13 февраля 2025 15:16
читать 14 минут

Руслан Пахомов, «Силовые машины»: «Чтобы окупить создание нашей локализованной турбины, нужно 15 лет»

Российская энергомашиностроительная компания «Силовые машины» создала первую серийную газовую турбину ГТЭ-170 с локализацией 95%. Оборудование предназначено для Каширской ГРЭС («Интер РАО – Управление электрогенерацией»). Ранее турбины такой мощности импортировались из-за рубежа.

О том, почему производителям важно быть загруженными на несколько лет вперед и как при этом не допускать срыва сроков поставок, Mashnews поговорил с заместителем генерального директора – руководителем Дивизиона теплоэнергетики Силмаша Русланом Пахомовым.

Российская турбина не дороже импортной

- 3 февраля компания сообщила об изготовлении инновационной газовой турбины ГТЭ-170 для Каширской ГРЭС. При этом уже началась работа над ее улучшенной версией – ГТЭ-170.2. Чем она будет принципиально отличаться от первой модификации?

- Первое изделие имеет мощность 156 МВт, второе – 171 МВт. Из четырех турбин, которые мы должны поставить для Каширской ГРЭС, две изготавливаются уже в версии 170.2. Это первые отечественные серийные турбины такой мощности со степенью локализации около 95%.

- Российские компоненты часто обходятся дороже, чем импортные. Какие позиции особенно критичны с точки зрения стоимости?

- Корпусные стальные и чугунные заготовки, которые предлагают российские поставщики, пока еще намного дороже, чем аналоги из Китая. Мы пытаемся оптимизировать затраты, расширяя собственное производство. Так нам удалось заместить литые лопатки ГТУ, которые раньше для турбин большой мощности ввозились из-за рубежа. 

- В планах компании – создание турбины мощностью 200 МВт. Когда она должна появиться?

- По замыслу, ГТЭ-210 будет дальнейшим развитием турбины ГТЭ-170 с мощностью 200-210 МВт. Она пойдет к заказчикам с 2030-х годов, в том числе на замену находящихся сейчас турбин Сименс 2000Е и ГТЭ-160 без замены фундамента и значимых схемных решений на станциях. Планируем приступить к изготовлению первого образца в 2027 году с завершением в 2029-м. Сейчас мы находимся в фазе проектирования.

Хочу добавить, что наши инженеры начали работать и над турбиной в 300 МВт в рамках поставленной Правительством задачи по достижению технологического суверенитета в энергетике. 

- В России только ваше предприятие сегодня занимается ее разработкой?

- Нам объективно легче сделать такую турбину с учетом полученного опыта по ГТЭ-170 и наращивания за эти три года всех компетенций, включая производство литых лопаток больших размеров. О разработках других заводов нам ничего не известно.

- Сколько времени и заказов нужно, чтобы окупить создание одной турбины? Насколько отечественный образец получается дороже импортного аналога?

- Для проекта ГТЭ-170 срок окупаемости составляет 15 лет при том, что наша газовая турбина эквивалентна по цене с импортными, если сравнивать ее стоимость на всем жизненном цикле эксплуатации.

Турбина – это основная составляющая газотурбинной установки (ГТУ), в которую входят еще генератор, система автоматизированного управления, вспомогательное оборудование. И все это сейчас уже российского производства.

Отгрузка первой инновационной газовой турбины ГТЭ-170 для Каширской ГРЭС. Фото: Силовые машины

У заказчика есть выбор

- Сегодня, когда российские энергомашиностроители загружены на годы вперед, наверно, заводам не приходится сильно конкурировать между собой – заказов на всех хватит? Или соперничество есть?

- Конкуренция есть, и серьезная. Генерирующие компании проводят конкурентные процедуры по оборудованию как для паросиловых, так и для парогазовых установок разных мощностей. И «Силовые Машины» участвуют в конкурсах по турбинам, генераторам и котельному оборудованию наравне с десятком других российских производителей оборудования.

Загрузка на 3-5 лет действительно важна, так как только под загрузку можно принимать инвестиционные решения: строить новые производства, покупать станки, поддерживать стабильность в обучении и найме сотрудников – инженеров и рабочих.

Генерирующие компании, как известно, инвестируют под гарантии доходности на инвестиции, которые предоставляет государство в виде механизмов КОММОД и КОМ НГО. У предприятий энергомашиностроения никаких подобных гарантий доходности нет. Поэтому так важен ясный горизонт загрузки.  

СПРАВКА MASHNEWS

  • Государство предоставляет механизмы КОММОД и КОМ НГО для стимулирования развития электроэнергетики.
  • Программа КОММОД (конкурентный отбор проектной модернизации) позволяет модернизировать существующие мощности, в том числе в регионах с высокими темпами роста электропотребления. Это помогает обновить тепловую генерацию и избежать повышения нагрузки на энергосистему во время модернизации.
  • КОМ НГО — это механизм строительства генерирующих объектов с требуемыми техническими характеристиками на территориях с локальным дефицитом активной мощности. При этом генераторы получают гарантированный возврат инвестиций за счет повышенного тарифа на мощность.

- Понятно, что сейчас еще трудно оценить качество и надежность локализованных отечественных турбин. Однако меняется ли уже отношение крупных потребителей к российскому оборудованию, прежний скептицизм уменьшился? Или у них просто нет выбора?

- Выбор есть. Любая генерирующая компания может приобрести иностранную турбину, построить станцию, вырабатывать электроэнергию – запретов нет ни для газовых, ни для паровых турбин. И многие так делают. Особенно промышленные предприятия, имеющие свою генерацию электроэнергии и тепла. Но с иностранной турбиной нельзя – и это справедливо - участвовать в КОММОД и КОМНГО, где государство гарантирует доходность за счет российских налогоплательщиков.

Мы нацелены на безупречные показатели турбин и поддержание их эксплуатации сервисными службами на всем протяжении их «жизни».

Временные трудности

- По оценкам АО «СО ЕЭС», спрос на ГТУ в стране до 2030 года – 50-60 штук совокупной мощностью 6,9ГВт, а затем до 2042 года – еще 170-200 единиц мощностью 27 ГВт. Справятся ли наши машиностроители, ведь придется заметно нарастить темпы работы?

- «Силовые машины» уже в 2025-2026 годах выходят на 8 турбин в год, с 2029-го будем изготавливать по 10 таких установок. Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) Ростеха, по нашим ожиданиям, сможет выпускать 4 турбины ГТД-110 и 15 турбин ГТ-25.

Эти создаваемые мощности превышают спрос на ГТУ для большой генерации как до 2030-го, так и до 2042 года. Минэнерго РФ располагает этими данными, поэтому справедливо рассчитывает на российских производителей.

- Недавно в отрасли обсуждался срыв сроков сдачи паровых турбин «Силмаша» - по некоторым позициям до двух лет. Понятно, что машиностроители зависят от поставщиков компонентов, а у тех тоже находятся объективные причины, чтобы задерживать поставки – как защитить и производителей, и заказчиков?

- Российские производители крупных корпусных стальных и чугунных заготовок столкнулись в 2021-2023 годах с временными трудностями в связи с 5-6 кратным ростом заказов и допустили задержки. Урок в том, что при ужесточении Постановления Правительства РФ №719 о подтверждении производства российской промышленной продукции в 2019-2020 гг. это можно было предвидеть. И отечественные компании должны были принять своевременные меры по инвестициям в количество, качество и сокращение длительности изготовления своих изделий.

К примеру, чтобы сделать 15-тонную заготовку цилиндра средней паровой турбины или 10-тонную чугунную обойму газовой турбины требуемого качества (без внутренних дефектов, которые могут привести к аварии и пожару на электростанции), требуется 8-10 месяцев. К этим значениям сейчас стремятся российские производители заготовок.

Сейчас острая фаза роста преодолена, и мы рассчитываем, что в будущем задержек с заготовками уже не будет.

Производствам нужны мини-колледжи

- Расширение мощностей и наращивание объемов – это еще и дополнительные люди. Сегодня многие предприниматели говорят, что из-за нехватки кадров приходится снижать планку требований к персоналу, чтобы хоть кто-то работал в цехах.  Есть ли другой выход?

- Действительно, все так. Единственный выход – дообучение уже в цехах предприятий. Если смотреть шире, то хорошо бы в масштабах страны подумать о массовом строительстве новых колледжей по типовым быстровозводимым проектам на 600-800 учащихся.

Простой пример: одно из наших производств с численностью около двух тысяч человек находится в пригороде Петербурга. В этом пригороде живет около ста тысяч человек. Колледжа там нет, а до ближайшего, в Санкт-Петербурге – час-полтора на автобусе. Сейчас мы вместе с руководством региона обсуждаем, как объединить усилия, чтобы решить задачу создания такого образовательного учреждения на 600-800 учащихся.

- Кому-то ведь еще надо ремонтировать и обслуживать импортные турбины, доля которых на наших ТЭС – более 70% (а в сегменте машин большой мощности – исключительно оборудование из недружественных стран). Не будет ли так, что в какой-то момент эти установки просто встанут?

- Насколько нам известно, генерирующие компании за три года более-менее научились обслуживать иностранные турбины, в том числе экзотические. Появился целый рынок компаний, представляющих как услуги, так и запчасти. Если есть спрос – предложение всегда появится. Вопрос в цене и сроках.

- В советское время мы успешно продавали на экспорт свое энергетическое оборудование. Есть ли сейчас потенциальный интерес со стороны стран-партнеров? Или пока речь идет только о закрытии потребностей внутреннего рынка – и еще долго будет не до внешнего?

- В 1980-е годы доля экспорта у «Силовых Машин» не превышала 10-15%. При этом география поставок охватывала территорию от Юго-Восточной Азии и Европы до Южной Америки. Основным препятствием для этой работы сейчас являются санкции, трудности с расчетами, с доступным экспортным финансированием и т.п. Надеемся, что восстановим поставки на внешний рынок после отмены ограничений.

СПРАВКА MASHNEWS

  • АО «Силовые машины» — энергомашиностроительная компания, осуществляющая проектирование, изготовление и комплектную поставку оборудования для тепловых, атомных и гидроэлектростанций. На предприятии организовано серийное производство отечественных газовых турбин при поддержке Минпромторга России. В настоящее время в производстве находятся 12 турбин типа ГТЭ-170, ведутся конструкторские работы по развитию линейки газовых турбин с последовательным повышением их мощности и КПД. Общий объем инвестиций компании в проект составляет 25 млрд руб., из них 6,9 млрд руб. на НИОКР субсидированы государством.
  • Руслан Пахомов окончил Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана в 1992 году. Был исполнительным директором компании «Дженерал Электрик Энерджи» (General Electric Energy), с 2019 - директором по производству и локализации «Русские Газовые Турбины». С 2022 года занимает должность заместителя генерального директора АО «Силовые машины», руководитель дивизиона «Теплоэнергетика».
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!