21 ноября 2025 16:49
читать 9 минут

Ярославский завод хочет обанкротить петербургское КБ

Ярославский завод «Ремпутьмаш» (входит в группу «Синара — Транспортные машины») подал банкротный иск к петербургскому АО «ПКБ “Автоматика”».

На портале «Электронное правосудие» зарегистрировано шесть исков ярославского «Ремпутьмаша» к ПКБ «Автоматика»: пять в Арбитражном суде Ярославской области и один, банкротный, в петербургском арбитраже. 19 ноября суд отложил его рассмотрение на 2026 год, пишет «Деловой Петербург».

Общая сумма претензий завод к КБ составляет 220,8 млн рублей. Четыре спора выиграны, два пока не рассматривались по существу. Решение по одному из четырех дел в конце лета вступило в силу.

ПКБ «Автоматика» не смогло расплатиться с ярославским заводом за оказанные в прошлом году услуги по разгрузке и ремонту спецтехники, транспортировке, подбору персонала и его обучению. Такова фабула первого спора, решение о взыскании по которому 9 млн рублей вступило в силу.

Остальные иски в основном на гораздо большие суммы. За аренду движимого и недвижимого имущества, в том числе заводской столовой, ярославский «Ремпутьмаш» взыскал с ПКБ 71,9 млн рублей, за недоплаченную поставку оборудования — 2,9 млн и 28,1 млн. Эти три решения вынесены, но не вступили еще в законную силу, последнее из них опубликовано на сайте суда 12 ноября. В материалах дела не указано название оборудования. Ярославский вагоноремонтный завод специализируется на производстве железнодорожной техники и комплектующих для нее.

Еще два спора пока не рассматривались по существу, поэтому их содержание неизвестно. По ним ярославский завод пытается взыскать с «Автоматики» 100,9 млн рублей. В петербургском суде зарегистрирован банкротный иск с претензией на 8,3 млн.

В пресс–службе группы «Синара — Транспортные машины» заявили:

«В настоящее время ПКБ “Автоматика” имеет перед Ярославским вагоноремонтным заводом “Ремпутьмаш” задолженность в размере более 200 млн рублей и в течение уже длительного времени не предпринимает шагов по ее погашению. В соответствии с законодательством РФ в данном случае у кредитора есть право подачи в арбитражный суд иска о банкротстве должника, и Ярославский ВРЗ “Ремпутьмаш” подал соответствующее исковое заявление. Все действия предприятия реализуются в полном соответствии с действующим законодательством».

ПКБ «Автоматика» свою деятельность не афиширует. Из опубликованных судебных материалов видно, что в 2023 году компания приобрела у тихвинского завода «Техстроймаш» валоповоротное устройство, за которое не смогла расплатиться, а в 2020–2022 годах ремонтировала котлованную машину и плавающий гусеничный транспортер для Минобороны. Сведения о предметах других арбитражных споров за последние годы закрыты.

ПКБ «Автоматика» работает и для верфей, которые строят гражданские суда и военные корабли. Среди его контрагентов производитель судовых дизельных установок ПАО «Звезда» с дочерним АО «Звезда–Редуктор».

В 2025 году на портале «Электронное правосудие» зарегистрировано 34 спора с участием ПКБ «Автоматика», во всех бюро выступает в качестве ответчика. С актуализацией на конец 2024–го владельцем 49% акций компании СПАРК называет ПАО «Кировский завод». В феврале 2021 года «ДП» писал, что Кировский завод стал владельцем 100% акций ПКБ «Автоматика». На тот момент ПКБ занималось модернизацией военной техники, проектированием и производством оборудования для добычи нефти и газа и для газификации транспорта.

С конца января прошлого года «Автоматику» возглавляет Николай Бедняков, бывший топ–менеджер екатеринбургского АО «Уралтрансмаш», входящего в госкорпорацию «Ростех». «Уралтрансмаш» выпускает самоходные артиллерийские установки. В ПКБ «Автоматика» на предложение о комментариях не отреагировали.

Первый заместитель генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Лев Засыпко полагает, что для предприятия, работающего с гособоронзаказом, банкротный иск, по всей видимости, может стать «красным флагом».

«Это… событие, которое несет риски не только для самого предприятия, но и для обороноспособности страны. Основная борьба разворачивается не в арбитражном суде, а в кабинетах чиновников, от решений которых зависит судьба предприятия. Цель руководства — доказать стратегическую важность и не допустить распродажи активов и потери контроля. Необходимо немедленно уведомить государственного заказчика и предложить ему план по обеспечению непрерывности поставок, активно работать с кредитором — попытаться договориться “на пороге суда”, отозвать иск в обмен на частичную оплату, рассрочку, отступное. Я бы предложил обратиться за государственной поддержкой — это главный козырь. Но нужно аргументировать необходимость выделения бюджетных средств, гарантий или реструктуризации долгов в интересах национальной безопасности. И, конечно же, следует подготовиться к процедуре финансового оздоровления: представить суду и кредиторам убедительный план восстановления платежеспособности, основанный на портфеле госзаказов«, — говорит руководитель МКС.

По словам ведущего юрисконсульта военно–промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) Александры Бондаренко, банкротство предприятия, выполняющего гособоронзаказ, не является основанием для расторжения контрактов — они должны быть исполнены.

«Важность предприятий, исполняющих гособоронзаказ, определена на федеральном уровне, так как они имеют особую значимость для обороноспособности страны. Для предприятий, в том числе стратегических, в производствах по банкротству существует процедура финансового оздоровления. Она открывается по ходатайству учредителей и заинтересованных в исполнении гособоронзаказа государственных органов при условии предоставления обеспечения, которое не может быть меньше долгов предприятия. Но, по статистике, доля реабилитационных процедур по всем делам о банкротстве юрлиц не превышает нескольких процентов. Если восстановить платежеспособность предприятия не удастся, оно может быть признано банкротом и ликвидировано в общем порядке«, — рассуждает юрист КМЗ.

СПРАВКА

Непубличное акционерное общество «Проектно–конструкторское бюро “Автоматика”» зарегистрировано в Петербурге в декабре 1995 года. Уставный капитал компании — 150 тыс. рублей, основной вид деятельности — «научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие». По данным СПАРК с актуализацией на конец 2024 года, 49% акций ПКБ принадлежат ПАО «Кировский завод», сведения об остальных акционерах не публикуются.

Непубличное акционерное общество «Ярославский вагоноремонтный завод “Ремпутьмаш”» зарегистрировано в 2005 году в Ярославле. Завод входит в Группу РПМ («Ремпутьмаш»), которая производит путевые машины и вспомогательный железнодорожный подвижной состав. В декабре 2018 года Группа РПМ вошла в состав холдинга «Синара — Транспортные машины». Выручка ярославского завода за 2024 год составила 1,4 млрд рублей.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!