Зерновая инициатива экономически выгодна России — эксперт
Сделка между Россией и Украиной при посредничестве Турции и стран Запада о вывозе зерна из украинских портов, возможно, не будет продлена. Впрочем, есть и другая точка зрения. Российский политолог Сергей Маркелов в беседе с корреспондентом MASHNEWS объяснил, в чём экономическая выгода России от этой сделки и почему её следует сохранить.
Компромисс возможен даже в военных условиях
— Сергей Николаевич, как вы считаете, «зерновая сделка» для России стала жестом доброй воли или некоторым шагом назад?
— Скорее подобная сделка — точка нашего компромисса, это факт. Ведь что такое компромисс? От этой сделки мы получили определённые экономические выгоды, но существуют и вещи, которые ради этой выгоды мы вынуждены терпеть. Как и всегда в политике, здесь нет одностороннего движения. Что-то выигрываешь, а что-то закладываешь в риски.
В самом термине «зерновая сделка» заложен смысл. Когда политики используют слово «сделка», это уже не политика, а политэкономия. Сейчас нет никакой политики и никакой экономики в чистом виде, есть старое, советское понятие — политэкономия. Поэтому, да, «зерновая сделка» — это компромисс, такое бывает, даже в условиях войны.
Украинские порты, которые были открыты в результате этого договора, вероятно, используются сейчас по двойному назначению. Возможно, через них завозят то, в чём нуждаются формирования ВСУ. Президент России об этом тоже намекнул.
Кроме того, Евросоюз также использует эту сделку в интересах своих экономик. ЕС глубоко наплевать на бедные страны, им самим надо выпекать французские булки. Европейцы в своей политике уже стали отмахиваться от коллективного разума и совместной ответственности, сейчас каждый сам за себя. Ищутся временные союзы, никаких стратегических соединений.
Россия получила от сделки экономическую выгоду
— Поясните, в чём же наша выгода от «зерновой» истории, что получила Россия?
— Во-первых, нам тоже разблокировали зерновые поставки на экспорт. И мы сейчас получили возможность отправлять зерно из нашего Новороссийска и других черноморских портов, которое также было заблокировано.
Второе. Эта сделка снова дала нам выход, пусть и слабый, но выход на мировую отрасль по страхованию морских сделок. Этот вид страхования нам также был закрыт. К сожалению, пока ни в России, ни в Азии, ни в СНГ не созданы страховые компании, которые были бы так же признаны в мире, как все эти «Ллойды». А без страхования морских поставок ни один перевозчик за наше зерно бы не взялся.
Третья выгода. В рамках этой сделки нам должны были разблокировать и поставки удобрений. Да, это сделано, но пока далеко не в тех объёмах, на которые мы рассчитывали и очень ждали. Это касается и калия, и поставок «ФосАгро», и других российских производителей. Но всё равно потихоньку эту сферу нам разблокируют. Это тоже очень важный момент, чтобы мы не отключались от мировой логистики и макроэкономики. Иначе всё это девать нам просто некуда, мы сами столько не «съедим».
Европейские лидеры боятся, что их «снесут» собственные народы
— Как будут развиваться события дальше, что будет с «зерновой сделкой»?
— Президент начал атаку на «зерновую сделку», пока политическую, идеологическую. Мы знаем, и наша разведка об этом доложила, что «зерновая сделка» используется с двойным и даже тройным назначением. С выгодами, на которые мы не подписывались. По договору, 80% украинского зерна должно было идти в «голодающее Поволжье» — подразумевалось, что в Северную Африку и другие страны. На самом деле всё наоборот: 20% идёт Египту, Алжиру и другим африканским ребятам, а 80% забирает Европа.
Евросоюз же сейчас живёт в режиме накопления — в страхе перед тем, что их экономики не выдержат гнёта инфляции. Они сейчас лихорадочно создают послевоенные дополнительные продовольственные запасы. Европейские лидеры страхуются, чтобы народ не «снёс» их на фоне роста цен.
Мир переходит на язык закрытой дипломатии
— Наши политики уже говорят о возможности непродления «зерновой сделки». Стоит ли России продлевать этот договор в нынешнем его виде?
— Я думаю, это вопрос уже непубличной части политики. Один из позитивных трендов вокруг украинского конфликта в том, что всё больше моментов уходят сюда, в непубличную плоскость. Помните, после 24 февраля мы жили по принципу: «Утром в газете — вечером в куплете». Всё, что политики говорили в закрытых кабинетах, тут же выплескивалось в информационную повестку.
Это был плохой момент, момент информационной истерии. Сейчас же постепенно на инфополе фактуры становится меньше, и всё больше догадок, домыслов, прогнозов. А значит, политики, наконец, начали прятать свои переговорные процессы. Лавров же сказал, а может, американцы одумаются, и мы с ними, наконец, будем говорить на языке закрытой дипломатии?
И это показатель того, что Россию начали слушать. Вообще, мне кажется, во всю эту историю с мировым геополитическим конфликтом вмешались уже совсем другие силы. Люди, которые в принципе живут в режиме тишины. Это серьёзные банковские, крупные финансовые межгосударственные структуры, которым совершенно невыгоден весь этот шум, особенно по ядерному оружию.
Переговорные процессы сейчас в разгаре, но шёпотом
— Значит, Вы «ставите» на продление «зерновой сделки»?
— Скорее да. Как бы то ни было, России эта сделка выгодна. Сейчас, пока мы говорим, я уверен, идёт множество всевозможных согласительных шептаний: и у нас с Америкой, и ЕС с американцами. Это шепчется, это максимально прячется, чтобы не спугнуть ситуацию и не сделать опять её дурацкой, февральской. Думаю, что «зерновую сделку» будут продлять. Экономическая выгода — сильный аргумент.
Но, вероятно, мы с вами неожиданно увидим, что стороны исправились. Украинцы будут меньше наглеть и забивать корабли вместо зерна оружием или инфраструктурными ресурсами. Евросоюз также поумерит наглость, и зерно всё-таки пойдёт нужным адресатам, как мы и проговаривали. А африканцы — почему бы и нет — предпочтут работать с Россией и Китаем напрямую, без посредников в виде всех этих фондов «биллов гейтсов», которые умеют лишь трещать.
СПРАВКА MASHNEWS:
Сделка, которую в мире окрестили «зерновой», на самом деле называется Черноморской зерновой инициативой. В её рамках 22 июля был подписан меморандум о содействии поставкам сельхозпродукции и удобрений РФ на мировые рынки. Подписи под документом поставили министр обороны России Сергей Шойгу и генсек ООН Антониу Гутерриш.
Предполагалось, что ООН посодействует снятию ограничений на российский экспорт продовольствия и удобрений. Параллельно Украина подписала соглашение с Турцией и ООН об экспорте своего зерна через морские порты.