06 августа 2025 17:22
читать 8 минут

Запрет старых автомобилей: выиграют ли от этого производители

Идея законодательно ограничить возраст эксплуатируемого в России транспорта тридцатью годами кажется вполне реальной на фоне резкого спада продаж новых машин. Mashnews разбирался в том, сможет ли такое нововведение оживить российский автокластер и реанимировать производство. 

Кнут для автовладельцев, пряник для заводов

Ранее сообщалось о том, что владельцев старых автомобилей следует принудительно стимулировать к утилизации привычного транспорта и покупке вместо него нового: в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) выступили с предложением поднять транспортный налог в 1,5 раза для машин старше 15 лет.  4 августа «За рулём» сообщил о новой инициативе - запретить «рухлядь» вовсе.

Суть заключается в том, поясняют эксперты, что по достижении максимального срока эксплуатации владелец должен либо сдать автомобиль на принудительную утилизацию, либо подготовить документы, доказывающие, что это ценный раритет, и он по этой причине вправе обойти «смертный приговор». Инициатором нововведения изначально называли МВД. 

В силовом ведомстве среагировали немедленно и выступили с опровержением.

«В медиапространстве были размещены материалы, в которых обсуждалась идея о возможном ограничении срока службы легковых автомобилей 30 годами. Спешу успокоить автолюбителей нашей страны, МВД России с этой инициативой не выступало. Более того, ведомство выступает категорически против подобных ограничений», - написала в своем телеграм-канале официальный представитель министерства Ирина Волк.

Впрочем, опровержений в свое время было уже достаточно, и в результате непопулярный закон все равно принимался, напоминает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. Более того, по его словам, за текущий год «это уже третья волна (подобных предложений – прим.ред.)».

Но если в РОАД ограничились идеей с налогом, то полный запрет выглядит куда серьезнее. К слову, в пресс-службе дилерского сообщества нам напомнили, что с их стороны «инициативы как таковой не было, а было обсуждение возможного (возрастного – прим.ред.) порога». «Информацию о принудительном ограничении срока эксплуатации пока не получали», - добавили в Ассоциации.

Избежать катастрофы: рынок падает в бездну

С социальной точки зрения ситуация выглядит «пожароопасной», говорит Максим Ракитин, но на данный момент на повестке дня – попытка удержать на плаву тонущий корабль под названием «российский автопром», и удержать, чего бы это не стоило. Потому что ситуация катастрофическая, причем это касается всего транспорта вообще, не только легковушек. За июль, сообщает агентство «Автостат», в России было продано 119 тыс. новых легковых автомобилей, по сравнению с июлем 2024-го падение составило более 12%. В сегменте LCV все еще хуже – минус 24%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года.

В декабре опрошенные Mashnews эксперты говорили о том, что за 2025 год будет, вероятнее всего, продано порядка 1,2 млн новых машин, сейчас прогнозы упали до 1 млн, и это крайне оптимистичный вариант. «АвтоВАЗ» и «УАЗ» объявляют корпоративные отпуска, сокращают рабочую неделю – ведущие производители не то чтобы терпят убытки, но крайне далеки от привычных объемов производства. О менее крупных производителях и говорить нечего: так, например, «Москвич» за июль продал 1268 автомобилей.

На этом фоне кажется, что надо сделать все необходимое для наращивания темпов производства – и, главное, продаж, так как в ином случае все закончится лишь переполненными стоянками дилеров.

Тем более что российский автопарк откровенно дряхлый, напоминают эксперты: по словам Максима Ракитина, более 60% россиян ездят на старых автомобилях. «В данный момент разнятся данные о среднем возрасте российского автопарка. Есть оценки порядка 13 лет, есть – порядка 15», - уточняет заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Автоблогер Артем Зайцев задается вопросом – а как определить, раритет перед нами, которому дадут право ездить по дорогам, или автохлам, которому ездить по ним запретят? «Если машина 1997 года, раритетом она точно не станет, а утилизация – это значит фактически отобрать у человека автомобиль». И «ограничить конституционное право на свободу передвижения», добавляет главред Quto.ru.

«Экономических плюсов нет»

Обсуждаемая инициатива имеет право на жизнь только в одном случае, уверен Зайцев: «Если отсчет начинается не от тех машин, которые есть, а от тех, которые станут 30-летними через 30 лет. Новые же не покупают не потому, что они никому не нужны – просто слишком дорого! Единственный вариант: вернуться к ценам 2020 года, плюс максимум 10-15 процентов». Однако такой ход развития события в принципе невозможен, утверждает источник Mashnews на «АвтоВАЗе»: «Рентабельность сейчас минимальная. Если снизить цены, завод фактически начнет производить и продавать автомобили себе в убыток. Это даже не рассматривается», - заявил собеседник на условиях анонимности.

Сами производители, разумеется, «слухи» не комментируют. Впрочем, введение утилизационного сбора в свое время тоже считалось не более чем «слухом». Самое же главное, единогласно считают эксперты: запрет может быть введен, и дело обойдется без социального взрыва, однако ситуация с продажами останется ровной такой же, какой и была.

«Налицо очевидное несоответствие предложения и спроса: потребитель попросту не в состоянии ответить ожиданиям производителя. Изменения возможны лишь в случае резкого снижения ключевой ставки ЦБ, отмены утильсбора, а также резкого снижения процентных ставок по автокредитам. До этого можно отправить в утиль сколько угодно пожилых машин – новых от этого больше не станет, а конвейеры будут точно так же простаивать. «Какого-то взрывного роста спроса на новые автомобили при этом не произойдет», - уверен Александр Фролов.

«Возможно, вывод 30-летних автомобилей поможет решить какие-то экологические вопросы и повысить общую безопасность. Но исходить при принятии такого решения надо только после оценки количества таких автомобилей и тех социальных последствий, которые могут возникнуть. Экономических плюсов я лично не вижу», - заключает эксперт. 

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!