Банкротством оборонного завода заинтересовалась прокуратура
Прокуратура намерена вступить в дело о банкротстве Машиностроительного завода имени Дзержинского в Перми. А Минпромторг требует отменить результаты торгов по продаже имущества предприятия. Его всего за 725 млн рублей купила компания «Спецпроектстрой», хотя первоначально он был оценён в 4 млрд.
Победителя объявили досрочно
Прокуратура Пермского края 26 мая обратилась в региональный арбитраж с ходатайством о вступлении прокурора в дело о банкротстве ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского» (ЗиД). Детали этого заявления пока не опубликованы.
А вот требования Минпромторга подробно изложены в материалах дела. Речь идёт о торгах, на которые выставлялся производственный комплекс ЗиД. Его за 725 млн рублей, в пять раз ниже стартовой цены (более 3,62 млрд), приобрела компания ООО «ПСК »Спецпроектстрой«.
«В связи с поступающей в Минпромторг России информацией, в том числе из открытых источников, о нарушениях при проведении конкурсных процедур, подготовлено исковое заявление в целях проверки указанных фактов в судебном порядке», — сообщили MASHNEWS в министерстве.
Результаты аукциона были опубликованы 21 апреля 2023 года, договор с победителем подписан 22 мая. Уже на следующий день, 23 мая, в суд поступило требование Минпромторга отменить результаты торгов и «принять обеспечительные меры в виде запрета заключения договора купли-продажи имущества по результатам торгов в форме публичного предложения».
В определении Арбитражного суда Пермского края от 25 мая говорится, что, поскольку к моменту подачи заявления о принятии обеспечительных мер договор купли-продажи с победителем торгов уже заключён, «оснований для принятия истребуемых обеспечительных мер не имеется». Суд в этой части отказал министерству. Но согласился 19 июня обсудить возможность расторжения договора.
Примечательно, что в объявлении о проведении торгов по продаже имущества машзавода, которое конкурсный управляющий ЗиД Лев Шляпин опубликовал 5 декабря 2022 года, указано, что заявки от участников принимаются до 1 мая 2023-го. То есть управляющий подвёл итоги аукциона за десять дней до того, как формально истекал срок подачи заявок. Шляпин не ответил на вопрос MASHNEWS, с чем связано досрочное объявление результатов торгов.
Продать имущество ЗиД удалось лишь с третьей попытки. Первые торги провели в октябре 2022 года, со стартовой ценой 4,02 млрд рублей. Вторые — через месяц, лот выставили за 3,62 млрд. В обоих случаях желающих купить актив не нашлось. Оценка имущества проводилась в июне 2022 года.
Ракеты вместо пароходов
Машзавод в Перми был создан в 1859 году. Сначала это было судостроительное предприятие, во время Первой мировой войны оно стало выпускать трубки-взрыватели для трёхдюймовых шрапнельных снарядов, ручных гранат и мин. В советские годы завод ввёл в ассортимент гражданскую продукцию, но основной профиль оставался оборонным.
В 1990-х объём заказов ЗиД резко упал, к 2005 году убытки завода превысили его выручку: 558,9 млн рублей против 409,2 млн, и кредиторы инициировали процедуру его банкротства. ФГУП был признан несостоятельным в 2010 году, введено конкурсное производство. Однако работу завод не прекращал. Сейчас он производит комплектующие для ракет, масляные сепараторы для судов ВМФ и другую продукцию, преимущественно оборонного назначения. Основной партнёр предприятия — кировский производитель зенитных ракет «Авитек».
По данным аудиторского отчёта завода, опубликованного сегодня, 29 мая, в 2022 году предприятию удалось преодолеть убыточность: его чистая прибыль превысила 180,8 млн рублей против 577,8 млн убытка в 2021-м. Выручка в 2022 году достигла почти 686 млн рублей (в 2021-м — 650,6 млн). В прошлом году ЗиД продал продукции на 1,62 млрд рублей, в то время как в 2021-м — менее чем на 780 млн.
На эти успехи завода ссылался в ноябре прошлого года Лев Шляпин, требуя втрое увеличить ему вознаграждение как конкурсному управляющему: со 150 тыс. рублей до 450 тыс. ежемесячно. Шляпин занял эту должность в 2020 году, его предшественник Александр Ерёмин получал 150 тыс. рублей, а до него Александр Иванов, отстранённый в 2018 году, — 30 тыс. рублей в месяц.
Федеральная налоговая служба (ФНС) пыталась отменить декабрьское определение суда об увеличении выплат, отмечая, что не один Шляпин управляет заводом. Даже исполнительный директор ЗиД Юрий Аникин получает меньше: в 2021 году его средняя зарплата составляла 290 тыс. рублей, в 2022-м — 320 тыс. рублей в месяц. Но суд не пошёл навстречу ФНС.
