25 июля 2025 12:12
читать 7 минут

Wärtsilä должна вернуть Невскому судостроительно–судоремонтному заводу неотработанный аванс

Невский судостроительно–судоремонтный завод выиграл спор с финляндской Wärtsilä по контракту о поставке судовых двигателей для сухогрузов стоимостью 2,3 млн евро.

Решение о взыскании с Wärtsilä Finland Oy 649 тыс. евро за неотработанный аванс опубликовано 16 июля. Всего «дочки» финляндской корпорации Wärtsilä задолжали верфям в Петербурге и Ленобласти 25,4 млн евро, пишет «Деловой Петербург».


Wärtsilä Finland Oy должна вернуть Невскому ССЗ 618 тыс. евро. Это неотработанный аванс за дизель–генераторы для четырех сухогрузов проекта RSD59, которые Невский ССЗ строит для компании «Пола Райз» по заказу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).

Контракт на поставку дизель–генераторов на 2,3 млн евро Wärtsilä Finland Oy и Невский ССЗ подписали в апреле 2017 года. 618 тыс евро, ставшие предметом спора, — суммарный неотработанный аванс, размер которого соответствует стоимости поставки оборудования для последнего из четырех судов, обозначенного в документах как «заказ 595».

Представители финляндской компании добивались переноса рассмотрения спора в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма — это место рассмотрения споров указано в одном из пунктов контракта. Но судья удовлетворять это ходатайство отказался, ссылаясь на федеральный закон 171–ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введенными иностранным государством…».

«Введение в отношении Российской Федерации ограничительных мер санкционного характера со стороны ряда иностранных государств, в том числе членов Европейского союза (Швеция)… напрямую препятствует в доступе к правосудию ее резидентов», — сказано в опубликованном 16 июля решении.

В декабре 2024 года Невский ССЗ выиграл спор у другой «дочки» финляндского судостроительного концерна — Wärtsilä Solutions Oy. Петербургский арбитраж взыскал с нее 4,1 млн евро — это тоже неотработанный аванс за поставку судовых комплектов главных дизель–генераторов, пропульсивного комплекса и системы электродвижения с сопутствующим вспомогательным оборудованием, контракт на который стороны подписали в августе 2021 года.

В том споре представители Wärtsilä добивались перенесения его рассмотрения в Женеву и продолжают отстаивать свою позицию до сих пор. Решение вступило в законную силу, но в конце лета будет рассматриваться в кассационном суде.

Невский ССЗ стал четвертой крупной верфью из Петербурга и Ленинградской области, выигравшей спор с финляндской Wärtsilä из–за отказа последней исполнять свои обязательства в связи с введением международных санкций.

В мае 2023 года Балтийский завод взыскал с Wärtsilä Solutions Oy 5,1 млн евро, а в июле 2024–го — 7,6 млн евро с Wärtsilä Oyj Abp. Оба спора связаны с поставками оборудования для ледоколов проекта 22220, которые Балтийский завод строит для ФГУП «Атомфлот».

В сентябре 2023 года 4,8 млн евро взыскали с Wärtsilä Solutions Oy петербургские Адмиралтейские верфи. Это неотработанные авансы за оборудование для двух рыболовных траулеров проекта ST–192.

В июне 2023 года 3,8 млн евро взыскал с Wärtsilä Solutions Oy судостроительный завод «Северная верфь». Это снова неотработанный аванс за пропульсивное и вспомогательное оборудование, которое Wärtsilä Solutions Oy должна была поставить для четырех траулеров–процессоров проекта 170701.

Из портала «Электронное правосудие» видно, что претензии к дочерним предприятиям  финляндской Wärtsilä предъявили шесть российских верфей, из которых четыре петербургские. Во всех случаях представители Wärtsilä отстаивают свои права до последнего, доводя все споры до Верховного суда. Общая сумма судебных проигрышей финляндской Wärtsilä верфям из нашего региона составляет сегодня 25,4 млн евро.

Руководитель дизельного дивизиона военно–промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ, входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию) Михаил Даниленко полагает, что судиться с европейскими компаниями из–за неотработанных авансов имеет смысл лишь для налоговой отчетности.

«По моему мнению, взыскивать в арбитражах неотработанные авансы с ушедших из России европейских компаний имеет смысл только с целью показать российской налоговой службе формальную попытку вернуть авансы и исключить подозрения в нарушении валютного контроля в части вывода средств. А еще выигрыши в таких спорах дают основания для снижения неустойки и штрафов в случае встречных требований от заказчиков соответствующего оборудования в России. Получается подтвержденный судом форс–мажор», — говорит руководитель КМЗ.

Первый заместитель генерального директора ООО «Морские комплексные системы» (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Лев Засыпко считает, что подавать иск к европейской компании в российский арбитраж имеет сейчас лишь формальный и тактический смысл для фиксации права требования.

«Безусловно, реальные шансы принудительно взыскать неотработанный аванс с европейского поставщика в ближайшей перспективе крайне малы из–за санкций и отсутствия механизмов исполнения решений российских судов в Евросоюзе. На мой взгляд, в текущей обстановке решение об обращении в российский арбитраж с претензиями к европейскому должнику должно приниматься после детального анализа конкретной ситуации применительно именно к данному должнику. Тут важно понимание наличия у него активов в России и соотношения затрат на ведение судебного спора к потенциальной выгоде от победы в нем», — говорит руководитель МКС.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!