"Ангары у нас умеют строить, а самолеты..." Выделены 2,2 млрд на завод для сборки "Байкалов" в Комсомольске-на-Амуре
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики разместила тендер на строительство производственного корпуса для изготовления самолётов «Байкал» в Комсомольске-на-Амуре. Мощности предприятия должно хватить, чтобы собирать до 25 самолётов в год. «Байкал» должен заменить Ан-2. Непонятно, почему его сборку не организовать в одном месте, а не в нескольких, как предполагается сейчас.
Сбор в Хабаровском крае
Начальная стоимость контракта, размещенного АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» на сайте госзакупок, составляет 2,2 млрд рублей. На торгах сумма может снизиться. Заявки принимают до 18 сентября.
Государственные вложения в проект и предполагались на уровне двух миллиардов, как ранее говорил полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Также ожидается порядка 500 млн рублей от частных инвесторов.
Площадь земельного участка под инфраструктуру составит 2,2 га. Сам корпус по сборке расположится на площади 8,3 тыс. кв. метра (0,83 га), помимо него на участке будут КПП и газовая котельная.
Как обратил внимание MASHNEWS, дальневосточный завод по сборке ЛМС-901 «Байкал» расположится между филиалом «Региональные самолёты» ПАО «Корпорация »Иркут« и участком ОАО »Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина«, где собирают самолёты »Сухой«. Также рядом находится аэродром »Дзёмги«.
Карта местности. Черным и синим обозначена территория завода по сборке
Мощности предприятия должно хватить, чтобы собирать до 25 самолётов в год. Гендиректор Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) сообщал, что Россия хочет видеть по 50 самолётов в год. Таким образом, завод в Комсомольске-на-Амуре должно помочь достигнуть этого показателя – ранее закончилось строительство производственного корпуса в особой экономической зоне «Титановой долине» в Свердловской области, где помимо «Байкала» будут собирать еще не сертифицированный самолёт ТВРС-44 самолёт «Ладога».
Корпус на Урале несколько меньше дальневосточного – 6,5 тыс. кв. метров.
Собирать «Байкалы» хочет и Беларусь. Её посол в России Дмитрий Крутой в июне 2023-го года заявил, что Минпромторг уже сделал соответствующее предложение Минску.
«Не очень понятно, что это за план. Почему нельзя сделать сборку в одном месте, просто площадку выбрать побольше. Ведь заметно проще завозить оборудование и обучать на нем работать в одном месте, с одним подходом», - считает главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.
СПРАВКА MASHNEWS:
ЛМС-901 «Байкал» - легкий многоцелевой турбовинтовой однодвигательный самолёт. Он способен везти на борту 9 пассажиров, а при определенных модификациях до 12. Максимальная дальность полета (пустым) 3000 километров, с нагрузкой до 2000 кг – 1500 километров. Крейсерская скорость - до 300 километров в час. В будущем предполагается, что у «Байкала» появится модификация «амфибия», то есть посадка на воду.
Планировка территории в Комсомольске-на-Амуре
Мощности есть и за ценой не постоим
8,3 тыс. кв. метров корпуса в Комсомольске-на-Амуре должно хватить, чтобы собирать одновременно несколько самолётов. Благо «Байкалы» небольшие – это маломагистральные самолеты, вмещающие в себя девять пассажиров (если речь идет о комплектации для пассажирских перевозок). В техническом задании к корпусу сборки (имеется в распоряжении MASHNEWS) сказано, что в год производство должно быть способно выпускать до 25 самолётов.
Полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев в августе 2023-го года заявлял, что производителям «Байкалов» необходимо обеспечить загрузку, то есть заказы.
Потребность в таких самолётах есть: помимо того, что нужна перевозка пассажиров на небольшие расстояния в труднодоступных регионах России, «Байкалу» предстоит вступить в ряды санитарной авиации и Рослесхоза. В случае с последним, это означает службу в Авиалесоохране - на тушении лесных пожаров.
Перспективы «Байкалу» рисуют впечатляющие – замена самого массового на постсоветском пространстве Ан-2, у которого сейчас проблемы с ремонтом. В ближайшее время чиновники хотят выпускать по 50 самолётов в год. При этом сами же жалуются на его высокую стоимость. Как Трутнев, так и премьер-министр Михаил Мишустин уже сделали заявления о том, что «Байкал» должен быть дешевле.
Изначально предполагалось, что самолёт будет стоить не больше 120 млн рублей. Сейчас его стоимость подбирается к 300 млн рублей.
Некоторые эксперты отмечают, что стоимость в данном случае не главное - если самолёт полетит массово, то он окупится.
«Новый самолёт, который будет похож на Ан-2, только новый (Ан-2 начали выпускать в 1948-м году - прим. ред.), очень нужен - с нашими российскими просторами и низкой плотностью населения. Ан-2, конечно, летать еще может, но он морально устарел. Цена высокая, когда ее сравнивают как раз с Ан-2, но как сравнивать новый и старый самолет? Нужна нормальная система субсидирования лизинговых ставок, а не снижение цены», - считает главред «Авиа.Ру» Роман Гусаров, добавляя, что «самолёт нужен был ещё вчера».
АН-2, который должен уступить место «Байкалу»
Без двигателя
Сейчас «Байкал» проходит сертификационные испытания. По плану, они должны завершиться в конце 2023-го – начале 2024-го года. Единственная проблема - «Байкал» проходит испытания на недружественных чешских двигателях.
«Ангары у нас строить умеют, а самолёты – нет. То, что делают под видом »Байкала«, сложно назвать коммерчески привлекательным проектом. Завод по сборке сделали, ну, то есть здание построили. Если бы там было что-то высокотехнологичное, то об этом бы рассказали, а так - ручная сборка. Современных производственных технологий у нас нет. Двигатель ВК-800, который хотят ставить на эти самолеты, не дошел даже до испытаний», - говорит председатель Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детёнышев, добавляя, что помимо ангаров и самолётов нужна инфраструктура.
«В текущей регуляторике самолёт не может окупаться. Помимо самолёта как такового нужна инфраструктура и техобслуживание. По всей стране должны быть мастерские. А у нас сейчас для Ан-2 есть 2-3 завода, где их можно ремонтировать. Да и двумя из них почти не пользуются, почти все Аны гоняют в Москву. В целом, чтобы эту ситуацию исправлять, нужен не такой самолёт, нужен меньше, чтобы летал не раз в две недели, когда собирается девять пассажиров, а каждый день. То есть это самолет на 2-5 пассажиров», - считает Детёнышев.