"За моими плечами — полтора миллиона автомобилей". Ушёл из жизни первый директор КАМАЗа
Лев Борисович Васильев — первый директор КАМАЗа — скончался сегодня ночью. Ему было 98 лет.
Заместителя министра автомобильной промышленности СССР Льва Васильева назначили генеральным директором строящегося комплекса заводов грузовых автомобилей большой грузоподъёмности (Камского объединения по производству большегрузных автомобилей) осенью 1969 года. Предприятие он возглавлял до 1981 года.
Из воспоминаний первого секретаря Татарского обкома КПСС Ф.А. Табеева (1928–2015): «Лев Борисович Васильев — выдающийся инженер-организатор, создатель самого крупного машиностроительного предприятия СССР. Это такая фигура, равных которой я сегодня просто не вижу. Но работать с ним было непросто, как непросто делать общее дело со всяким большим, неординарным человеком. Говорят, что в искусстве первых мест нет. Так можно сказать и о строительстве КАМАЗа, собравшем когорту талантливейших, уникальных личностей. Но тем не менее Васильев всё-таки первый, первый генеральный директор, и таким он вошёл в историю».
Лев Васильев родился 7 февраля 1925 года в Москве. Участвовал в Великой Отечественной войне, пять раз был ранен. С 1949 года работал на Московском заводе малолитражных автомобилей («Москвич»). Не прерывая работы на заводе, окончил Московский автомеханический институт. На заводе прошёл ступени от инженера-инспектора до директора завода «Москвич», который возглавил в 1963 году.
В 1981 году Льва Васильева перевели в Москву заместителем министра автомобильной промышленности — генеральным директором автомобильного завода имени Ленинского комсомола — ПО «Москвич». В 1983 году его назначили заместителем председателя Госплана СССР по машиностроению. С 1984 года Васильев — министр машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР, с 1988 года зампредседателя Госкомиссии по ВПК.
В одном из интервью сам Лев Васильев так рассказывал о строительстве КАМАЗа: «По сути, у нас не было ничего: ни технологий, ни проектов, ни конструкции — строительство завода, действительно, началось с нуля. Наверное, это единственная в мире практика: конструируя автомобиль, под него делали технологии и всё остальное…
Мы с министром Александром Михайловичем Тарасовым были во Франции, в Западной Германии смотрели завод «Мерседес», в Америке — завод по производству самосвалов. Понравился немецкий автомобиль — хороший грузовик, 14 тонн. Но за конструкцию заломили цену 14 миллионов. В самолёте, на обратной дороге, Александр Михайлович говорит: «Лев, давай мы своими силами сделаем. ЗИЛ сконструирует грузовик, а двигатель сделает Ярославский моторный завод». Так и сделали. Конструировал автомобильный конструктор Анатолий Кригер…
Конструктор Георгий Чернышёв придумал какой-то необычный двигатель: у него 3 тысячи 600 оборотов — таких двигателей дизельных не бывает. Ведь чем меньше оборотов, тем лучше дизельный двигатель, улучшается износостойкость, повышается мощность. Ему посоветовали подумать ещё. В итоге Чернышёв сделал неплохой четырёхцилиндровый двигатель, диаметр — 140, оборотов — 2 тысячи 600. Он много и хорошо работал.
Но мы всё равно не смогли сделать весь набор оборудования. Приходилось покупать, поэтому затраты были огромные. В итоге хорошая машина получилась…
За период моего пребывания в роли генерального директора сошло где-то порядка 200 тысяч грузовых автомобилей. А если посчитать с «Москвичом», то за моими плечами — полтора миллиона автомобилей«.
Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин выразил соболезнования семье Льва Васильева.
«Тогда, более полувека назад, строительство и запуск крупнейшего автозавода могли доверить только истинному профессионалу. Лев Борисович навсегда стал прекрасным примером для многих поколений камазовцев. И даже находясь на заслуженном отдыхе, он по-прежнему сохранял активную жизненную позицию, проявлял живой интерес к деятельности компании», — сказал Когогин.
О дате и месте прощания сообщат позже. Сегодня в 15:00 возле бюста Льва Васильева напротив здания генеральной дирекции КАМАЗа состоится траурный митинг.
Иван Валов для MASHNEWS