Закон, упрощающий добычу на шельфе России, могут принять в 2026 году
Особый правовой режим для морских нефтегазовых объектов должен привлечь инвесторов в Арктику.

Комитет Госдумы по энергетике попросит правительство России ускорить разработку и внесение законопроекта о морских нефтегазовых объектах в Государственную думу. Подготовка документа «откровенно затянулась», сообщил Mashnews заместитель председателя Комитета Юрий Станкевич.
Он напомнил, что с инициативой о необходимости самостоятельного регулирования работы оффшорных месторождений нефти и газа еще в 2017 году выходила компания «Газпромнефть», ее поддержал и «Лукойл», после чего было дано соответствующее поручение вице-премьера Дмитрия Козака от 14 ноября 2018 года.
Авторы инициативы считают, что строительство, ремонт и эксплуатация морских нефтегазовых платформ сопряжены с дополнительными финансовыми затратами, повышенными требованиями в области промышленной и экологической безопасности, необходимостью повсеместного внедрения наилучших технологий. Поэтому предлагается создать особый правовой режим, который позволит компаниям, работающим на шельфе, «избежать чрезмерных и необоснованных административных процедур со стороны контрольно-надзорных органов, способных осложнить добычу углеводородов в экстраординарных условиях и сдержать конкурентоспособность нашей страны в этом перспективном сегменте», пояснил Юрий Станкевич.
Законопроект достаточно объемный, он насчитывает 53 статьи. В частности, в нем предусмотрено создание государственного надзорного органа, который будет контролировать производственную деятельность морских нефтегазовых объектов (МНГО). Документ регулирует проектирование, строительство, капремонт, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию таких объектов, объединяет в себе требования к МНГО в области промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда, гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
«Под особое регулирование должны попасть морские нефтегазовые объекты, то есть объекты и сооружения, предназначенные для выполнения работ, связанных с пользованием недрами, первичной переработкой добытых полезных ископаемых и их транспортировкой с использованием линейных объектов во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российском секторе Каспийского моря, на участках недр, расположенных в Черном и Азовском морях», - рассказал зампред Комитета ГД по энергетике.
Минэнерго России поддержало позицию участников отрасли, в 2020 году законопроект «О морских нефтегазовых объектах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прошел процедуру оценки регулирующего воздействия.
«Дальнейшее обсуждение законопроекта, до сих пор не внесенного в Государственную думу, затянулось по причине смены тактических государственных приоритетов, обусловленных началом СВО и, как следствие, изменившейся ситуации в экономике, необходимостью решения задачи адаптации к санкционным режимам», - отметил Юрий Станкевич.
В Комитете считают, что законопроект по-прежнему актуален, и его востребованность с годами будет только нарастать, поскольку добыча нефти и газа смещается в сторону Арктического шельфа.
В мае 2025 года Комитет проводил выездное совещание в Астраханской области с посещением морских нефтегазовых платформ на Каспии. 9 июля по итогам этой встречи Комитет утвердил протокол, в котором рекомендует правительству России ускорить внесение законопроекта о МНГО в Госудуму.
По прогнозам Юрия Станкевича, закон, упрощающий освоение морских месторождений, может быть принят в следующем году. Это позволит активизировать реализацию проектов в российской Арктике.
«Принятием закона государство дает сигнал инвесторам: добыча углеводородов на шельфе будет всемерно поощряться», - заключил депутат.
Ранее Министр энергетики РФ Сергей Цивилев говорил о том, что разведанные запасы нефти на арктическом шельфе могут обеспечить добычу на протяжении 32 лет, запасов газа хватит более чем на 130 лет. Однако сложные климатические условия и слаборазвитая инфраструктура тормозят освоение региона.