Заполярный уголь. «Воркутауголь» вложит 56 млрд рублей в обогатительную фабрику
Компания
«Воркутауголь» объявила, что инвестирует 56 миллиардов в свое развитие – в основном в реконструкцию обогатительной фабрики. Россия наращивает производство
угля, половина идет на экспорт, прежде всего в Китай, но от Воркуты до Китая –
очень далеко.
В условиях Крайнего Севера
Компания «Воркутауголь» обещает увеличить объем угледобычи - с шести до семи миллионов тонн в год. И вложить более 56 млрд рублей в реконструкцию центральной обогатительной фабрики «Печорская». Все это должно произойти не одномоментно, а в течение десяти лет. О планах АО «Воркутауголь» стало известно 20 марта во время визита в Республику Коми вице-премьера – полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева
«Воркутауголь» - градообразующее предприятие Воркуты и единственная российская угледобывающая компания, работающая в условиях Крайнего Севера. В состав «Воркутауголь» входят четыре шахты и центральная обогатительная фабрика «Печорская». Владельцем компании до недавнего времени была «Русская энергия» Романа Троценко, в декабре 2023 года контрольный пакет был продан корпорации «Аеон».
Строительство фабрики «Печорская» началось в 1975 году по проекту ленинградского института «Гипрошахт». Проектная мощность предприятия по переработке горной массы составляет 9,5 миллиона тонн в год. На фабрике, расположенной в поселке Заполярный вблизи Воркуты, занимаются обогащением горной массы, добытой на шахтах компании, и выпускают угольный концентрат марок 1Ж, 2Ж, ГЖО и К. Концентрат, обладающий более высокими горючими свойствами, чем исходный продукт, должен быть востребован на угольном рынке.
Уголь не хочет уходить со сцены
Углю давно предрекали скорую смерть: в «зеленую повестку» этот вид топлива не вписывался. Однако вместо того, чтобы показывать катастрофическое падение производства, эта отрасль, напротив, демонстрирует уверенный рост. Добыча в 2023 году по России составила 438 млн тонн, из которых на экспорт ушло примерно 213 млн – такие данные в конце января приводил вице-премьер РФ Александр Новак.
В России производят больше угля, чем во времена СССР. Для сравнения – в 2020-м уровень добычи в России находился в районе 398 млн тонн, а абсолютный рекорд советского времени равнялся 425 млн тонн.
«За 2023 год в Китай экспортировано почти на 52% больше угля, а в Индию – на 43% больше по сравнению с прошлым годом. Доля экспорта в страны БРИКС выросла примерно на 46%», - отмечал Новак.
«Как ни парадоксально, уголь не стал аутсайдером энергетической темы, хотя с развитием зеленой повестки все думали, что он будет играть всё меньшую и меньшую роль. Оказалось наоборот – роль становится всё большей! Объемы потребления только растут, и цены не падают. Да, был резкий скачок вверх в 2022 году в связи с санкциями, сейчас ситуация нормализовалась, но все равно меньше 100 долларов за тонну вариантов нет», - комментирует ситуацию глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Для Китая уголь продолжает оставаться основным источником топлива. «Потенциал спроса на первичную энергию в виде угля просто колоссальный! Поэтому инвестиции компании «Воркутауголь» можно назвать более чем оправданными – спрос на уголь не падает, он растет. И металлургия тоже никуда не уходит, если говорить о «коксе», - уверен Пикин.
«Фабрика «Печорская» занимается обогащением коксующегося угля, а он, конечно, востребован, спрос на него не уменьшается. Если смотреть на темпы развития металлургии в Индии, в Иране, то он совершенно сумасшедший», - подчеркивает главный редактор аналитического онлайн-журнала «Геоэнергетика ИНФО» Борис Марцинкевич.
Вопросы к логистике
Эксперты согласны – спрос на уголь есть. Они задаются одним вопросом - логистическим. Как доставлять конечный продукт на экспорт из российского Заполярья?
«Продукция компании «Воркутауголь» все же ориентирована на внутренний рынок. Во-первых, из-за географического положения города и шахт, во-вторых, из-за прочного сотрудничества с металлургическими производствами. Воркута всегда тяготела к центральной части России, не к восточным рубежам. Многое зависит от тарифов на железнодорожные перевозки, но вряд ли их снизят специально для воркутинского угля», - рассуждает Сергей Пикин.
«Я совершенно не понимаю, как они намерены решать логистические вопросы, - разводит руками Борис Марцинкевич. - Проект строительства железной дороги от Сосногорска до порта Индига, которого так по сей день и нет, был заложен в целом ряде стратегий развития, от Коми и ЯНАО до Арктики в целом. Однако не сделано ни одного шага в сторону фактической реализации этого проекта. Напомню также, что в начале 2010-х планировалась стройка железной дороги протяженностью 170 км от Воркуты до Усть-Кары – это акватория Северного морского пути! Сейчас же единственный вариант вывоза воркутинского угля – дорога, идущая через обе столицы».
В Воркуте что-то знают
Чтобы импорт концентрата с фабрики «Печорская» был экономически целесообразен, необходимо реализовать хотя бы одну из упомянутых выше логистических инициатив. Которые были одобрены на высшем уровне, но по каким-то причинам все осталось лишь на словах. Эксперты подозревают, что один из проектов готово профинансировать государство.
«Если новые владельцы воркутинских шахт заговорили об инвестициях, значит, у них есть информация о том, что какой-то из железнодорожно-портовых проектов сдвинется с мертвой точки», - уверен Борис Марцинкевич. В ином случае увеличение объемов производства на «Печорской» выглядит решением бесполезным.
Мы направили запрос компании «Воркутауголь», но он пока остался без ответа.
СПРАВКА MASHNEWS
- В 2022 году АО «Воркутауголь» получила 48,8 млрд рублей выручки. Чистая прибыль составила 14,1 млрд рублей.