21 ноября 2023 13:09
читать 15 минут

Запад инвестирует в Арктику больше, но Россия разнообразнее

Россия вкладывает в арктические проекты меньше стран Запада: одна Норвегия в 2022 году инвестировала в Арктику $17,9 млрд. Это временные трудности, а нарастить грузоперевозки по Северному морскому пути поможет сотрудничество с Китаем, уверен Николай Доронин, председатель правления Проектного офиса развития Арктики. Об этом он рассказал MASHNEWS.

Справка. АНО «Проектный офис развития Арктики» создана в 2017 году. Это базовая площадка Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики для разработки и реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года. АНО имеет офисы в Москве, Петербурге, Мурманске и Норильске. В 2023 году гендиректором центра стал Николай Доронин, ранее он возглавлял правление Экологического фонда Сибирского федерального университета. Николай Доронин также является первым заместителем председателя комиссии Общественной палаты РФ по экологии и устойчивому развитию.

8 ноября 2023 года президент РФ своим указом передал госкорпорации «Росатом» акции Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), изъятые в доход государства у осужденных за мошенничество братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых. ДВМП головная компания транспортной группы FESCO. Таким образом, «Росатом», который через «Атомэнергопром» уже участвует в проекте создания транспортно-логистического узла для перевозок контейнеров по Северному морскому пути (СМП) в рамках Владивостокского морского торгового порта, получил возможность нарастить грузопотоки на каботажных линиях арктического бассейна.

Без государства развивать Арктику невозможно

«Росатом» курирует развитие Северного морского пути. Через ГК «Дело», акционером которой является «Росатом», он владеет портовыми и железнодорожными мощностями. Недавно «Росатому» было передано Дальневосточное морское пароходство. Почему именно «Росатом» больше других госкорпораций участвует в арктических проектах?

Госкорпорация «Росатом» является оператором СМП. При этом северный завоз, как важный процесс обеспечения жизнедеятельности постоянного населения в Арктической зоне РФ, координирует Минвостокразвития. Но и без северного завоза у «Росатома» много государственных задач в Арктике. Это и обеспечение безопасности судовождения по СМП, и развитие телекоммуникаций в Арктике, и создание АЭС малой мощности. Поэтому можно сказать, что «Росатом» сегодня это арктический интегратор.

У госкорпорации есть необходимые ресурсы, нужные компетенции и госзадание. Без государства развивать Арктику невозможно. Это не значит, что, например, «Роскосмос» не участвует в развитии Арктики. Но так системно и масштабно только «Росатом». Скорее всего это вызвано исторической подоплекой: атомный флот стал основой освоения Арктики, а теперь является драйвером ее развития.

Арктика место конкурентной борьбы множества стран. Какова роль России в этом процессе?

Географию невозможно обмануть. У России самая протяженная береговая линия по Северному ледовитому океану, самая большая сухопутная территория в этом регионе, более половины населения мировой Арктики проживает в России. У нас самые крупные и развитые города за Полярным кругом. Конечно, геополитически аспект влияет на взаимоотношения между соседями по Арктике. Мы это видим по международному объединению стран, Арктическому совету, который с 2022 года действует по формуле 7+1, где 1 это Россия.

Справка. В Арктический совет — межправительственный форум, учрежденный в 1996 году — входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Ротация стран-председателей происходит каждые два года. В мае 2021 года председателем стала РФ. 3 марта 2022-го другие участники АС объявили о приостановке своей работы в объединении. 8 июня того же года семь стран возобновили работу в совете, но только «в проектах, не предполагающих участия РФ».

На Красноярском экономическом форуме представитель Минвостокразвития говорил, что в Арктической зоне РФ реализуется 642 проекта почти на 1,6 трлн рублей, с учетом господдержки (это примерно $17,8 млрд). При этом если сравнивать с другими странами Арктического совета, то только Норвегия в 2022 году инвестировала $17,9 млрд. То есть России надо вкладывать еще больше денег?

Если говорить про объем инвестиций, то в совокупности семь стран скорее всего превосходят Россию, но по разнообразию направления этих инвестиций мы явные лидеры. Россия вкладывает средства не только в добычные проекты, как Канада, США или Норвегия, но и в модернизацию ледокольного флота и портовой инфраструктуры, реновацию городов, улучшение качества жизни человека в Арктике.

Два главных экономических направления освоения Арктики — это добыча нефти и газа и транзит грузов через Северный морской путь.

Конечно, нефть и газ, а еще различного рода металлы и алмазы основа арктической экономики России. И здесь по всем направлениям добычи природных ресурсов мы видим развитие. Более того, Минприроды России инициировало федеральный проект «Геология возрождение легенды». Так что изученность российских недр в Арктике будет только возрастать. Мы только в начале этого пути.

— Пока транзит грузов через Северный морской путь не приносит больших доходов.

— Что касается грузоперевозок по СМП, то за последние годы они выросли более чем в четыре раза. Этот взрывной рост обеспечивается за счет поставок российского сырья в страны Азии. Сам по себе транспортный транзит пока не очень велик, но постепенно увеличивается. Ведь именно из-за поиска кратчайшего пути из Европы в Азию был открыт и освоен русскими Севмпорпуть. Пока на развитие транзита большое влияние оказывает геополитика.

Справка. Утвержденный в 2022 году кабмином РФ план развития СМП до 2035 года предусматривает, что к 2024 году грузопоток по Севморпути должен составить 80 млн тонн в год, а суммарная мощность морских портов в его акватории — 83 млн тонн. К 2035 году грузопоток должен вырасти до 220 млн тонн, в том числе 75% — транзит нефти и газа.

