Задержку ледовых испытаний головного ледокола «Арктика» проекта 22220 в Крыловском ГНЦ оценили в 91,7 млн рублей
Ну какой же ледокол без ледовых испытаний и какие неустойки за просрочку, когда заранее почти за всё заплачено? Примерно такими словами можно выразить основную мысль решения петербургского арбитража, опубликованного 18 мая.

Фото: Росатомфлот.
Спор касается 405 дней задержки оплаты 84,4 млн рублей — второго платежа по договору, в соответствии с которым Крыловский ГНЦ должен был поставить Балтийскому заводу для головного ледокола проекта 22220 «Арктика» системы электродвижения общей стоимостью 1,5 млрд рублей. Деньги пришли в июне 2023 года вместо мая 2022–го, юристы Крыловского ГНЦ насчитали 309,4 млн рублей неустойки, но так как договором её максимальный размер ограничивается 6% суммы контракта, получилось 91,7 млн, для истребования которых ГНЦ и обратился в суд.
Как пишет издание «Деловой Петербург», судья Татьяна Косенко пришла к выводу, что юристы Крыловского ГНЦ при расчёте просрочки не учли ледовые испытания «Арктики», без успешного проведения которых контракт невозможно считать исполненным. Они завершились 14 июня 2023 года — в тот же день Балтийский завод отправил Крыловскому ГНЦ деньги, из–за которых возник спор.
В ходе судебного разбирательства представители Балтийского завода фактически обвинили Крыловский ГНЦ в мелочности.
«На момент начисления неустойки истец уже получил 95% цены договора. Спорный платёж, согласно исковому заявлению, составляет 84 427 524,99 рубля, то есть 5% от цены договора. Однако сумма неустойки рассчитана истцом не от спорного платежа, а от всей цены договора… что больше суммы спорного платежа», — процитирована позиция Балтийского завода в мотивированной части судебного решения.«Суд приходит к выводу о том, что… отсутствуют основания для взыскания предъявленной неустойки», — написано там же на следующей странице.
«Суд приходит к выводу о том, что… отсутствуют основания для взыскания предъявленной неустойки», — написано там же на следующей странице.
У Крыловского ГНЦ есть месяц, чтобы пожаловаться в апелляционный суд.
Интрига сохраняется
Задержка ледовых испытаний «Арктики», из–за чего Балтийский завод задержал выплату Крыловскому ГНЦ 84,4 млн рублей, была связана с аварией правого гребного электродвигателя, случившейся в феврале 2020 года. Из–за неё Балтийский завод передал «Арктику» заказчику всех ледоколов проекта 22220 ФГУП «Атомфлот» в октябре 2020 года с одним работающим гребным электродвигателем, потом судно вернули на Балтийский завод для замены сгоревшего двигателя и только после этого провели ледовые испытания.
И тут открывается главная интрига с теми же участниками.
Застраховавшая контракт на строительство «Арктики» страховая компания пытается взыскать с Крыловского ГНЦ 240 млн рублей за эту аварию. Ведь первую отечественную мощную (60 МВт) высоковольтную (10,5 кВ) систему электродвижения для атомных ледоколов проекта 22220, которая установлена на «Арктике» и в которую вошёл сгоревший двигатель, создал Крыловский ГНЦ. Этот спор ещё не завершён.
Фото: Росатомфлот.
Балтийский завод хочет взыскать с Крыловского ГНЦ 54 млн рублей за замену сгоревшего двигателя, но этот спор приостановлен до вступления в законную силу решения по иску страховщика, который определит виновного в аварии на «Арктике».
В разбирательстве участвует московское ООО «Русэлпром» — производитель самих двигателей для ледоколов проекта 22220, один из которых сгорел на «Арктике».
Пока эти споры не завершились, Балтийский завод, Крыловский ГНЦ и «Русэлпром» спорят в судах из–за задержек поставок систем электродвижения для «Якутии» и «Чукотки» — третьего и четвёртого серийных ледоколов проекта 22220.
На предложения прокомментировать спор, решение первой инстанции по которому опубликовано 18 июня, на Балтийском заводе и в Крыловском ГНЦ не отреагировали.
Прививка от докторов в штатском
По мнению первого заместителя генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Льва Засыпко, не прошедший ледовые испытания ледокол не может считаться полноценно построенным и ледовые испытания — это критически важный этап проверки системы электродвижения ледокола.
«Успех на чистой воде гарантирует лишь её базовую работоспособность, и только работа в условиях реальных ледовых нагрузок позволяет проверить способность системы выдерживать ударные нагрузки и пиковые токи, устойчивость работы генераторов и сети при резких колебаниях нагрузки, эффективность систем управления и защиты в экстремальных условиях, достаточность систем охлаждения, отсутствие вредных резонансов и вибраций. Поэтому сбой системы электродвижения во время ледовых испытаний при успешных ходовых — это не аномалия, а, к сожалению, довольно типичная ситуация, требующая тщательного анализа, доработок и повторных испытаний. Именно для выявления и устранения таких скрытых проблем и проводятся эти сложные и дорогостоящие тесты», — говорит руководитель МКС.
Партнёр юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Роман Макаров полагает, что шансов на пересмотр вынесенного судом решения не много.
«Крыловский ГНЦ и Балтийский завод регулярно выясняют отношения в арбитражном суде. Только в 2024 году между ними зарегистрировано шесть споров. Вероятно, это неизбежные издержки сложных судостроительных проектов по созданию атомных ледоколов. С другой стороны, в спорах двух государственных организаций всегда незримо присутствует третья сторона. Известно же, что к любому при исполнении госзаказа могут прислать “доктора в погонах”. Поэтому стороны склонны согласовывать или утверждать свои договорённости в судах, что страхует их, но создаёт судебной системе дополнительную нагрузку. Формирующая правовую реальность судебная власть — хорошая прививка против визитов “докторов в штатском”. Всегда можно сказать, что это не мы отказались взыскивать неустойку, а суд так решил. Только такими рассуждениями, кажется, можно объяснить описанный в вашем тексте судебный спор. Если суд верно понял и описал суть взаимоотношений сторон в данном деле, шансов на его пересмотр, на мой взгляд, не много», — говорит юрист.
Досье:
Атомные ледоколы проекта 22220 — самые мощные атомные ледоколы в мире. Они могут менять осадку, что позволяет работать в открытом море и на мелководье. Заказчиком всего проекта выступает ФГУП «Атомфлот», исполнителем — АО «Балтийский завод» (входит в государственную Объединённую судостроительную корпорацию). До конца 2022 года между Балтийским заводом и «Атомфлотом» было заключено три контракта на строительство пяти атомных ледоколов серии 22220:
— головной «Арктики» стоимостью 37 млрд рублей;
— «Сибири» и «Урала» стоимостью 84,4 млрд рублей;
— «Якутии» и «Чукотки» стоимостью 100 млрд рублей без НДС.