04 июля 2023 08:57
читать 11 минут

Зато мы делаем прицелы. Импортозамещения в кинотехнике не получилось

Производители российского кино собираются заменить Голливуд за полтора года. Но делать это они будут не на отечественной технике — её никто не выпускает. Поручение президента Путина осталось невыполненным.

Съёмкам — да, производителей — нет

В 2023 году российский кинопрокат на фоне ухода зарубежных прокатчиков пережил бум выручки. По словам гендиректора компании «Централ партнершип» Вадима Верещагина, сборы только в период с января по май составили 16,7 млрд рублей, что превышает годовой показатель за последние восемь лет.

Этому способствовал выход двух отечественных блокбастеров: «Чебурашка» (6,8 млрд рублей сборов) и «Вызов» (1,9 млрд рублей). Плюс были фильмы, собравшие по 300–600 млн рублей («Праведник», «Поехавшая», «Нюрнберг»).

По словам Верещагина, мы долго ждали, когда Голливуд уйдёт, и наконец это время настало. По его мнению, Голливуд можно «полностью заменить года за полтора». Перспективы отечественного кинопроизводства обсуждались на специальной сессии ПМЭФ в июне 2023 года.

Российская промышленность никак не может помочь съёмочным площадкам догонять и обгонять Голливуд — импортозамещением в сфере кинотехники никто не занимается, выяснил MASHNEWS. Хотя Владимир Путин выпустил специальное поручение о переходе на российскую технику при съёмках фильмов. Оно было дано «Ленфильму». Но уже в июле 2022 года РБК писал, что выполнить поставленные президентом задачи не удалось. Оказалось, что отечественной техники просто нет.

В поручении Владимира Путина «Ленфильму» не было указано конкретных позиций для импортозамещения. Он распорядился заменить всю иностранную продукцию, если существует эквивалентная по техническим характеристикам российская. Такой не оказалось. Российские кинопроизводители используют:

  • кинокамеры RED и Alexa (США и Германия);
  • мониторы из Германии и Южной Кореи;
  • штативы немецкие;
  • свет немецкий и американский;
  • операторские тележки в основном из Германии.

Технику ввозят в чемоданах


Фото: ЛОМО

Сейчас в России всего две компании занимаются производством объективов, в том числе для кинокамер. Одна из них — петербургское ЛОМО.

Гендиректор ООО «Киносклад» Сергей Бобров рассказал MASHNEWS, как сейчас привозят необходимую для кинопроцесса технику (отмечая, что цены на неё неприятно выросли).

«С началом СВО произошло следующее: европейские производители от сотрудничества отказались, и русские открыли для себя Армению, Грузию, Казахстан и другие ближние страны. На производителей выходить приходится заново, появилась двойная конвертация валюты, а благодаря нашим товарищам прибалтам выросли сроки и стоимость доставки. Вместо месяца — теперь три, а сумма вдвое выше», — говорит Бобров.
«Кинопроизводственные компании стараются закупаться в Турции и привозить технику в чемоданах, — объясняет он. — »В белую« они ничего не закупают, так как их задача максимально сэкономить, потому что бюджеты свёрстаны. Теперь этот процесс напоминает 1990-е и челноков. Мы как продавцы должны привозить всё »в белую«, потому что работаем с государством».

«В целом мы [киноиндустрия] до сих пор переживаем кризис, который начался с коронавирусом. По оборотам пока приближаемся к уровню 2019 года, а по доходности только к 2015-му», — объясняет он.

Сложности с поставкой техники не остановят съёмки кино в стране, говорит оператор-постановщик, технический директор одного из крупнейших киноренталов России Lksrental Евгений Скворцов.

«Сейчас закупки идут, как у кого получается, — говорит он. — С завода напрямую что-то купить нельзя. Но есть сайты типа »Авито«. Всё покупается штучно, да и партии в кино не нужны. Я не слышал, чтобы государство как-то пыталось стимулировать производителей техники. Само производство кино стимулируется, а вот оборудование нет. Ребята выкручиваются».

«Производство, которое сейчас существует в России, по большей части кустарное. Что-то закупать напрямую [у производителей] стало почти невозможно. Основная сложность в деньгах: как их передавать, как их конвертировать. Тем не менее техника, которая уже есть, в негодность быстро не придёт. Камер и высокотехнологичного оборудования хватает. Делать их ещё лучше, выше по качеству, мне кажется, уже не нужно. Изображение 4К — это максимум для человеческого глаза, 8К не надо, так как не видно отличий. Сейчас нет ничего, за чем бы приходилось охотиться. Производство расходников налаживается — сжатый воздух, тейпы, какие-то мелочи, уже давно наши ребята сами стали делать. Не будет такого, что кинематограф встанет», — считает Скворцов.

Возможна ли российская кинокамера?


Фото: «Централ партнершип»

Серийное производство кинотехники невозможно, потому что нет спроса. Весь объём субсидий, выделяемых через Фонд кино, представляет собой «примерно половину бюджета одного голливудского фильма», сообщили участники дискуссии на ПМЭФ.

Впрочем, съёмки сейчас можно провести даже на телефон, если, конечно, это не масштабный проект типа «Чебурашки» и тем более «Вызова». Молодые авторы, отмечают эксперты, так и делают. Если им нужна камера, они обращаются в ренталы и выпрашивают для себя минимальные цены.

Сергей Бобров отвечает на вопрос о возможности создании серийной кинокамеры в России отрицательно.

«Была попытка создать кинокамеру лет шесть назад. Это даже получилось, она делала картинку, но нужны были доработки, а на них не было денег. Это делал Сергей Карпов, а потом бросил. Сделать своё — нужны инвестиции на 20 лет вперёд. Никто не хочет играть в такие долгие вложения. Веры в то, что в России будет что-то своё, хотя бы штативы, нет, это нонсенс. Создать камеру, хорошую, востребованную и серийную — невозможно, потому что это, по большому счёту, компьютер. У нас ЛОМО прицелы делает вместо объективов. Максимум, на что мы сейчас способны, — это сборка», — считает Бобров.

С изобретателем отечественной кинокамеры Сергеем Карповым нам связаться не удалось.

Создать в единичном экземпляре можно что угодно, но смысла в этом немного, сказал MASHNEWS генеральный директор рентала «Агентство съёмочной техники Сергея Астахова» (АСТ) Алексей Баулин.

«Мы делаем сами осветительные приборы, например. Некоторые сложные механические системы: канатные дороги те же. Они изготавливаются под конкретные проекты в единичных экземплярах. Камера слишком технологична, чтобы её создавать. Сейчас цены на оборудование поменялись незначительно — большинство профессиональной техники изначально дорогое. А то, что было дёшево, — для этого есть китайские аналоги. Кроме того, сейчас не такой серьёзный спрос, чтобы делать серийное производство. Например, Сергей Валентинович (основатель АСТ Астахов — прим. ред.) может создать что угодно. Он много ездил и везде предлагал свои варианты. Он даже консультировал создателей «Вызова», а его идеями заинтересовался Роскосмос«, — говорит Баулин.

СПРАВКА MASHNEWS:
В 2022 году кассовые сборы в российском прокате составили 23,7 млрд рублей, кинотеатры продали 83,2 млн билетов. Доля отечественного кино составила 52,1% по сборам (12,3 млрд рублей) и 55,5% по проданным билетам (46,2 млн).

По сравнению с 2021 годом выручка кинотеатров уменьшилась на 41,9%, посещаемость — на 42,9%. Но показатели российского кино превысили уровень 2021 года на 18,5% по сборам и на 16,3% по проданным билетам.

На сессии ПМЭФ исполнительный директор Фонда кино Фёдор Соснов объявил, что ни в одной стране мира кино не является бизнесом в чистом виде. «Существует три успешные модели. Первая — это США, активно экспортирующие контент. Вторая — Китай, закрытый рынок, но большое население. Третья — модель низкобюджетного производства: контент производится за минимальные деньги». Россия собирается идти другим путём.

Главный исполнительный директор Фонда кино «Фараби» Сейедмахди Джавади рассказал, что в Иране, несмотря на сорок лет санкций, кинопроизводство не остановилось, ежегодно производится более 50 фильмов. Секрет борьбы заключается в том, чтобы оставаться верным себе и «не оборачиваться на опыт Запада».

В России съёмкам пытаются помогать регионы. Антон Алиханов (губернатор Калининградской области) говорит, что 20% средств, потраченных в регионе, возвращается съёмочной группе. Сейчас сумму увеличили до 40% от потраченного, правда, 40% пока никому не удалось вернуть. Вениамин Кондратьев (глава Краснодарского края) заявил, что регион тоже компенсирует от 20%. Пока потолок — 30%, но «готовы и больше».

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент