За беспилотные профессии назначили ответственного. Он уже ставит жесткие дедлайны
1 апреля начинает работать пилотная программа по обучению специалистов в области беспилотных технологий. Ответственным назначили Университет 2035 - он теперь ждет предложений от вузов, которые непосредственно будут заниматься обучением. На формулирование списка профессий, как выяснил Mashnews, у учебных заведений есть месяц.
Пилот для внешнего пилота
1 апреля в России стартует пилотный проект по подготовке кадров для беспилотной отрасли. Его цель - создать систему непрерывной подготовки кадров для беспилотной сферы: кадры нужны для разработки и производства беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, а также в сфере эксплуатации беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и контроля за уровнем квалификации указанных специалистов.
Отвечать за проект будет Университет 2035. Совместно с Ассоциацией «Аэронекст», а также с компаниями-производителями БАС он сформулирует список новых профессий для профессионального обучения и квалификационные требования к ним.
- В течение месяца должен быть сформулирован список новых профессий для профессионального обучения и квалификационные требования к ним. Список профессий и требования к ним в течение трех месяцев утвердит Министерство просвещения РФ, - рассказал Mashnews собеседник в НТИ (Национальная технологическая инициатива), знакомый с планами Университета.
Ректором «вуза» является Вадим Медведев, он же глава Фонда НТИ (распределяет бюджетные деньги между компаниями, которые участвуют в инициативах НТИ). Ранее Медведев работал в «Роскосмосе». Помогать будет Российский университет транспорта.
Университет 2035 создан Агентством стратегических инициатив (АСИ) и является скорее агрегатором образовательных программ, нежели университетом в классическом смысле. Там собраны курсы, например GeekBrains, SkillFactory, SkillBox и других образовательных платформ. При этом их можно получить со скидкой, если есть льготы от государства, например, вхождение в программу освоения новых профессий.
Университет 2035 самостоятельно не разрабатывает образовательные программы и не обеспечивает обучение, а проводит отбор образовательных провайдеров, экспертизу образовательных программ, а также организует запись граждан на обучение. Также «вуз» сотрудничает с теми, кто программы будет вести, это университеты (в классическом смысле) МАИ (Московский авиационный институт), МФТИ (Московский физико-технический институт) и другие вузы-партнеры Университета.
- Совместно с профессиональным сообществом мы будем формировать текущую и перспективную кадровую потребность отрасли БАС и отвечать на нее путем создания и апробации системы практико-ориентированной непрерывной подготовки специалистов. Пилотный проект определил порядок оперативной актуализации перечня профессий рабочих и должностей служащих и позволит нам быстро реагировать на изменения рынка труда в такой динамично развивающейся сфере как применение беспилотников, – рассказывает директор Центра компетенций по БАС Университета 2035 Дмитрий Кайсин.
Где программы?
У МАИ, например, уже существует четыре программы допобразования в «Центре БАС»: Обслуживание и эксплуатация беспилотных авиационных систем малого и среднего класса, оператор БПЛА, Управление беспилотным воздушным судном самолетного и мультироторного типов в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах, Программа профессиональной подготовки «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом».
Сейчас, по данным Mashnews, Университет опрашивает участников рынка БАС, чтобы понять, какие сотрудники и с какими именно знаниями и умениями им нужны .
- Университет 2035 не будет проводить обучение, разрабатывать образовательные программы и т.д. Он будет давать экспертную оценку образовательным программам, которые будут формировать ведущие вузы страны, среди которых, например, Российский университет транспорта. Университет 2035 формирует консолидированное отраслевое мнение с помощью экспертных сообществ, профильных ассоциаций и ведомств, - пояснил собеседник в НТИ.
Эксперты отмечают, что Россия, скорее всего, идет не совсем по тому пути: она пытается делать третий шаг, не сделав первый.
- В странах, где хотят развития беспилотии, а далеко ходить не надо, это тот же Казахстан, сначала даются определения, разрабатывается система, а у нас с 2015-го, если не ошибаюсь, ввели понятие внешнего пилота в части профессий, и на этом остановились. Сейчас уже обучать собираются, хотя юридически прописанных в законодательстве профессий БАС нет, - удивляется авиаконсультант, разработчик системы RunAvia, эксперт в
области беспилотной авиации Андрей Патраков.
Где учат обращаться с дронами в России
Российские власти озаботились дронификацией системы образования даже до запуска нацпроекта по беспилотникам, в частности, в школах стали открываться классы по управлению и программированию БЛА, а позже некоторых учителей стали отправлять на курсы повышения квалификации, чтобы они могли учить детей соответствующим программам.
Не обошлось, конечно, без эксцессов, например, в школьную программу, в рамках предмета ОБЖ, пытались внедрить «представления об общевойсковом бое», в том числе с применением БПЛА. Позже от этой идеи отказались.
Помимо школ и университетов кадровая работа разворачивается в различных «Точках кипения». Также существуют курсы, но в основном, для операторов, от частных организаций. Например, беспилотниками учит управлять «Геоскан». Есть узкопрофильные курсы, например, «Консорциум БАС» учит управлять агродронами.
Правительство в 2024-м году выделяет на обучение в беспилотной сфере 5,3 млрд рублей. А всего до 2030-го года предусмотрено минимум 57,7 млрд рублей на обучение. Причем сумма может увеличиться, так как национальный проект по БАС планируется дофинансировать.