Заводам стройматериалов не хватает оборудования. Но у властей есть план
Минпромторг формирует список критически важного оборудования для производства стройматериалов, выпуск которого нужно наладить в России.
Европейское оборудование стало слишком дорого или недоступно для российских заводов стройматериалов, китайские и турецкие аналоги не дотягивают по качеству. Поэтому отрасль хочет иметь собственное машиностроение. Вопрос – кто рискнет за это взяться и на каких условиях.
Минпромторг с Минстроем и отраслевым сообществом составляют перечень критического оборудования для импортозамещения – его должны представить до конца февраля. Об этом Mashnews рассказал исполнительный директор Ассоциации производителей строительных материалов, оборудования и сырья (ПСМ ЕАЭС) Дмитрий Переверзев.
Очередь на поставку – больше года
Проблемы с оборудованием – один из главных вызовов, с которым столкнулись российские производители строительных материалов после начала спецоперации на Украине. С 2022 года почти все европейские поставщики официально ушли с российского рынка. В результате более 85% отечественных заводов, работавших на западных технологиях, остались без сервисного обслуживания и возможностей замены старого оборудования на новое, подчеркнули в Ассоциации ПСМ ЕАЭС.
«Производители из Китая и Турции не могут обеспечить необходимое качество оборудования и стабильные поставки. В свою очередь, российские заводы в текущих условиях не обладают необходимыми мощностями производства и компетенциями в технологиях. Очередь на поставку оборудования составляет более одного года», - пояснил Дмитрий Переверзев.
Необходимо модернизировать и масштабировать имеющееся производство – строить новые цеха заводов и наращивать станочную базу. Так, импортозамещение оборудования для бетонных изделий требует увеличения мощностей заводов-изготовителей России в 4-5 раз, сообщил руководитель Ассоциации ПСМ ЕАЭС.
По его словам, в стране еще остались предприятия, способные делать необходимое оборудование, есть и потенциальные инвесторы, готовые в это вложиться, но нужна помощь государства. И первым шагом должно стать создание перечня критической промышленной продукции в части производства оборудования для строительных материалов – аналог плана импортозамещения.
«Пока этот вопрос на самом старте. Есть соответствующее поручение правительства РФ, согласно которому список критического оборудования должен быть сформирован и утвержден до конца февраля текущего года. Сейчас этот документ прорабатывает Минпромторг России совместно с Минстроем при участии нашей ассоциации и других участников отрасли», - уточнил Дмитрий Переверзев.
Специалисты уже определили пул оборудования, производство которого нужно развивать в первую очередь – в том числе, для выпуска теплоизоляционных материалов (сэндвич-панелей), изделий из бетона и железобетона. Параллельно предстоит разобраться с кодами ОКПД 2 (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности).
«У нас меры поддержки завязаны с кодами ОКПД 2, который также требует детализации, поскольку оборудование для стройматериалов там не выделяется отдельно. И плюс до этого не было никакого плана импортозамещения конкретно для этого сегмента продукции. Поэтому необходимо утвердить этот перечень критического оборудования, чтобы дать толчок дальнейшему развитию отрасли», - подчеркнул собеседник Mashnews.
Привезти можно, но сложно
Производители стройматериалов ждут отечественных разработок и готовы рассматривать предложения российских поставщиков. Сегодня этот сегмент промышленности серьезно зависит от импортного оборудования, подтвердили в корпорации «Технониколь».
«Линии по производству рулонной гидроизоляции, теплоизоляции, кровельных материалов традиционно приобретались в Европе. Причем это были комплектные решения, то есть у одного производителя можно было приобрести целиком всю линию. Европейские поставщики помогали с производством монтажных работ, обслуживанием, ремонтами», - прокомментировал Mashnews генеральный директор ППК Технониколь Владимир Марков.
Санкции заставили компании обратить внимание на азиатские бренды, однако и там не обходится без сложностей.
«Ни в Китае, ни в Турции мы не могли приобрести линию целиком. Приходилось покупать оборудование у разных производителей, а уже на месте собственными силами собирать в единую линию», - отметил Владимир Марков.
Он уверен, что машиностроение в России нужно развивать, и если появится качественная альтернатива иностранным образцам, то она обязательно будет востребована рынком.
«Только представьте, сколько ресурсов нужно потратить компании, чтобы найти оборудование, оплатить его, доставить, пройти таможенное оформление. А с учетом того, что линии приходится собирать подобно конструктору, то количество таких операций не одна и не две. Российская промышленность с нетерпением ждет, когда машиностроение сможет все отрасли производства обеспечить оборудованием», - заключил генеральный директор ППК Технониколь.
Без стабильного заказа прорыва не будет
Отечественных технологий не хватает и производству стройматериалов из древесины. Около 60% оборудования, установленного на таких заводах – импортное. Причем это критически важное специализированное оборудование, рассказал Mashnews директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения Семен Гоглев. Оставшиеся 40% - отечественные изделия: транспортеры, погрузчики и т.д.
Поэтому производители стройматериалов продолжают покупать оборудование на Западе, но через посредников – по схеме «параллельного импорта» - и в два раза дороже, чем до СВО. Часть продукции везут из Тайваня и Китая – оно классом ниже, но немного дешевле европейского. При этом заводы, сделавшие ставку на западные технологии, сегодня испытывают сложности с покупкой запчастей к уже установленному оборудованию, издержки на его обслуживание также возросли.
«К сожалению, какого-то прорыва на отечественном рынке оборудования пока нет – прежде всего потому, что нет планового ввода новых мощностей в области деревообработки, производства стройматериалов из древесины. То есть нет базы заказов, на основе которой можно было бы создавать новое производство оборудования. Те компании, которые в свое время успели закрепиться на рынке, продолжают работать, но это капля в море. Для того, чтобы увеличивать объемы и развивать новые направления, производителям оборудования нужно быть уверенными, что эта продукция будет в дальнейшем востребована», - говорит Семен Гоглев.
Российское оборудование существует, но, в основном, это либо нишевые продукты, которые не имеют аналогов за границей, либо вспомогательные – например, измерительное оборудование, диагностические линии и т.д.
«Среди основного можно выделить только, пожалуй, прессы для склеивания древесины, которые выпускаются в Вологде, – они действительно хорошего качества и пользуются спросом у наших производителей. Но чтобы сформировать целую производственную линию из отечественного оборудования – такого пока нет. Все равно основная «начинка» будет импортной», - добавил эксперт.
В предполагаемый список для импортозамещения, по мнению Семена Гоглева, можно было бы включить целый ряд позиций, важных для производства стройматериалов из древесины.
«К примеру, если взять все этапы производства деталей из клееной древесины, то в них задействовано около 30 позиций оборудования, и отечественные производители могут закрыть только одну из них – пресс для склеивания древесины, о которых упоминалось ранее. То есть потенциал для работы довольно большой. Нам, безусловно, пригодились бы собственные сканеры для сортировки дефектов древесины, автоматические пилы и обрабатывающие центры с ЧПУ. Это перспективные направления для развития, в которые есть смысл вкладываться, потому что центры с ЧПУ очень дорогие, и даже если не было бы санкций, хорошо делать их самостоятельно», - подчеркнул директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения.
При этом вряд ли сами производители стройматериалов способны освоить производство оборудования, считает собеседник Mashnews. Это совершенно разные производства, с разным составом специалистов, инженерной команды.
«Сейчас любая производственная площадка максимально оптимизирована – там сотрудников ровно столько, сколько нужно для обслуживания производственной линии. А специалистов с нужной квалификацией в области проектирования, разработки оборудования у нас и в стране-то по пальцам пересчитать. Собрать и организовать такую команду – слишком сложная задача для отдельных деревообрабатывающих предприятий», - пояснил Семен Гоглев.
«Росатом бы справился»
Отсутствие кадров – едва ли не главный сдерживающий фактор для развития этого сектора машиностроения в России, считают опрошенные Mashnews эксперты. В постсоветский период отечественные заводы потеряли компетенции, упустив целые поколения инженеров, конструкторов и проектировщиков, восполнить этот дефицит пока не удается. Именно поэтому новые российские станки зачастую уступают по качеству и надежности оборудованию времен СССР, говорит главный инженер Краснокамского завода ЖБК (холдинг Yarus group) Аркадий Новоселов.
«У нас на предприятии есть советские станки, которые до сих пор работают. А новое российское оборудование иногда ломается уже через полгода после покупки. То есть заводы в стране есть, и они стараются выпускать хорошую продукцию, но потерянные инженерные компетенции и нехватка опытных рабочих рук сказываются в каких-то деталях, недоработках, что снижает надежность изделий», - прокомментировал Аркадий Новоселов.
Кадровый вопрос – самый больной сегодня в отрасли, поэтому решение задачи по производству оборудования под силу только крупным госкорпорациям с сильной командой специалистов, считает генеральный директор АО «Пермтрансжелезобетон» (АО «ПТЖБ») Рамиль Разутдинов.
«Если поручить эту работу, например, компании «Росатом», то она справится. Потому что у таких структур хорошо обстоят дела с привлечением «мозгов», они имеют очень большой инженерный человеческий ресурс. Если же кто-то менее крупный с нуля захочет это сделать – вряд ли получится», - уверен Разутдинов.
Вторая помеха, кроме отсутствия кадров – некомфортные экономические условия для запуска новых проектов. Если не предложить инвесторам льготные кредитные программы, никто - с учетом нынешней ключевой ставки - в эту историю не пойдет, уверен эксперт.
Наконец, сдерживающим фактором является и отсутствие четких перспектив сбыта такой продукции. «Произвести можно, но что дальше делать с этим оборудованием? Если цель – насытить внутренний рынок, то это будет нерентабельно, потому что он очень маленький. Чтобы такое производство окупалось, надо выходить на международные площадки. А сможем ли мы экспортировать наше оборудование, найдется ли нам место на мировом рынке – это еще большой вопрос», - говорит генеральный директор АО «ПТЖБ».
К сожалению, привозить оборудование из-за рубежа и зарабатывать агентской деятельностью сегодня проще, выгоднее и гораздо менее рискованно, чем вкладываться в создание собственного производства, добавляет Рамиль Разутдинов.
По его словам, «серый» импорт европейского оборудования спасает сегодня многих производителей стройматериалов – в том числе, газобетона, утеплителя, кирпича. Достойных аналогов ни на российском, ни на китайском рынке ему пока нет.
Свое оборудование остановит рост цен
Оборудование для производства железобетонных изделий в основном отечественное, но с импортными «мозгами», что значительно увеличило его стоимость с введением санкций, рассказал Аркадий Новоселов. Если бы в России удалось наладить выпуск электронных блоков управления и автоматики для таких станков, то готовые изделия подешевели бы как минимум на 10%, уверен главный инженер Краснокамского завода ЖБК.
Есть трудности и с общепромышленным оборудованием – например, винтовые компрессоры по-прежнему приходится покупать за рубежом. С китайскими поставщиками критически важного оборудования крупные заводы предпочитают не связываться – их продукция не соответствует требованиям качества и надежности и, в отличие от российских образцов, не ремонтопригодна, добавил эксперт.
Сложности с импортным оборудованием в последние два года сказались на темпах модернизации заводов, выпускающих стройматериалы. Предприятия не могут развиваться только за счет собственных средств, не прибегая к мерам господдержки, особенно те, где рентабельность производства низкая – например, в отрасли ЖБИ это около 5%, отметил Аркадий Новоселов. По его мнению, если бы заводы могли приобрести все нужное оборудование внутри страны, да еще и по льготным программам, то это однозначно удешевило бы производство и снизило цены на готовые стройматериалы.
Напомним, в конце декабря 2024 года вице-премьер Марат
Хуснуллин назвал
рост цен на стройматериалы в России «критичным». По его данным, с 2021 года стоимость
такой продукции увеличилась в среднем на 64%.