10 февраля 2025 10:12
читать 12 минут

Занять высоту. Китайцы помогут создать первый российский лифт для небоскребов

Сразу несколько отечественных заводов ведут разработки подъемников для высотных зданий. Пилотный образец, способный перемещаться со скоростью 9 метров в секунду, появится не раньше 2026 года, но это будет не чисто российский продукт.

Еще несколько лет назад в России не было собственных лифтов, способных развивать скорость более 2,5 метров в секунду, – то есть для зданий более 40 этажей. За это время отечественные компании серьезно продвинулись в создании высокоскоростных лифтов. Так, Щербинский лифтостроительный завод планирует в первой половине 2025 года сертифицировать производство лифтов со скоростью 8 м/с. Об этом Mashnews рассказали в компании. Более быстрые подъемники в стране делать пока не умеют. Чтобы ускорить появление российских лифтов для небоскребов, заводы, вероятно, будут открывать совместные производства с иностранцами – прежде всего, с Китаем, сообщил Mashnews генеральный директор Ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов.

Выше можно – а нужно?..

Современные мегаполисы растут вверх, чем выше здания, тем быстрее должны ездить лифты. Уход из России мировых лидеров лифтостроения заставил российских производителей ускориться в прямом смысле. Еще пару лет назад почти весь парк вертикального транспорта, способного ездить со скоростью от 2,5 м/с, в стране был импортным. Сегодня отечественные производители закрыли самый востребованный сегмент рынка – это лифты скоростью движения до 4 метров в секунду. Именно такие используются в новых серийных многоэтажках по всей стране, отметил Петр Харламов. Теперь ведущие заводы работают над увеличением скоростных возможностей своих изделий.

Уже в первой половине 2025 года Щербинский лифтостроительный завод (ЩЛЗ) планирует получить сертификат на производство лифтов со скоростью 8 м/с. Компания готова покрыть имеющийся спрос на оборудование для высотного строительства. Как сообщил Mashnews финансовый директор АО «ЩЛЗ» Сергей Фирстов, интерес со стороны заказчиков к таким лифтам есть, но пока он точечный и не имеет общерыночного тренда.

«Для проектов свыше 60 этажей застройщики рассматривают такие решения, но для зданий меньшей высотности, коих все-таки большинство, они избыточны и нецелесообразны: скоростные лифты требуют принципиального иного проектирования лифтовых шахт и инженерных коммуникаций», - пояснил представитель компании.

Он напомнил, что доля высотного строительства в РФ, где требуются лифты с повышенными скоростными характеристиками, сейчас невелика - в основном, это проекты в крупных мегаполисах, таких как Москва, Петербург, Сочи. «В общем объеме рынка жилого строительства это небольшая ниша. В мегаполисах основу составляют строения до 20-40 этажей, где устанавливаются лифты со скоростью до 2,5 метров в секунду», - отметил Сергей Фирстов.

Генеральный директор РЛО Петр Харламов подтвердил, что из 40-45 тысяч подъемников, ежегодно устанавливаемых в стране, на долю скоростных и высокоскоростных лифтов приходится не более 3-5 тыс. единиц. Помимо общего замедления объемов высотного строительства, связанного с непростой экономической ситуацией, преграду создают и требования пожарной безопасности – в России нет универсальных средств пожаротушения для небоскребов. Поэтому производители хоть и нацелены на освоение этого сегмента, но сильно не спешат.

Генеральный директор челябинского лифтостроительного завода «ВИТЧЕЛ» Игорь Иванов отметил, что предприятие освоило выпуск лифтов скоростью до 6 м/с, но основным спросом пользуется оборудование скоростью до 4 м/с. Поэтому работать над увеличением скоростных параметров компания не торопится – ждет, пока появится заказ от рынка.

«У нас собственная конструкция лифта, все разработки свои, надо сначала набраться опыта на изделиях скоростью 6 м/с, а уж потом двигаться дальше. В стране пока массово производятся только 60-этажные дома, и лифты со скоростью 4 м/с легко покрывают эту потребность», - пояснил Mashnews Игорь Иванов.

Фото: Pixabay

Российское – значит дорогое

В Российском лифтовом объединении уверены, что в ближайшие годы российские предприятия смогут полностью закрыть потребности страны в лифтах для высоток. Сегодня отрасль ждет появления лифта, развивающего скорость от 9 м/с. Эту работу уже ведут лидеры рынка – «Метеор Лифт» (бывший «Отис Лифт»), ЩЛЗ, MEL и другие игроки, однако никаких конкретных проектов пока нет, рассказал Mashnews глава ассоциации.

По его прогнозам, такой лифт создадут в РФ не раньше 2026 года, но это будет не чисто российский продукт. На начальном этапе отечественным заводам не обойтись без помощи зарубежных коллег.

«Вероятнее всего, мы пойдем по пути создания совместных производств с дружественными странами – прежде всего, с Китаем. А в дальнейшем уже на базе этих производств будет вестись разработка именно нашей российской компонентной базы», - пояснил Петр Харламов.

