22 марта 2024 16:38
читать 7 минут

Я прошу для «Ясеня». Минпромторг ищет замену импортных деталей для атомных подводных лодок

Минпромторг срочно ищет подрядчиков на опытно-конструкторские работы на детали для вспомогательных систем электродвижения для подлодок проекта «Ясень-М», а также на автоматические выключатели для других корабельных систем. Они должны заменить иностранные решения. Эксперты отмечают, что, вероятно, у отечественных конструкторских бюро уже есть наработки, но на испытания может уйти много времени.

Минпромторг ищет разработчиков

Министерство промышленности и торговли РФ объявило два тендера на закупку деталей для судостроения. Общая сумма двух контрактов – 581 млн рублей. Заявки принимаются до 8 апреля.

Из первой закупки видно, что подлодкам проекта 885М (атомные подлодки четвертого поколения Ясень-М) необходимы детали для вспомогательной системы электродвижения (ВСЭД).  Сумма контракта – 286 млн рублей.

Как пишет министерство в описании объекта закупки, вспомогательная система была изготовлена в рамках выполнения опытно-конструкторских работ «Бальзам-7» (о «Бальзаме» нет информации в открытом доступе). Когда их выполняли, а это делало, петербургское СПМБМ «Малахит» (КБ выступает разработчиком подлодок «Ясень-М»), некоторых деталей отечественного производства не хватало - поставили импортные. Речь об узлах статического преобразователя с микропроцессорной системой управления и щите электродвижения с блоком коммутации. 

Сейчас эти иностранные детали надо заменить российскими. «Возможность поставки большинства комплектующих иностранного производства для изготовления ВСЭД на сегодняшний день затруднено или практически невозможно. Осуществлять последующие серийные поставки и ремонт ВСЭД без комплектующих иностранного производства не представляется возможным», - объясняет Минпромторг. 

От потенциальных поставщиков ведомство ждет «модификации ВСЭД в виде нового исполнения». Проще говоря, нужно сделать новую систему, заменив в ней иностранные детали на отечественные. «Модификации» не подлежат гребной электродвигатель и трансформаторы с вращающимся полем. Напротив подлежат изменениям - микропроцессорная система, система вторичного электропитания, пульт местного управления и силовой блок (все эти элементы относятся к преобразователю частоты).

Также от разработчиков ждут модификации устройства контроля сопротивления изоляции Омега-М, секции щита электродвижения (это относится к щиту и блоку коммутации).

Внедрить новые ВСЭД хотят в 2028-м году.

Из второй закупки на 295 млн рублей следует, что необходимо модернизировать автоматические выключатели (обеспечивают защиту от перегрузок, короткого замыкания и других аварийных ситуаций). Сейчас на российских кораблях стоят выключатели  зарубежных компаний - Schneider Electric (Франция) и ABB (Швеция-Швейцария). Созданные Россией выключатели ВА16М «в силу особенностей комплектации и технических характеристик», как пишет Минпромторг, не могут их заменить.

Выключатели нужны для корабельных ПВО, энергосистем, атомных и неатомных подводных лодок. Минпромторг хочет, чтобы потенциальный подрядчик модернизировал ВА16М.

Среди прочего, ожидается, что с помощью новых выключателей получится продлить срок службы (до 30 лет) электронного регулятора уровня  и повысить его надежность (чтобы он работал в диапазоне температур от -50 до +60 по Цельсию). 

 

Планы на лодки

В составе ВМФ России служат четыре подлодки 885-го проекта. Три из них, «Казань» (Северный флот), «Новосибирск» (Тихоокеанский флот) и «Красноярск» (передан Тихоокеанскому флоту в 2023-м году) относятся к улучшенным 885 - 885М.

Самая первая подлодка – «Северодвинск» (без буквы «М» в названии проекта) - служит на Северном флоте. 

Официально объявлено, что на флот поставят еще шесть атомных подлодок проекта 885-М. Одна из них, «Архангельск» уже «достраивается на плаву и готовится к швартовым испытаниям». Закончить испытания по ней должны в 2024-м году. Также в 2024-м планируется сдать АПЛ «Ульяновск».

В 2025-м должна появиться «Пермь», а до 2027-го «Воронеж» и «Владивосток». Еще одна подлодка «Братск» только готовится к закладке. 

Судя по закупкам Минпромторга, отечественные вспомогательные системы электродвижения необходимы для пяти из них. «Архангельск», вероятно, говорят эксперты, указывая, что он уже на плаву, ими укомплектован.


Решения есть, но нужно, чтобы все было идеально

Разработки узлов, которые заказывает Минпромторг, уже существуют, но, возможно, только на бумаге, рассказал Mashnews офицер ВМФ в отставке, сотрудник двух оборонно-промышленных предприятий, связанных с кораблестроением.

«Наши разработчики в КБ имеют целые управления, целые отделы, которые работают с этими вещами (о которых говорит Минпромторг, - прим. ред.) уже не первый год. Но, например, микропроцессорами у нас занимаются единицы. Появились  компании, которые выскочили как прыщ, сказали «могу-могу-могу», а все это «могу» на самом деле закупалось через третьи страны», - говорит он. 

Источник Mashnews, сотрудник военного представительства на одном из заводов на Северо-Западе России говорит, что у подлодок действительно могут быть проблемы, и Минпромторг «поздно спохватился». 

«Я напомню, что у нас существует такая процедура как военная приемка. Все, что с ней связано, - долго, дорого и должно быть сделано идеально. Военные представители стоят на страже того, чтобы был проведен полный комплекс всех испытаний, а такие испытания, как правило, стоят дороже, чем все разработки. Тут разработчики могут упереться в финансовую составляющую. Хотя, на мой взгляд, это важный для государства вопрос и такие случаи как ВСЭД для «Ясень-М» не должны простаивать. К тому же и по времени это очень долгий процесс. Какие-то решения, может, сейчас и есть, но не все, что «сделано в гараже» можно применить в интересах государства», - говорит собеседник. 

Минпромторг, АО «Севмаш» и КБ «Малахит» уклонились от ответов на запросы Mashnews.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент