08 августа 2025 13:57
читать 15 минут

Забота об экологии или удар по промышленности: зачем России сокращать выбросы

Сахалин объявил о достижении углеродной нейтральности, став первым регионом РФ, где поглощение парниковых газов превысило их выбросы. Этот опыт хотят тиражировать на всю страну. Эксперты предупреждают – «озеленение» ради идеи, а не экономики, может дорого обойтись промышленности.

Сахалинская область досрочно достигла углеродной нейтральности – на год раньше, чем предусматривал климатический эксперимент, который проводится на острове с 2022 года. Об этом объявил губернатор региона Валерий Лимаренко 2 августа на форуме «Острова устойчивого развития: климатический аспект» в Южно-Сахалинске. Федеральные власти рассчитывают, что примеру Сахалина последуют другие субъекты РФ. Тем более, что в ближайшие десять лет Россия должна сократить выбросы парниковых газов до 65-67% от уровня 1990 года – такой указ 6 августа подписал президент страны Владимир Путин. Это еще один сигнал бизнесу, что климатическая повестка – долгосрочный приоритет государства. Однако ряд экспертов считают, что в условиях санкций Россия имеет полное право отказаться от обязательств по сокращению углеродного следа, навязанных европейскими странами – это снизило бы затраты отечественных производителей и сделало их продукцию конкурентоспособнее.

Бизнес рад следить за выбросами

С 2019 года на Сахалине более чем в три раза сократились нетто-выбросы парниковых газов и на 30% вырос ВРП. Такие данные озвучил глава региона Валерий Лимаренко во время пленарного заседания «Россия – на пути к низкоуглеродному будущему» на форуме в Южно-Сахалинске. По его словам, достичь углеродной нейтральности позволила «тотальная газификация» ЖКХ, перевод общественного транспорта и сельхозтехники (а в перспективе – и коммунальной техники) на газ, развитие электротранспорта (Сахалин – на втором месте в России по количеству электрозаправок после Москвы), более эффективный контроль лесных пожаров и другие предпринятые меры.

При этом ужесточение климатической политики не отвернуло от региона бизнес – наоборот, Сахалин поднялся на четвертое место в национальном рейтинге инвестклимата, подчеркнул Лимаренко. «Предприятия смотрят на Сахалин и идут сюда, потому что им нравится, что у нас есть все сервисы, все условия, при которых нужно экономить электроэнергию и следить за выбросами», - пояснил губернатор. Он отметил, что Сахалин собирается поддерживать достигнутый углеродный баланс.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Сахалинская область — первый регион РФ, где проводится климатический эксперимент по установлению баланса между выбросами и поглощением парниковых газов. Он предполагает достижение регионом углеродной нейтральности до 31 декабря 2025 года и создание механизма квотирования парниковых газов. В эксперименте участвуют 35 компаний, которые формируют расширенную углеродную отчетность. На ее основе установлены квоты, которые предприятия могут продать или учитывать для «погашения» будущих выбросов.

То, что климатическая повестка в России – это надолго, подтвердил министр экономического развития РФ Максим Решетников. Результаты Сахалинского эксперимента должны подтолкнуть другие регионы к движению в сторону углеродной нейтральности.

«От того, насколько активно мы будем реализовывать эту повестку внутри страны, насколько активно будем выходить с нашей позицией к международным партнерам, зависит конкурентоспособность нашей экономики», - подчеркнул глава ведомства на форуме.

По его словам, Россия может занять лидирующие места на рынках продукции с низким углеродным следом – в том числе, в производстве алюминия, удобрений, нефтехимии, атомной и гидроэнергетики, ВИЭ.

Он также рассказал, что во время Сахалинского эксперимента был пересмотрен национальный кадастр выбросов и поглощений парниковых газов – в том числе, уточнили коэффициенты, связанные с работой промышленности.

«До этого мы собирали наш кадастр по среднемировым коэффициентам. Когда мы исследовали уровень парниковых газов нашей промышленности, выяснилось, что уровень выбросов существенно ниже, чем в среднем по миру. И это тоже обосновано, потому что наша промышленность в последние годы активно инвестировала; наши предприятия, связанные с металлургией, с энергетикой, имеют новое оборудование», - пояснил глава Минэка.

Европа – больше не ориентир

Сейчас Россия формирует рынок углеродных единиц и создает инфраструктуру, чтобы встроиться в мировую систему торговли CO2. С одной стороны, в условиях турбулентности экономики эта задача не кажется первостепенной, с другой – она может иметь решающее значение в будущем.

«Присоединение к обязательствам по сокращению выбросов для России – это один из важных элементов сохранения в долгосрочной перспективе за Россией внешних рынков. Потому что углеродное регулирование, которое наиболее активно внедряется в Европейском Союзе, формирует барьеры для доступа к рынку ЕС», - прокомментировал Mashnews вице-президент научно-экспертного совета Национальной Ассоциации сжиженного природного газа  (НАСПГ), член экспертного совета Российского газового общества Александр Климентьев.

По мнению другого собеседника редакции, ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, учитывая санкции Запада, Россия вообще могла бы игнорировать европейские требования к контролю выбросов.

«Можно было бы поставить вопрос - пока вы сохраняете против нас санкции и не даете нам доступа к технологиям, которые позволили бы нам стать более эффективными и сократить выбросы, мы замораживаем свое участие и свои обязательства в климатических программах. Либо вы за климат, либо вы санкции против нас вводите», - отметил Игорь Юшков.

По его мнению, этот момент необходимо учитывать, планируя дальнейшую декарбонизацию в стране. Ведь объемы торговли с Европой, где действует трансграничный углеродный сбор ЕС, сократились до минимума.

«Когда ты ориентировался на европейский рынок, было логично сокращать эти выбросы, чтобы твой товар был более конкурентоспособен. Но если ты не торгуешь с Европой, зачем это нужно? Ведь меры по снижению выбросов – дорогостоящие, они повышают себестоимость товара. При том, что на азиатских рынках никто не требует снижать выбросы, там нет углеродного налога. То есть нужно учитывать изменившуюся ситуацию», - сказал Игорь Юшков.

В то же время международное углеродное регулирование уже не ограничивается только правилами Евросоюза. Как подчеркнул на Сахалинском форуме спецпредставитель президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев, оно вводится и в других странах – торговля квотами действует в Китае, похожие тренды развиваются в Индии, Казахстане, Узбекистане.

«В перспективе страны, которые ввели цены на углерод, станут проигрывать другим государствам, и чтобы защитить своих производителей, будут вводить тарификацию. Мы от этого можем пострадать», — предупредил Эдельгериев. По его словам, одна из важных задач для России – гармонизировать подходы к созданию правил климатического регулирования с дружественными странами, в том числе в рамках БРИКС.

СПРАВКА MASHNEWS

  • По данным рейтинга Statista, в 2023 году лидером по выбросам парниковых газов стал Китай, на долю которого пришлось 30,1% мировых выбросов CO2. На втором месте – США с долей 11,3%, на третьем – Индия с 7,8%. Таким образом, эти три государства генерируют практически половину всех парниковых газов. На четвертой позиции – 27 стран Европейского союза с суммарным вкладом в общемировое загрязнение на уровне 6,1%. На пятом месте находится Россия с долей в 5%, на шестом – Бразилия с 2,5%.

Цель – не декарбонизация, а энергоэффективность

В Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) считают, что Сахалинский эксперимент сформировал хорошие предпосылки для тиражирования опыта в других субъектах РФ.

«Число регионов, заинтересованных в присоединении к эксперименту, растет с каждым днем», - прокомментировал Mashnews директор АРВЭ Алексей Жихарев.

Участие России в Парижском соглашении никто не отменял и, согласно Климатической доктрине РФ, страна должна достичь углеродной нейтральности к 2060 году. В течение ближайших десяти лет объем выбросов предстоит сократить до 65-67% от уровня 1990 года. Данные о том, каков этот уровень сегодня, сильно разнятся – в зависимости от методики подсчета.

По данным Центра «Климатическая политика и экономика России» ИНП РАН, на которые ориентируются в  АРВЭ, с учетом поглощающей способности лесов, объем нетто-выбросов СО2 уже снизился до 43% от уровня 1990 года (если оценивать непосредственно только сами выбросы, этот показатель равен 76%).

«Поскольку в указе президента говорится об учете поглощающей способности лесов, то можно считать, что поставленная цель на текущий момент выполнена», - отметил Алексей Жихарев.

По информации Игоря Юшкова, который ссылается на данные Energy Institute, по сравнению с 1990 годом выбросы в России снизились на 33% - то есть вполовину от заявленного президентом уровня. Сократить в ближайшие десять лет еще столько же – сложная задача, учитывая новые планы роста промышленности и импортозамещения, считает эксперт.

«Если мы будем стремиться еще сократить в два раза выбросы парниковых газов – это будет огромный удар по российской промышленности – металлургии, химпрому, использованию ископаемых источников энергии в качестве энергоресурса. Мы должны будем закрыть угольную отрасль, существенно сжать газовую отрасль», - предупредил собеседник Mashnews.

«Нам, безусловно, нужно развивать, энергоэффективность, но это должно быть экономически обоснованно – модернизировать электростанции, чтобы у них КПД повышался, и таким образом сокращать потребление энергоресурсов. Вот такой приоритет должен быть. А не само по себе сокращение выбросов любой ценой», - подчеркнул ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Повышение энергоэффективности и ВИЭ являются наиболее эффективными средствами декарбонизации, считают в Ассоциации развития возобновляемой энергетики.

«Учитывая то, что ВИЭ-генерация становится дешевле с каждым годом, вскоре именно это направление начнет играть ведущую роль в климатической повестке. По итогам 2024 года ВИЭ-генерация без учета ГЭС мощностью более 50 МВт в России обеспечила снижение объема выбросов CO2 в размере порядка 8 млн т, это около 2% от совокупных выбросов российской электроэнергетики. В ближайшие 10 лет этот показатель вырастет в три раза», - заявил Алексей Жихарев.

По мнению Александра Климентьева, энергоэффективность, энергосбережение и переход на газ – три составляющие, благодаря которым выиграет и экономика, и экология.

Откат назад, в сторону отказа от климатических обязательств, уже вряд ли произойдет, считает собеседник Mashnews. Другое дело, чтобы принятые указы и требования реально выполнялись.

«У нас жесткость законов часто «компенсируется» необязательностью их исполнения. Указов много у президента – важно, чтобы не было формального подхода. А в целом, стремление к контролю выбросов парниковых газов - очень правильный путь. Это и развитие технологий, и повышение гражданской ответственности, ответственности бизнеса за климат – при грамотной реализации это пойдет только на пользу», - заключил Александр Климентьев.  
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!