90 млн тонн). Но важнее, по словам Александра Фролова, что дальневосточные потребители крайне разрежены, плотность населения невысока.

При этом у Дальнего Востока есть ряд плюсов в плане организации нефтепереработки. Во-первых, строительство новых мощностей повышает не только энергобезопасность, но и привлекательность региона для населения. Еще один плюс: возможность увеличения поставок нефтепродуктов в дружественные страны по восточному направлению. Речь не идет про Китай, который старается обеспечить себя сам, но в азиатско-тихоокеанском регионе много и других потенциальных потребителей.

«Вопрос безопасности - вопрос немаловажный, - говорит Фролов. - Да, строительство НПЗ займет 4-6 лет, но задуматься об этом, ввести меры стимулирования для инвесторов, стоит уже сейчас. Хотя на самом деле нужно было об этом думать раньше. В 2019 году были желающие заняться нефтепереработкой на Дальнем Востоке, и если бы вопрос стимулирования был решен тогда, новые мощности в регионе появились бы уже в 2024-2025 годах».

Помимо плюсов, у Дальневосточного федерального округа есть и минусы: например, сложности с логистикой. Но это вполне решаемые проблемы: нужно расширять сеть нефтебаз, увеличивать портовые, трубопроводные и железнодорожные мощности. Причем последние могут быть использованы для поставок не только с Запада на Восток, но и в обратном направлении.

«Для решения этих и других вопросов имеет смысл создать межминистерский комитет, на который будет возложена функция не только консультативная, но и управленческая», - полагает Фролов.
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!