Александр Габитов: отказ от экспортно-импортной модели — серьёзный вызов для промышленности
В 2022 году в Ленинградской области закрывались предприятия, останавливались заводы и падал индекс промпроизводства. Однако руководство области говорит о существенном росте инвестиций. О том, что происходит с областной промышленностью, MASHNEWS рассказал генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области, советник губернатора Ленинградской области по экономике Александр Габитов.
— Что стало самым сильным испытанием для предприятий Ленинградской области в прошлом году?
— Соглашусь — много было испытаний в прошлом году. Самым серьёзным вызовом стала необходимость перестройки с экспортно-импортной модели развития, когда запчасти, сырьё приобретали за границей и, соответственно, продукция отправлялась туда же. Это, наверное, было основным испытанием для руководства ряда компаний, потому что раньше было очень легко что-нибудь купить за границей, а произведенную продукцию тоже подчас отправить за рубеж, не задумываясь о внутреннем рынке.
— Теперь перестроились?
— Большинство предприятий области успешно нашли поставщиков и рынки сбыта на территории страны.
— Однако некоторые предприятия всё же закрылись, начиная с завода IKEA в Тихвине.
— В отношении тихвинского завода IKEA. Об уходе шведских акционеров стало известно в начале марта прошлого года. 15 июня они заявили о продаже всех заводов России, в том числе и тихвинского. Долго шёл сложный процесс поиска покупателей. Сейчас мы ждём нового инвестора, который придёт на это предприятие и начнёт работать. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров публично заявил, что в первом квартале этого года мы увидим нового хозяина.
— Светогорский ЦБК останавливал производство.
— На Светогорском ЦБК сложности возникли, когда пропала перекись водорода. Это существенный элемент для изготовления белой мелованной бумаги. Предприятие смогло очень оперативно перейти на жёлтую бумагу. По мнению ряда коллег, она подчас даже более удобная для чтения. Затем была найдена перекись на территории нашей страны. Сейчас поставки осуществляются не из-за границы, а из России. Ряд химикатов, необходимых для производства, идёт из Индии и Китая. Предприятие успешно работает, несмотря на смену собственника.
— Тихвинский вагоностроительный завод не работал.
— На Тихвинском вагоностроительном заводе действительно были проблемы. Он простаивал 2,5 месяца с 17 мая в связи с необходимостью импортозамещения кассетных подшипников. Эта проблема была решена, уже 1 августа предприятие было запущено. Сейчас там производят лесовозы, хопперы, полувагоны, платформы для перевозки контейнеров.
— Есть ли гарантия, что Тихвинский завод вновь не останется без комплектующих? Летом я слышал утверждения, что подобные подшипники в нашей стране не производят.
— Уже производят. Ваша информация устарела. Эти подшипники производят, и предприятие в Тихвине устойчиво работает. Самое главное, что есть рынок сбыта. Речь идёт не только о российских потребителях, но и о зарубежных. Потребность в вагонах и вагонных тележках колоссальная.
— Несмотря на все проблемы, по итогам года в области ожидали рост инвестиций в основной капитал почти на 10% по сравнению с 2021 годом. Значит развитие будет в этом году?
— Сегодня сложно делать глубокие прогнозы, но попробуем рассмотреть конкретные примеры. Возьмём, «ЕвроХим», который производит удобрения. В настоящий момент потребность в них очень высока как со стороны предприятий Ленинградской области, так и других регионов. Кампания, производящая удобрения на базе российского сырья, будет развиваться и получать дополнительные инвестиции. Рублёвые — абсолютно точно. В конце лета «ЕвроХим» объявил о строительстве нового завода в Кингисеппе по производству аммиака и карбида. Стоимость этого производства около 100 млрд рублей.
Не будет остановки в развитии и портовых терминалов в нашей области. Совсем недавно мы ездили бизнес-делегацией Ленобласти в Индию. Очевидно, что потребность в транспортном сообщении между двумя странами растёт. То же самое можно сказать про Китай и всю Юго-Восточную Азию. Порты сейчас находятся в стадии активного роста. Потребность в них выше, чем была раньше. Не стоит забывать, что в мае Правительство РФ решило создать особую экономическую зону «Усть-Луга». Речь идёт о строительстве в Кингисеппе комплекса по производству сжиженного газа. Там объём инвестиций — более 2 трлн рублей.
— Это большие федеральные проекты. А есть эффективные меры поддержки промышленности со стороны администрации области?
— Через местное представительство федерального Фонда поддержки промышленности достаточно качественно идёт модернизация крупных предприятий. Есть меры поддержки для малого и среднего бизнеса, направленные на выдачу микрокредитов под невысокие проценты (2–3%). Стартовые субсидии, лизинговые операции, выкуп объектов недвижимости по льготным ценам. Можно сказать, что в этом область копирует опыт всех регионов.
Если говорить о местных мерах поддержки, то в минувшем году у нас прошло дополнительное кредитование гарантийного фонда и фонда микрозаймов на общую сумму порядка 200 млн рублей. Это достаточно крупные деньги для нашего объёма.
— Недавно вас переизбрали главой областного отделения РСПП на новый пятилетний срок. Зачем нужно РСПП? Ваш союз чем-то может помочь промышленникам?
— РСПП — это часть системы взаимоотношений между правительством, работодателями и работниками. Ежегодно подписывая соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с правительством области, мы закрепляем эти отношения.
Плюс мы имеем обширные горизонтальные связи. Их наличие во многом помогало во время пандемии. Теперь, я уверен, оно будет способствовать импортозамещению и поиску рынков сбыта внутри страны.
РСПП — это огромнейшая сетка взаимоотношений. Прямо в рамках чата я могу написать любому руководителю предприятия, а он соответственно — мне. Мы сейчас расширяем структуры РСПП в регионе. На местах есть Союзы работодателей, поэтому мы в состоянии общаться с руководителем районной думы, главой района, общественными организациями через своих коллег. Очень важно, чтобы предприниматель чувствовал, что он в любой момент через нас может поднять вопрос не только на местном уровне, но и на областном, а через руководство РСПП — и на федеральном.
Я очень много езжу по нашим регионам, подписываю двусторонние соглашения о сотрудничестве для того, чтобы наши предприятия имели прямой доступ к базам данных предприятий других регионов. Подчеркну, что мы не панацея от всех проблем, но один из институтов развития бизнеса и устойчивого развития экономики.
Андрей Герман для MASHNEWS