19 сентября 2025 09:36
читать 5 минут

ААК «Прогресс» заплатит производителю катапульт к «Аллигаторам» из своих денег

Научно-производственное предприятие «Звезда» из Подмосковья заставляет Арсеньевскую авиационную компанию «Прогресс» закрыть долги за производство систем для вертолетов Ка-52М. Аргумент, что сам заказчик оплату от Минобороны за партию модернизированных «Аллигаторов» еще не получил, «Звезду» не впечатлил.

«Прогресс» должен выплатить «Звезде» 111 млн рублей – из них 93 млн рублей сам долг, остальное – неустойка. Соответствующее решение принял 17 сентября Арбитражный суд Приморского края.

Из общей стоимости договора 604 млн рублей без дополнительных разбирательств «Звезда» получила только 283 млн рублей аванса. Часть денег предприятию перечислили после направления претензии,  также «Прогресс» внес крупный транш после обращения предприятия в суд.

Авиазавод во время разбирательства пояснил, что рассчитаться со «Звездой» не против, но только предприятие еще само не получило деньги от Минобороны за изготовление партии модернизированных вертолетов «Аллигатор». Суд, изучив формулировки договора «Прогресса» и «Звезды», пришел к выводу, что в документе не прописана зависимость оплаты от перечисления средств госзаказчиком. Поэтому «Прогресс» должен закрыть долг независимо от того, когда авиазавод получит средства от Минобороны. Решение в законную силу пока не вступило.

В судебном акте не указано, какую именно продукцию заказывал «Прогресс», однако еще в 2017 году журнал Вневедомственного экспертного совета по вопросам воздушно-космической сферы сообщал, что специально для «Аллигаторов» «Звезда» разработала катапультно-амортизационное кресло К-37–800М.

При катапультировании лопасти вертолета отстреливаются, чтобы не травмировать пилота, а сам он покидает кабину, пристегнутым к креслу. Катапультируемые кресла часто используются в спортивных и военных самолетах. Но в вертолетах применение системы катапультно-амортизационных кресел уникально – обычно пилот покидает кабину на парашюте или же остается в вертолете, а последствия жесткой посадки признаны смягчить системы амортизации. Кресло К-37-800М с одной стороны обеспечивает катапультирование пилота, с другой – амортизирует при приземлении. Как минимум один случай применения системы известен в ходе СВО. В марте 2023 года телеканал 360.ru рассказал, как пилот Ка-52 выжил после того, как в вертолет попала зенитная ракета – летчик успел покинуть кабину, на видео попал дым от срабатывания ракетных двигателей, вмонтированных в катапультное кресло.

Катапультно-амортизационные кресла для «Аллигаторов» широко известны в среде интересующихся авиацией. Их даже выпускают отдельно в дополнении к моделям вертолетов в масштабе 1:48.

Ка-52М – это модернизированная версия вертолетов Ка-52, серийно производятся с 2010 года. Главные особенности – дополнительные топливные баки, а также новые виды управляемых вооружений. При этом несущая часть конструкции осталась неизменной. Вертолеты разработаны по проекту ОКБ «Камова», которое занимается развитием линейки Ка с 1949 года. Модель Ка-52 разработана ОКБ в 1983 году.

СПРАВКА MASHNEWS

НПП «Звезда» ранее носило название «Завод №918 Министерства авиационной промышленности СССР». Предприятие образовано в 1952 году, главные задачи – разработка и производство систем  безопасности экипажа. Основных направлений деятельности три – выпуск скафандров, катапульт и систем пожаротушения в кабинах. Нынешнее юрлицо образовано в 1994 году. Финансовую отчетность НПП «Звезда» сейчас не публикует, в 2018 году предприятие заработало 4,3млрд рублей. Входит в санкционные списки США, ЕС, Великобритании, Франции, Швейцарии, Канады и Украины.

Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина входит в холдинг «Вертолеты России», производственные мощности расположены в городе Арсеньев Приморского края. Предприятие в годы СССР выпускало двухмоторные самолеты Ан-15, планеры Ан-15, учебно-тренировочные самолеты Як-18, на которых учились в аэроклубах по всей стране. С 1991 года «Прогресс» выпускал вертолеты Ка-50, затем их сменили Ка-52. В 2018 году предприятие заработало 33,7 млрд рублей. Общая стоимость контрактов, где «Прогресс» выступил заказчиком, превышает 57 млрд рублей.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!