Запад инвестирует в Арктику больше, но Россия разнообразнее
Россия вкладывает в арктические проекты меньше стран Запада:
одна Норвегия в 2022 году инвестировала в Арктику $17,9 млрд. Это временные трудности, а нарастить
грузоперевозки по Северному морскому пути поможет сотрудничество с Китаем,
уверен Николай Доронин, председатель правления Проектного офиса развития
Арктики. Об этом он рассказал MASHNEWS.
Фото: РосатомСправка. АНО «Проектный офис
развития Арктики» создана в 2017 году. Это базовая площадка Министерства по
развитию Дальнего Востока и Арктики для разработки и реализации Стратегии
развития Арктической зоны РФ до 2035 года. АНО имеет офисы в Москве, Петербурге,
Мурманске и Норильске. В 2023 году гендиректором центра стал Николай Доронин,
ранее он возглавлял правление Экологического фонда Сибирского федерального
университета. Николай Доронин также является первым заместителем председателя
комиссии Общественной палаты РФ по экологии и устойчивому развитию.
8 ноября 2023 года президент РФ своим указом передал
госкорпорации «Росатом» акции Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), изъятые
в доход государства у осужденных за мошенничество братьев Зиявудина и Магомеда
Магомедовых. ДВМП —
головная компания транспортной группы FESCO. Таким образом, «Росатом», который
через «Атомэнергопром» уже участвует в проекте создания
транспортно-логистического узла для перевозок контейнеров по Северному морскому
пути (СМП) в рамках Владивостокского морского торгового порта, получил
возможность нарастить грузопотоки на каботажных линиях арктического бассейна.
Председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай ДоронинБез государства развивать Арктику невозможно
— «Росатом» курирует развитие
Северного морского пути. Через ГК «Дело», акционером которой является «Росатом»,
он владеет портовыми и железнодорожными мощностями. Недавно «Росатому» было
передано Дальневосточное морское
пароходство. Почему именно «Росатом» больше других госкорпораций
участвует в арктических проектах?
—
Госкорпорация «Росатом» является оператором СМП. При этом северный завоз, как
важный процесс обеспечения жизнедеятельности постоянного населения в
Арктической зоне РФ, координирует Минвостокразвития. Но и без северного завоза
у «Росатома» много государственных задач в Арктике. Это и обеспечение
безопасности судовождения по СМП, и развитие телекоммуникаций в Арктике, и
создание АЭС малой мощности. Поэтому можно сказать, что «Росатом» сегодня — это арктический
интегратор.
У госкорпорации есть необходимые ресурсы, нужные компетенции
и госзадание. Без государства развивать Арктику невозможно. Это не значит, что,
например, «Роскосмос» не участвует в развитии Арктики. Но так системно и
масштабно — только «Росатом».
Скорее всего это вызвано исторической подоплекой: атомный флот стал основой
освоения Арктики, а теперь является драйвером ее развития.
— Арктика —
место конкурентной борьбы множества стран. Какова роль России в этом процессе?
—
Географию невозможно обмануть. У России самая протяженная береговая линия по
Северному ледовитому океану, самая большая сухопутная территория в этом регионе,
более половины населения мировой Арктики проживает в России. У нас самые
крупные и развитые города за Полярным кругом. Конечно, геополитически аспект
влияет на взаимоотношения между соседями по Арктике. Мы это видим по
международному объединению стран, Арктическому совету, который с 2022 года
действует по формуле 7+1, где 1 —
это Россия.
Справка. В Арктический совет — межправительственный
форум, учрежденный в 1996 году — входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия,
Россия, США, Финляндия и Швеция. Ротация стран-председателей происходит каждые
два года. В мае 2021 года председателем стала РФ. 3 марта 2022-го другие
участники АС объявили о приостановке своей работы в объединении. 8 июня того же года семь
стран возобновили работу в совете, но только «в проектах, не предполагающих участия РФ».