В январе-октябре 2023 года грузопоток по СМП составил 31,4 млн тонн (в том числе 2,1 млн транзита), рост на 6% против того же периода 2022 года.

«Росатом» считает, что увеличить транзит по СМП можно за счет поставок грузов в Азию: до 50 млн тонн в Китай (к 2030 году), 10 млн тонн — в Южную Корею, по 5 млн тонн — в Японию, Вьетнам и Индию, до 3 млн тонн — в Таиланд. Но для этого нужно нарастить ледокольный флот, а в бюджете РФ 2024-2026 годов деньги на строительство ледоколов урезаны.

По планам к 2035 году грузопоток по Северному морскому пути должен вырасти до 220 млн тонн. В 2022 году было лишь 34 млн тонн и рост по сравнению с 2021-м — 3%. Думаете, реально увеличить грузопоток в семь раз?

Пока планы по увеличению грузопотока исполнялись. Но к росту в четыре раза на протяжении десяти лет надо добавить более чем двукратный рост за год. Такой рост, в первую очередь, обеспечивался вводом компании «Роснефть» своего проекта «Восток Ойл» на Таймыре. Если начало поставок нефти по этому проекту уйдет «вправо», то и искомый грузопоток в 2024 году Россия не доберет.

Но опять же, здесь речь идет про временнЫе трудности, скорее из-за сложностей с процессом экстренного импортозамещения в нефтегазовой отрасли. Но я не сомневаюсь, что тренд на рост грузопотока будет подтверждаться.

Справка. «Восток Ойл» проект «Роснефти» по разработке нефтегазовых месторождений на севере Красноярского края. Стартовал в 2019 году. Его ресурсная база более 6,5 млрд тонн премиальной малосернистой нефти. Инвестиции оцениваются в 11,8 трлн рублей. Предполагается, что в 2024 году «Восток Ойл» обеспечит транзит по СМП 25 млн тонн грузов, к 2030 году — до 115 млн тонн.

В 2022 году из проекта вышли нефтетрейдеры Trafigura (его доля составляла 10%) и Vitol (5%). «Роснефть» (ее доля 85%) утверждает, что это не повлияет на планы по «Восток Ойл». Однако Минвостокразвития не исключает, что проекты «Роснефти» и других компаний на севере РФ замедлятся, и тогда грузопоток по СМП к 2035 году составит лишь 131 млн тонн, в том числе транзит 38 млн.

Климат не поможет. Без ледокольной группировки не обойтись

У России на сегодня самый крупный ледокольный флот в мире около 50 судов, в том числе атомных. Какую роль это играет в развитии нашей страны в Арктическом регионе?

Значение ледокольного флота для развития СМП и Арктики в целом исключительное. Существуют климатические математические модели, которые предрекают что к 2050 году Арктика полностью освободиться ото льда. Но это всего лишь громкие заголовки. Если вчитываться, то речь идет о летнем периоде, а это всего 1,5 месяца. В остальное время ледовая обстановка будет оставаться ощутимым препятствием для судоходства. И без крупнейшей в мире ледокольной группировки мы не обойдемся. Планирование ледокольного и иного флота соответствует заявленным планам, а вот строительство иногда съезжает по срокам. Причины на то разные, но стране точно необходимо совершенствовать судостроительные мощности.

Справка. По данным Росатома, в состав атомного ледокольного флота России сейчас входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 81,5 тыс. л.с. («Арктика», «Сибирь»), два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л.с. («Таймыр», «Вайгач»). Их дополняет атомный контейнеровоз «Севморпуть» (мощность реакторной установки - 40 тыс. л.с.).

Кроме того, Росатомфлот оперирует тремя судами технологического обслуживания и судном-контейнеровозом «Россита». В его ведении также  находятся суда портового флота, предназначенные для обслуживания акватории порта Сабетта (Ямал): буксиры ледового класса «Пур» и «Тамбей»; ледокольные буксиры «Юрибей» и «Надым»; а также портовый ледокол «Обь». 

Что сегодня определяет ситуацию в Арктике?

Все страны-участницы Арктического совета, помимо России, находятся под влиянием мирового гегемона США. Поэтому основная конкуренция задается ценностными ориентирами, а не рыночными или прагматичными. Решили, что все семь стран-соседей России по Арктике войдут в военно-политический блок НАТО, так оно и будет.

С другой стороны, та же Норвегия понимает, какие сложности вызывает такое давление на приграничное сотрудничество с Россией. И Норвегия не упустит достижения своих прагматичных интересов. У Норвегии сильные шельфовые проекты, а Россия только развивает это направление.

С точки зрения конкуренции на СМП, здесь у России нет соперников. Есть только желание испортить России игру.

Мы слышали обвинения в том, что СМП неэкологичный морской путь, что ходить по СМП небезопасно. Все эти огульные заявления разбиваются о практику устойчивого развития арктических владений нашей страной.

Что будет происходить в российской Арктике в ближайшие десять лет?

У нас в стране действует государственная стратегия развития Арктической зоны до 2035 года. Главная цель стратегии повышение качества жизни человека в Арктике. Я уверен, что в ближайшую декаду мы увидим и преображение арктических городов, и развитие промышленных проектов, и рост туризма на Крайний Север, и рост грузопотока по СМП. Это все восходящие тренды, которые демонстрируют уверенность России в своем управлении таким макрорегионом, как Арктика.

Пока сохраняется геополитическая напряженность с западными странами, у нас есть окно возможностей для вовлечения азиатских стран в процесс развития Арктики. Это будет взаимовыгодное сотрудничестве и пример другим, что Россия является надежным партнером.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент