13 февраля 2025 13:46
читать 4 минуты

13 новых кораблей построят российские верфи в 2025 году по программе «квоты под киль»

Отечественные предприятия к началу 2025 г. передали заказчикам в общей сложности 37 судов в рамках реализации первого этапа программы инвестиционных квот. Из них 15 единиц пришлось на краболовы и 22 – на рыбопромысловые суда. Еще один краболов был передан инвестору в рамках второго этапа программы.

БМРТ «Капитан Мартынов». Судно строилось по заказу «Русской рыбопромышленной компании» по программе инвестиционных квот. Корабль передали заказчику весной 2024 года. Фото: Адмиралтейские верфи.

В 2025 г. верфи передадут рыбопромышленникам пять рыбопромысловых и восемь краболовов, сообщили изданию «Ведомости» в Минпромторге. Схожие данные приводят в Росрыболовстве. До конца года инвесторы получат более 12 судов, сказал «Ведомостям» представитель ведомства.

Основная часть судов в рамках программы инвестквот в этом году будет выпущена предприятиями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). На них придется восемь единиц техники против шести в 2024 г., сообщил представитель ОСК. Таким образом, к 2026 г. рыбопромышленники пополнят флот 50 судами российского производства с момента запуска квот под киль в 2017 г.

Пока наибольший годовой объем выпуска рыболовецких траулеров и краболовов с тех пор пришелся на 2024 г. В прошлом году рыбопромышленники получили 16 судов. Для сравнения: в 2023 г. верфи передали инвесторам 10 единиц, а за период 2019–2022 гг. – всего 11.

Программа предполагает распределение 20% квот на вылов водных биоресурсов в рамках аукционов. Рыбопромышленники, получающие лот, обязуются построить перерабатывающий завод в России или промысловое судно на отечественной верфи, а Росрыболовство за это выдает разрешение на вылов.

Распределение квот под киль формально разделено на два этапа: первый начался в 2017 г., второй запущен в 2023 г. Изначально вся программа инвестквот была рассчитана на 15 лет. На текущий момент ожидается, что в 2027 г. инвесторы получат последние суда, еще строящиеся в рамках первого этапа. Всего в рамках программы были заключены контракты на строительство 64 рыбопромысловых судов и 41 краболова в общей сложности на 270 млрд руб.

Изначально срок строительства судна после заключения контракта с инвестором в рамках программы инвестквот был установлен на уровне пяти лет. Позднее этот срок был продлен на три года: сначала из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, потом – из-за санкций и последовавших сложностей в работе с иностранными поставщиками судового комплектующего оборудования.

БМРТ «Виктор Гаврилов» спустили на воду в конце января 2025 года. Фото: ОСК.

Например, прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» уже почти на два года задерживает сдачу большого морозильного траулера «Виктор Гаврилов» для «Рыболовецкого колхоза им. Ленина». Это крупнейшее рыбопромысловое судно (121 м в длину), которое строится сейчас в России.

Изначально траулер стоимостью 7 млрд руб. должен был быть передан заказчику в 2023 г., но весной «Янтарь» потребовал увеличить цену контракта на 1,2 млрд руб. из-за необходимости частичного проектирования, а затем перенес срок сдачи судна – сначала на 2024 г., а потом на октябрь 2025 г. В начале этого года «Виктор Гаврилов» был спущен на воду и сейчас достраивается у набережной завода.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!