— На Красноярском
экономическом форуме представитель Минвостокразвития говорил, что в
Арктической зоне РФ реализуется 642 проекта почти на 1,6 трлн рублей, с учетом
господдержки (это примерно $17,8 млрд). При этом если сравнивать с другими
странами Арктического совета, то только Норвегия в 2022 году инвестировала $17,9 млрд. То есть России надо
вкладывать еще больше денег?
—
Если говорить про объем инвестиций, то в совокупности семь стран скорее всего
превосходят Россию, но по разнообразию направления этих инвестиций мы явные
лидеры. Россия вкладывает средства не только в добычные проекты, как Канада,
США или Норвегия, но и в модернизацию ледокольного флота и портовой
инфраструктуры, реновацию городов, улучшение качества жизни человека в Арктике.
— Два главных
экономических направления освоения Арктики — это добыча нефти и газа и транзит грузов
через Северный морской путь.
—
Конечно, нефть и газ, а еще различного рода металлы и алмазы — основа арктической
экономики России. И здесь по всем направлениям добычи природных ресурсов мы
видим развитие. Более того, Минприроды России инициировало федеральный проект «Геология
— возрождение
легенды». Так что изученность российских недр в Арктике будет только
возрастать. Мы только в начале этого пути.
— Пока транзит грузов через Северный морской путь не приносит больших доходов.
— Что касается грузоперевозок по СМП, то за последние годы
они выросли более чем в четыре раза. Этот взрывной рост обеспечивается за счет
поставок российского сырья в страны Азии. Сам по себе транспортный транзит пока
не очень велик, но постепенно увеличивается. Ведь именно из-за поиска
кратчайшего пути из Европы в Азию был открыт и освоен русскими Севмпорпуть.
Пока на развитие транзита большое влияние оказывает геополитика.
Справка. Утвержденный в 2022 году кабмином РФ план
развития СМП до 2035 года предусматривает, что к 2024 году грузопоток по
Севморпути должен составить 80 млн тонн в год, а суммарная мощность морских
портов в его акватории — 83 млн тонн. К 2035 году грузопоток должен вырасти до
220 млн тонн, в том числе 75% — транзит нефти и газа.
В январе-октябре 2023
года грузопоток по СМП составил 31,4 млн тонн (в том числе 2,1 млн транзита),
рост на 6% против того же периода 2022 года.
«Росатом» считает, что увеличить
транзит по СМП можно за счет поставок грузов в Азию: до 50 млн тонн в Китай (к
2030 году), 10 млн тонн — в Южную Корею, по 5 млн тонн — в Японию, Вьетнам и
Индию, до 3 млн тонн — в Таиланд. Но для этого нужно нарастить ледокольный
флот, а в бюджете РФ 2024-2026 годов деньги на строительство ледоколов урезаны.
— По планам к 2035 году
грузопоток по Северному морскому пути должен вырасти до 220 млн тонн. В 2022
году было лишь 34 млн тонн и рост по сравнению с 2021-м — 3%. Думаете, реально
увеличить грузопоток в семь раз?
—
Пока планы по увеличению грузопотока исполнялись. Но к росту в четыре раза на
протяжении десяти лет надо добавить более чем двукратный рост за год. Такой
рост, в первую очередь, обеспечивался вводом компании «Роснефть» своего проекта
«Восток Ойл» на Таймыре. Если начало поставок нефти по этому проекту уйдет «вправо»,
то и искомый грузопоток в 2024 году Россия не доберет.
Но опять же, здесь речь идет про временнЫе трудности,
скорее из-за сложностей с процессом экстренного импортозамещения в нефтегазовой
отрасли. Но я не сомневаюсь, что тренд на рост грузопотока будет
подтверждаться.
Справка. «Восток Ойл» — проект
«Роснефти» по разработке нефтегазовых месторождений на севере Красноярского
края. Стартовал в 2019 году. Его ресурсная база — более 6,5
млрд тонн премиальной малосернистой нефти. Инвестиции оцениваются в 11,8 трлн
рублей. Предполагается, что в 2024 году «Восток Ойл» обеспечит транзит по СМП
25 млн тонн грузов, к 2030 году — до 115 млн тонн.
В 2022 году из проекта
вышли нефтетрейдеры Trafigura (его доля составляла 10%) и Vitol (5%). «Роснефть»
(ее доля 85%) утверждает, что это не повлияет на планы по «Восток Ойл». Однако
Минвостокразвития не исключает, что проекты «Роснефти» и других компаний на севере РФ замедлятся, и
тогда грузопоток по СМП к 2035 году составит лишь 131 млн тонн, в том числе
транзит — 38 млн.
Фото: РосатомКлимат не поможет. Без ледокольной группировки не обойтись
— У России на сегодня самый
крупный ледокольный флот в мире — около 50 судов, в том
числе атомных. Какую роль это играет в развитии нашей страны в Арктическом
регионе?
—
Значение ледокольного флота для развития СМП и Арктики в целом исключительное.
Существуют климатические математические модели, которые предрекают что к 2050
году Арктика полностью освободиться ото льда. Но это всего лишь громкие
заголовки. Если вчитываться, то речь идет о летнем периоде, а это всего 1,5
месяца. В остальное время ледовая обстановка будет оставаться ощутимым
препятствием для судоходства. И без крупнейшей в мире ледокольной группировки
мы не обойдемся. Планирование ледокольного и иного флота соответствует
заявленным планам, а вот строительство иногда съезжает по срокам. Причины на то
разные, но стране точно необходимо совершенствовать судостроительные мощности.
Справка. По данным Росатома, в состав
атомного ледокольного флота России сейчас входят: два атомных ледокола с
двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 81,5 тыс. л.с.
(«Арктика», «Сибирь»), два атомных ледокола с двухреакторной ядерной
энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»), два
ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л.с. («Таймыр»,
«Вайгач»). Их дополняет атомный контейнеровоз «Севморпуть» (мощность реакторной
установки - 40 тыс. л.с.).
Кроме того, Росатомфлот оперирует тремя судами
технологического обслуживания и судном-контейнеровозом «Россита». В его ведении
также находятся суда портового флота,
предназначенные для обслуживания акватории порта Сабетта (Ямал): буксиры
ледового класса «Пур» и «Тамбей»; ледокольные буксиры «Юрибей» и «Надым»; а
также портовый ледокол «Обь».
— Что сегодня определяет
ситуацию в Арктике?
—
Все страны-участницы Арктического совета, помимо России, находятся под влиянием
мирового гегемона —
США. Поэтому основная конкуренция задается ценностными ориентирами, а не
рыночными или прагматичными. Решили, что все семь стран-соседей России по
Арктике войдут в военно-политический блок НАТО, — так оно и будет.
С другой стороны, та же Норвегия понимает, какие сложности
вызывает такое давление на приграничное сотрудничество с Россией. И Норвегия не
упустит достижения своих прагматичных интересов. У Норвегии сильные шельфовые
проекты, а Россия только развивает это направление.
С точки зрения конкуренции на СМП, здесь у России нет соперников.
Есть только желание испортить России игру.
Мы слышали обвинения в том, что СМП неэкологичный морской
путь, что ходить по СМП небезопасно. Все эти огульные заявления разбиваются о
практику устойчивого развития арктических владений нашей страной.
— Что будет происходить в
российской Арктике в ближайшие десять лет?
—
У нас в стране действует государственная стратегия развития Арктической зоны до
2035 года. Главная цель стратегии —
повышение качества жизни человека в Арктике. Я уверен, что в ближайшую декаду
мы увидим и преображение арктических городов, и развитие промышленных проектов,
и рост туризма на Крайний Север, и рост грузопотока по СМП. Это все восходящие
тренды, которые демонстрируют уверенность России в своем управлении таким
макрорегионом, как Арктика.
Пока сохраняется геополитическая напряженность с западными
странами, у нас есть окно возможностей для вовлечения азиатских стран в процесс
развития Арктики. Это будет взаимовыгодное сотрудничестве и пример другим, что
Россия является надежным партнером.
Мы используем файлы cookie для запоминания и анализа ваших предпочтений. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.