Проблема в том, что многие компоненты для скоростных и высокоскоростных лифтов еще не делают в России. Например, нет своих лебедок – устройств, отвечающих за движение кабины, а также ловителей и ограничителей скорости. Многие позиции, связанные с микроэлектроникой, – контроллеры, чипы, процессоры – тоже, в основном, завозят из дружественных стран. Те немногие компании, которые выпускают их в России, не могут, во-первых, обеспечить нужный рынку объем, а, во-вторых, предложить конкурентную цену, серьезно проигрывая по этому параметру китайцам.

Лифтостроителям нужен и собственный частный преобразователь – управляющий механизм, который делает более плавным движение кабины и закрытие/открытие дверей. Его разработку ведет компания «Метеор Лифт» (созданная на основе российских активов американской Otis Elevator Company), которая выиграла субсидию Минпромторга на выполнение соответствующих НИОКР. Однако новинка увидит свет не раньше 2026 года, а нужна рынку «еще вчера», отметил Петр Харламов.

Сложные компоненты для высокоскоростных лифтов – это не массовое производство, и если оно будет освоено в России, то может столкнуться с проблемой сбыта, считает генеральный директор завода «ВИТЧЕЛ» Игорь Иванов. Он напомнил, что в Советском Союзе подъемники скоростью 4 м/с выпускали полностью из отечественных комплектующих. Но тогда заводам не приходилось конкурировать с иностранными производителями. А в нынешних условиях российские предприятия проиграют китайским поставщикам в цене.

«Современные российские скоростные лифты будут минимум в два раза дороже китайских, если делать их на 100% локализованными, потому что компоненты для них будут выпускаться относительно небольшим тиражом, а значит будут гораздо дороже. Если государство поставит нашим производителям задачу выпускать такие лифты, то оно должно одновременно обеспечить их сбыт, защитив рынок их от импорта. То есть строительные компании должны приобретать именно отечественные лифты», - прокомментировал Игорь Иванов.

По его словам, серьезным преимуществом такого подхода станет отсутствие проблем с последующим ремонтом и содержанием лифтов. Сегодня, после ухода из России финской KONE, швейцарской Schindler и других западных компаний, парк такого оборудования в стране остался без технической поддержки, а необходимые запчасти и компоненты приходится импортировать «серым» способом. 

Не подпускать китайцев к небоскребам

При этом количество высоток в крупных городах продолжит расти – это общемировой тренд. Так, на днях заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов заявил в интервью РИА Недвижимость о том, что в столице не будут ограничивать высотность новостроек. 

«Таким образом Москва получает карт-бланш на строительство высоток, и если мы массово будем применять в этих зданиях китайские лифты, то когда-нибудь рискуем попасть в ситуацию, аналогичную той, с которой столкнулись после ухода европейских производителей», - предупредил генеральный директор завода «ВИТЧЕЛ».

Поэтому, по его словам, в вопросе технологического сотрудничества с китайскими партнерами тоже надо проявлять осторожность.

В ЩЛЗ заявили об отсутствии планов создания совместных производств с зарубежными компаниями. «Приоритетными для нас являются отечественные производители. Мы планомерно наращиваем применение компонентов российского производства, внимательно следим за тем, как наши производители узлов и компонентов развиваются в данном направлении», - пояснил финансовый директор Щербинского завода Сергей Фирстов.

По его словам, компания давно взяла курс на импортозамещение и обеспечение технологического суверенитета предприятия, поэтому в настоящий момент доля импортного оборудования, которое применяется в продукции ЩЛЗ, не превышает 5%.

При этом себестоимость производства лифтов за последние два года выросла в среднем на 10-18% в зависимости от комплектации – прежде всего, за счет электрокомпонентов, кабельной продукции и изделий из металла, сообщили на заводе.

Мощности есть – денег нет

Сегодня около 25% новых лифтов, устанавливаемых в России – зарубежного производства. Правда, половину всего импорта закрывает Беларусь. Отечественные заводы готовы выпускать 60 тысяч лифтов в год, тогда как устанавливается 40-45 тысяч. Таким образом, крупные отечественные заводы недозагружены – их мощности используются только на 70%, подчеркнули в Российском лифтовом объединении.

Специалисты не устают бить тревогу, что российский лифтовой парк устаревает быстрее, чем обновляется. Но на замену подъемников не хватает денег.

Уже сейчас в стране нужно вывести из строя 66 000 лифтов, отработавших свой срок службы, а до 2030 года устареет еще 56 000 единиц. Об этом напомнил президент Национального Лифтового Союза Виктор Тишин в ходе онлайн-конференции, организованной НЛС 3 февраля.

Как добавил Петр Харламов, чтобы обновить к 2030 году хотя бы те лифты, которые уже требуют замены, необходимо менять ежегодно 26-30 тыс. единиц. А в 2024 году проведено электронных аукционов на замену всего 13 932 лифтов – это на 26% меньше, чем годом раньше (18 872). Стоимость замены одного лифта, по словам главы Российского лифтового объединения, составляет не менее 3 млн рублей.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!