Покупатель без оборонного опыта
Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ
Купившее имущество завода ООО «Проектно-строительная компания »Специальное проектирование и строительство« (ПСК »Спецпроектстрой«) создано в марте 2021 года. В качестве его основной деятельности указано производство оружия и боеприпасов. Таким образом, соблюдено условие, за которое проголосовали кредиторы ЗиД в августе 2022 года, утверждая положение о порядке проведения торгов. В нём говорится, что покупатель должен «иметь в собственности имущество, предназначенное для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу и мобилизационному заданию». У нового владельца должны быть лицензии на проведение работ, связанных с гостайной, производством боеприпасов, вооружения и военной техники.
Лицензию на производство военной техники и боеприпасов «Спецпроектстрой» получил всего за три дня до подведения итогов аукциона — 19 апреля 2023 года. Судя по списку выполненных проектов, приведённому на официальном сайте компании, до сих пор с военными контрактами она дела не имела. Подавляющее большинство её проектов относятся к строительству и демонтажу инфраструктуры нефтедобычи, транспортировки и переработки. В рассказе компании о себе также ни слова не говорится об оборонных заказах.
На запрос MASHNEWS в «Спецпроектстрое» не ответили.
Анонимные источники в некоторых СМИ предполагали, что компания могла купить завод в интересах кировского производителя ракет АО «ВМП »Авитек« (входит в концерн »Алмаз-Антей«). Однако официально эту информацию никто не подтвердил.
Учредители предприятия также не имеют отношения к оборонной промышленности: 55% долей в капитале компании принадлежит ООО «Руспрофсервис» (занимается комплексным обслуживанием помещений), 25 и 10% — у юридических фирм АО «Клио» и АО «Люгер» соответственно. Единственный учредитель «Руспрофсервиса» Даниил Бяков (он же глава «Клио») владеет несколькими предприятиями общепита, компанией, торгующей лесоматериалами, и консалтинговой фирмой.
Главе «Люгера» Владиславу Липатникову принадлежит небольшая, менее 1%, доля в ООО «Агропромышленный холдинг »Дороничи«. В 2021 году холдинг купил производственный комплекс Пермского мясокомбината, находящийся рядом с ЗиД. В марте 2022 года АО «Пермский мясокомбинат» было ликвидировано, на его базе создано одноимённое ООО.
Отменят, если найдут нарушения
Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ
Хотя Минпромторгу и отказано во введении обеспечительных мер, но он может обратиться в суд с повторным ходатайством на этот счёт, отмечает Дмитрий Урякин, старший юрист, руководитель практики сопровождения коммерческой деятельности Maxima Legal. Министерство может, например, попросить суд запретить конкурсному управляющему ФГУП осуществлять действия, направленные на исполнение договора, а Управлению Росреестра — регистрировать переход прав собственности на объекты, входящие в состав проданного предприятия, поясняет Дмитрий Урякин.
Дмитрий Клеточкин, партнёр юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнёры», допускает, что суд может признать торги недействительными. Это может быть, если выяснится, что они прошли с существенными нарушениями, которые повлияли на привлекательность имущества для потенциальных покупателей. Например, была опубликована неполная или недостоверная информация о продаваемом активе. Другая возможная причина отмены торгов — если имущество попало на аукцион в нарушение закона и не должно продаваться.
В таком случае имущество будет возвращено в конкурсную массу банкрота.
«Торги, признанные недействительными, после устранения выявленных нарушений закона будут возобновлены со стадии, предваряющей отменённую», — комментирует Александр Погорелов, старший партнёр, адвокат адвокатского бюро Q&A.
Уголовный след
Фото: Yandex.ru / maps
Вообще, в деле Машзавода имени Дзержинского немало резонансных историй. В том числе и уголовных. Например, бывший исполнительный директор завода, а позже депутат Заксобрания Пермского края Егор Заворохин в 2019 году получил семь лет колонии за хищение, нанёсшее предприятию ущерб 143,8 млн рублей.
Другим экс-руководителям завода удалось уйти от ответственности: в 2021 году суд признал, что истёк срок давности по хищениям, в которых, по версии следствия, участвовали конкурсный управляющий Евгений Лысов, исполнительный директор Денис Бронников и председатель совета директоров Артур Васильев. Они, в частности, продавали имущество завода по заниженным ценам. ФГУП пытался взыскать с них 1 млрд рублей. Но все эти события происходили в конце 2000-х, так что следствие было прекращено за давностью лет.
В 2019 году рабочие завода пытались с помощью акций протеста привлечь внимание властей к бедственному положению ФГУП. Предприятие не получило контрактов от «Авитека», а это грозило сотрудникам увольнениями и невыплатой зарплаты. Сокращения действительно начались, завод временами уходил в простой.
В Минпромторге на вопросы MASHNEWS о том, как ведомство видит дальнейшую судьбу завода, ответили так: «Порядок завершения процедуры банкротства определён действующим законодательством и в части ЗиД находится на завершающей стадии; в связи с чем Минпромторг России планирует исполнить возложенные на него законом полномочия по обеспечению сохранности имущественного комплекса предприятия и продолжения выполнения работ в интересах Российской Федерации».