06 мая 2025 17:44
читать 11 минут

«Астафьев» запаздывает. ГТЛК требует неустойку за срыв сдачи теплохода для Енисея

Государственная транспортная лизинговая компания намерена взыскать со Средне-Невского судостроительного завода неустойку 351 млн рублей за просрочку сдачи пассажирского теплохода «Виктор Астафьев». Завод обещал закончить все работы еще летом 2023 года, но судно не передали заказчику до сих пор.

Плавающий срок

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) потребовала неустойку у Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ) еще в 2024 году, но изначально суды отказывали компании. Дело в том, что когда задержка со сдачей теплохода стала очевидна, ГТЛК подписала с СНСЗ дополнительное соглашение о переносе срока передачи теплохода заказчику на 30 ноября 2024 года.

Но 24 апреля Арбитражный суд Московского округа посчитал, что сам факт того, что заказчик согласился с переносом срока сдачи, не снимает ответственности за случившееся с судостроителей, и направил дело на новое рассмотрение.

 «Коммерсантъ» со ссылкой на представителей администрации Енисейского бассейна внутренних вод сообщал, что у завода возникли сложности, связанные в том числе и с перегоном судна. Поэтому теплоход «Виктор Астафьев» на Енисее ждут в следующую навигацию.

Крупнейший гражданский заказ

Контракт на строительство теплохода Средне-Невский судостроительный завод получил в 2020 году. В его рамках предполагалось строительство двух теплоходов, им присвоили заводские номера 716 и 717. Изначально теплоход с номером 716 получил название «Андрей Дубенский» - в память об основателе Красноярска. Но затем судно переименовали в честь писателя - «Виктор Астафьев». А судно с заводским номером 717 стало носить имя «Андрей Дубенский».

Теплоход с номером 716 заложили на СНСЗ в 2020 году. Плановый срок сдачи — декабрь 2023 года. В июне 2021 года пресс-служба губернатора Красноярского края распространила оптимистичный релиз — на заводе главу региона уверили, что теплоход планируется сдать летом 2023 года, то есть, на полгода раньше намеченного срока.

Завод получил аванс в размере 4,7 млрд рублей, что составляет 90% от общей стоимости контракта. Как сообщал Mashnews, это крупнейший гражданский заказ СНСЗ.

Между тем, только летом 2024 года теплоход «Виктор Астафьев» спустили на воду. Во время торжественной церемонии прозвучали заявления, что судно будет возить пассажиров по Енисею уже в навигацию 2025 года.

В ноябре 2024 года губернатор Красноярского края Михаил Котюков в своем Telegram-канале показал видео, снятое во время посещения СНСЗ, в котором указано, что на тот момент на судне «Виктор Астафьев» шел монтаж судовых систем. Про теплоход «Андрей Дубенский» (его, напомним, должны были сдать до конца 2024 года), сообщалось, что у судна готов корпус.

Более официальные структуры о ходе строительства судов не упоминали. В самом СНСЗ на запрос Mashnews пока не ответили. В ГТЛК воздержались от комментариев, сославшись на политику компании.

Причины туманны

Старший юрисконсульт BLCONS GROUP Иван Пирогов, изучивший по просьбе Mashnews обстоятельства спора ГТЛК и СНЗС, отметил, что шансы на получение неустойки с судостроителей очень велики. Впрочем, эксперт указал, что из сложившейся судебной практики выбивается то обстоятельство, что при разбирательствах в первой инстанции и в апелляции ГТЛК отказали в начислении неустойки.

«Правовой подход, согласно которому подписание соглашения о продлении сроков не лишает кредитора права требовать взыскания неустойки, выработан достаточно давно и прочно закрепился в судебной практике. И очевидно, что при заключении дополнительного договора завод по какой-то причине упустил из фокуса своего внимания то, что в подобных обстоятельствах ГТЛК не утрачивает право на взыскание неустойки», - подчеркнул Иван Пирогов.

Пока не ясно, что стало причиной просрочки. Во время первых разбирательств между СНСЗ и ГТЛК этот вопрос не поднимался. Однако с большой вероятностью заводу придется все же раскрыть причины задержки на следующих судебных заседаниях, поскольку это единственный шанс избежать неустойки — если причины срыва сроков окажутся объективными и не зависящими от предприятия, тогда шанс есть.

Правда, обратил внимание Иван Пирогов, в теории ГТЛК может и зачесть неустойку в счет оплаты по договору, тем более, что 10% от стоимости судов заказчиком еще не выплачено.

Фитнес вместо кресел

Теплоходы «Виктор Астафьев» и «Андрей Дубенский» - это первые суда проекта А45-90.2. Они относятся к классу «река-море» и предназначены для судоходства в том числе в арктических широтах. Учитывая, что на Енисее ситуация с причалами сложная (возле отдельных населенных пунктов на участке между Красноярском и Дудинкой их и вовсе нет), проектом предусмотрена возможность доставлять пассажиров с берега на борт и обратно с помощью катера.

На судах должно быть три палубы, в том числе и прогулочная. Дальность плавания — до 5 тысяч км. На обнародованных в 2024 году дизайн-проектах интерьеров теплоходов, виден размах — просторный ресторан, фитнес-клуб. Также на теплоходах предусмотрены бар и сауна. Вместимость — 245 человек.

Стоит отметить, что сам теплоход часто называют круизным, более того, в 2024 году на него даже открыли бронирование билетов. Теплоход «Виктор Астафьев» присутствует в базе агрегатора «Круиз-онлайн», правда, с пометкой «На модернизации».

На Енисее, помимо грузового, есть два типа судов — круизные и пассажирские. Круизы осуществляются на судне «Максим Горький», стоимость путешествия на маршруте от Красноярска до Дудинки от 370 тысяч рублей. На круизном лайнере для пассажиров есть сауна, фитнес и масса других вариантов увлекательно провести время.

Ходят по Енисею и пассажирские суда. Маршрут Красноярск-Дудинка обслуживает оператор  «Пассажирречтранс», перевозки осуществляются на двух судах - «Александр Матросов» (построен в 1954 году в ГДР) и «Валерий Чкалов» (1953 год, тоже ГДР). Стоимость проезда от Красноярска до Дудинки в каюте «люкс» - 38 тысяч рублей, в каюте третьего класса — почти 14 тысяч рублей. Время в пути: вверх по течению - 5 суток 8 часов, вниз по течению — 3 дня 14 часов. Для сравнения, на самолете из Красноярска в Дудинку можно добраться за 3 часа и стоимость билета будет сопоставима с ценой путешествия в каюте третьего класса. В отличие от теплоходов проекта А45-90.2. на старых судах есть еще так называемые места 4-й категории — это не каюты, а отдельные пассажирские кресла. Билеты на них продаются только на небольшие расстояния, чтобы время в пути не превышало 8 часов.


Теплоход «Александр Матросов» (1954) за навигацию выполняет более 20 рейсов от Красноярска до Дудинки (туда-обратно).

Руководитель круизной компании «Изумрудная волна» Сергей Мамонов в беседе с Mashnews обратил внимание на то, что в транспортных теплоходах есть места для хранения грузов. Информации о том, предусмотрено ли такое отделение у судов проекта А45-90.2 нет. Тем не менее, теплоходы позиционируются со стороны красноярских властей именно как пассажирские.

Однако, по словам Сергея Мамонова, в случае необходимости суда легко можно переоборудовать — например, разместить пассажирские кресла на месте тренажеров. Все зависит от запроса оператора и пассажиров. Но в какой бы комплектации не пришли теплоходы, их на Енисее очень ждут - «Матросов» и «Чкалов» свой срок уже давно отработали.

«В СССР существовала программа обновления флота. Практически раз в 7-10 лет выходили новые проекты пассажирских теплоходов. Срок их службы составлял примерно 35 лет. По прошествии этого времени теплоходы либо сдавались в металлолом, либо проходили капитальный ремонт и после этого с ограничениями снова выходили на реку. Да и строились такие теплоходы в основном на зарубежных верфях», - отметил Сергей Мамонов.

Тем не менее, суда востребованы — автомобильная дорога из Красноярска есть только до Енисейска, все остальное сообщение только малой авиацией или теплоходами. Поэтому независимо от того, насколько морально и физически устарели суда, люди все равно покупают билеты — ехать надо.

СПРАВКА MASHNEWS

В рамках программы льготного лизинга с 2023 по 2028 годы ГТЛК намерена инвестировать в строительство водного транспорта 231 млрд рублей. С 2018 по 2024 годы для внутренних водных путей сдано 32 судна, еще 51 находились в стадии строительства. Общий объем инвестиций в программу составил 55 млрд рублей.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!