Запад инвестирует в Арктику больше, но Россия разнообразнее
Россия вкладывает в арктические проекты меньше стран Запада: одна Норвегия в 2022 году инвестировала в Арктику $17,9 млрд. Это временные трудности, а нарастить грузоперевозки по Северному морскому пути поможет сотрудничество с Китаем, уверен Николай Доронин, председатель правления Проектного офиса развития Арктики. Об этом он рассказал MASHNEWS.
Справка. АНО «Проектный офис развития Арктики» создана в 2017 году. Это базовая площадка Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики для разработки и реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года. АНО имеет офисы в Москве, Петербурге, Мурманске и Норильске. В 2023 году гендиректором центра стал Николай Доронин, ранее он возглавлял правление Экологического фонда Сибирского федерального университета. Николай Доронин также является первым заместителем председателя комиссии Общественной палаты РФ по экологии и устойчивому развитию.
8 ноября 2023 года президент РФ своим указом передал госкорпорации «Росатом» акции Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), изъятые в доход государства у осужденных за мошенничество братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых. ДВМП — головная компания транспортной группы FESCO. Таким образом, «Росатом», который через «Атомэнергопром» уже участвует в проекте создания транспортно-логистического узла для перевозок контейнеров по Северному морскому пути (СМП) в рамках Владивостокского морского торгового порта, получил возможность нарастить грузопотоки на каботажных линиях арктического бассейна.
Без государства развивать Арктику невозможно
— «Росатом» курирует развитие Северного морского пути. Через ГК «Дело», акционером которой является «Росатом», он владеет портовыми и железнодорожными мощностями. Недавно «Росатому» было передано Дальневосточное морское пароходство. Почему именно «Росатом» больше других госкорпораций участвует в арктических проектах?
— Госкорпорация «Росатом» является оператором СМП. При этом северный завоз, как важный процесс обеспечения жизнедеятельности постоянного населения в Арктической зоне РФ, координирует Минвостокразвития. Но и без северного завоза у «Росатома» много государственных задач в Арктике. Это и обеспечение безопасности судовождения по СМП, и развитие телекоммуникаций в Арктике, и создание АЭС малой мощности. Поэтому можно сказать, что «Росатом» сегодня — это арктический интегратор.
У госкорпорации есть необходимые ресурсы, нужные компетенции и госзадание. Без государства развивать Арктику невозможно. Это не значит, что, например, «Роскосмос» не участвует в развитии Арктики. Но так системно и масштабно — только «Росатом». Скорее всего это вызвано исторической подоплекой: атомный флот стал основой освоения Арктики, а теперь является драйвером ее развития.
— Арктика — место конкурентной борьбы множества стран. Какова роль России в этом процессе?
— Географию невозможно обмануть. У России самая протяженная береговая линия по Северному ледовитому океану, самая большая сухопутная территория в этом регионе, более половины населения мировой Арктики проживает в России. У нас самые крупные и развитые города за Полярным кругом. Конечно, геополитически аспект влияет на взаимоотношения между соседями по Арктике. Мы это видим по международному объединению стран, Арктическому совету, который с 2022 года действует по формуле 7+1, где 1 — это Россия.
Справка. В Арктический совет — межправительственный форум, учрежденный в 1996 году — входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Ротация стран-председателей происходит каждые два года. В мае 2021 года председателем стала РФ. 3 марта 2022-го другие участники АС объявили о приостановке своей работы в объединении. 8 июня того же года семь стран возобновили работу в совете, но только «в проектах, не предполагающих участия РФ».
— На Красноярском экономическом форуме представитель Минвостокразвития говорил, что в Арктической зоне РФ реализуется 642 проекта почти на 1,6 трлн рублей, с учетом господдержки (это примерно $17,8 млрд). При этом если сравнивать с другими странами Арктического совета, то только Норвегия в 2022 году инвестировала $17,9 млрд. То есть России надо вкладывать еще больше денег?
— Если говорить про объем инвестиций, то в совокупности семь стран скорее всего превосходят Россию, но по разнообразию направления этих инвестиций мы явные лидеры. Россия вкладывает средства не только в добычные проекты, как Канада, США или Норвегия, но и в модернизацию ледокольного флота и портовой инфраструктуры, реновацию городов, улучшение качества жизни человека в Арктике.
— Два главных экономических направления освоения Арктики — это добыча нефти и газа и транзит грузов через Северный морской путь.
— Конечно, нефть и газ, а еще различного рода металлы и алмазы — основа арктической экономики России. И здесь по всем направлениям добычи природных ресурсов мы видим развитие. Более того, Минприроды России инициировало федеральный проект «Геология — возрождение легенды». Так что изученность российских недр в Арктике будет только возрастать. Мы только в начале этого пути.
— Пока транзит грузов через Северный морской путь не приносит больших доходов.
— Что касается грузоперевозок по СМП, то за последние годы они выросли более чем в четыре раза. Этот взрывной рост обеспечивается за счет поставок российского сырья в страны Азии. Сам по себе транспортный транзит пока не очень велик, но постепенно увеличивается. Ведь именно из-за поиска кратчайшего пути из Европы в Азию был открыт и освоен русскими Севмпорпуть. Пока на развитие транзита большое влияние оказывает геополитика.
Справка. Утвержденный в 2022 году кабмином РФ план развития СМП до 2035 года предусматривает, что к 2024 году грузопоток по Севморпути должен составить 80 млн тонн в год, а суммарная мощность морских портов в его акватории — 83 млн тонн. К 2035 году грузопоток должен вырасти до 220 млн тонн, в том числе 75% — транзит нефти и газа.
В январе-октябре 2023 года грузопоток по СМП составил 31,4 млн тонн (в том числе 2,1 млн транзита), рост на 6% против того же периода 2022 года.
«Росатом» считает, что увеличить транзит по СМП можно за счет поставок грузов в Азию: до 50 млн тонн в Китай (к 2030 году), 10 млн тонн — в Южную Корею, по 5 млн тонн — в Японию, Вьетнам и Индию, до 3 млн тонн — в Таиланд. Но для этого нужно нарастить ледокольный флот, а в бюджете РФ 2024-2026 годов деньги на строительство ледоколов урезаны.
— По планам к 2035 году грузопоток по Северному морскому пути должен вырасти до 220 млн тонн. В 2022 году было лишь 34 млн тонн и рост по сравнению с 2021-м — 3%. Думаете, реально увеличить грузопоток в семь раз?
— Пока планы по увеличению грузопотока исполнялись. Но к росту в четыре раза на протяжении десяти лет надо добавить более чем двукратный рост за год. Такой рост, в первую очередь, обеспечивался вводом компании «Роснефть» своего проекта «Восток Ойл» на Таймыре. Если начало поставок нефти по этому проекту уйдет «вправо», то и искомый грузопоток в 2024 году Россия не доберет.
Но опять же, здесь речь идет про временнЫе трудности, скорее из-за сложностей с процессом экстренного импортозамещения в нефтегазовой отрасли. Но я не сомневаюсь, что тренд на рост грузопотока будет подтверждаться.
Справка. «Восток Ойл» — проект «Роснефти» по разработке нефтегазовых месторождений на севере Красноярского края. Стартовал в 2019 году. Его ресурсная база — более 6,5 млрд тонн премиальной малосернистой нефти. Инвестиции оцениваются в 11,8 трлн рублей. Предполагается, что в 2024 году «Восток Ойл» обеспечит транзит по СМП 25 млн тонн грузов, к 2030 году — до 115 млн тонн.
В 2022 году из проекта вышли нефтетрейдеры Trafigura (его доля составляла 10%) и Vitol (5%). «Роснефть» (ее доля 85%) утверждает, что это не повлияет на планы по «Восток Ойл». Однако Минвостокразвития не исключает, что проекты «Роснефти» и других компаний на севере РФ замедлятся, и тогда грузопоток по СМП к 2035 году составит лишь 131 млн тонн, в том числе транзит — 38 млн.
Климат не поможет. Без ледокольной группировки не обойтись
— У России на сегодня самый крупный ледокольный флот в мире — около 50 судов, в том числе атомных. Какую роль это играет в развитии нашей страны в Арктическом регионе?
— Значение ледокольного флота для развития СМП и Арктики в целом исключительное. Существуют климатические математические модели, которые предрекают что к 2050 году Арктика полностью освободиться ото льда. Но это всего лишь громкие заголовки. Если вчитываться, то речь идет о летнем периоде, а это всего 1,5 месяца. В остальное время ледовая обстановка будет оставаться ощутимым препятствием для судоходства. И без крупнейшей в мире ледокольной группировки мы не обойдемся. Планирование ледокольного и иного флота соответствует заявленным планам, а вот строительство иногда съезжает по срокам. Причины на то разные, но стране точно необходимо совершенствовать судостроительные мощности.
Справка. По данным Росатома, в состав атомного ледокольного флота России сейчас входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 81,5 тыс. л.с. («Арктика», «Сибирь»), два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л.с. («Таймыр», «Вайгач»). Их дополняет атомный контейнеровоз «Севморпуть» (мощность реакторной установки - 40 тыс. л.с.).
Кроме того, Росатомфлот оперирует тремя судами технологического обслуживания и судном-контейнеровозом «Россита». В его ведении также находятся суда портового флота, предназначенные для обслуживания акватории порта Сабетта (Ямал): буксиры ледового класса «Пур» и «Тамбей»; ледокольные буксиры «Юрибей» и «Надым»; а также портовый ледокол «Обь».
— Что сегодня определяет ситуацию в Арктике?
— Все страны-участницы Арктического совета, помимо России, находятся под влиянием мирового гегемона — США. Поэтому основная конкуренция задается ценностными ориентирами, а не рыночными или прагматичными. Решили, что все семь стран-соседей России по Арктике войдут в военно-политический блок НАТО, — так оно и будет.
С другой стороны, та же Норвегия понимает, какие сложности вызывает такое давление на приграничное сотрудничество с Россией. И Норвегия не упустит достижения своих прагматичных интересов. У Норвегии сильные шельфовые проекты, а Россия только развивает это направление.
С точки зрения конкуренции на СМП, здесь у России нет соперников. Есть только желание испортить России игру.
Мы слышали обвинения в том, что СМП неэкологичный морской путь, что ходить по СМП небезопасно. Все эти огульные заявления разбиваются о практику устойчивого развития арктических владений нашей страной.
— Что будет происходить в российской Арктике в ближайшие десять лет?
— У нас в стране действует государственная стратегия развития Арктической зоны до 2035 года. Главная цель стратегии — повышение качества жизни человека в Арктике. Я уверен, что в ближайшую декаду мы увидим и преображение арктических городов, и развитие промышленных проектов, и рост туризма на Крайний Север, и рост грузопотока по СМП. Это все восходящие тренды, которые демонстрируют уверенность России в своем управлении таким макрорегионом, как Арктика.
Пока сохраняется геополитическая напряженность с западными странами, у нас есть окно возможностей для вовлечения азиатских стран в процесс развития Арктики. Это будет взаимовыгодное сотрудничестве и пример другим, что Россия является надежным партнером.