25 октября 2024 17:33
читать 17 минут

«Выживут не все». Как отреагировал бизнес на рост ключевой ставки до 21%

Центробанк повысил ключевую ставку до 21% годовых, чтобы снизить инфляцию. Опрошенные Mashnews эксперты опасаются, что цены, наоборот, вырастут.

Не последнее повышение

Совет директоров Банка России 25 октября принял решение повысить ключевую ставку на 200 б.п., до 21% годовых.

В ЦБ объяснили рост ключевой ставки несколькими факторами, кроме инфляции это дефицит трудовых ресурсов, общий перегрев экономики.

«Рост внутреннего спроса значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг», - говорится в заявлении регулятора и отмечается, что проинфляционные эффекты имеют дополнительные бюджетные расходы и расширение дефицита федерального бюджета.

Также в ЦБ заявили, что требуется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, и если прогноз регулятора окажется верным, то проводимая денежно-кредитная политика позволит в 2025 году снизить инфляцию до 4,5%-5%, а в 2026 году опустить ее до 4%.

Повышение ключевой ставки, судя по всему, не последнее. «Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании», - говорится в релизе ЦБ, а в опубликованном среднесрочном прогнозе Банка России относительно параметров инфляции ключевая ставка к концу 2024 года указана на уровне 21,3%.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая на пресс-конференции по итогам заседания Совета директоров, допустила, что в декабре 2024 года ключевая ставка вырастет до 23%.

Одна из целей принятого решения — сместить вектор интересов граждан с покупки товаров в кредит на откладывание средств на депозит, отметила глава ЦБ.

При этом Эльвира Набиуллина признала, что при декларируемой инфляции 8% рост цен по некоторым отраслям составил 30%.

«Но это не значит, что ключевая ставка не работает, если бы ее не было, рост цен был бы еще выше», - отметила Эльвира Набиуллина. Глава ЦБ заявила, что в условиях перегретой экономики и сильном дефиците кадров и оборудования даже дешевые кредиты не помогут предприятиям повысить производительность труда, но затраты в фонд заработной платы, закупку сырья и оборудования только возрастут.

В принципе, опыт ключевой ставки в 20% у ЦБ уже был. В феврале 2022 года ставку подняли до рекордного уровня, а с апреля 2022 года ее начали снижать и к сентябрю 2022 года она опустилась до 7,5%. Но сейчас, по утверждению регулятора, ситуация другая. Если в 2022 году резкий рост ключевой ставки был направлен на то, чтобы предотвратить вывод средств из страны и в принципе сохранить устойчивость экономики, то нынешнее решение — это ответ на перегрев экономики.

В условиях высокой ставки граждане и бизнес живут уже давно. В декабре 2023 года ставка была поднята до 16%, в июле 2024 года достигла 18%. Исходя из ключевой ставки ЦБ формируются кредитные и депозитные ставки - как для частных лиц, так и для бизнеса и держать высокую ставку регулятор намерен до 2027 года.

 

В кредитном колесе

«Действие регулятора вполне объяснимы: таким образом ЦБ стремится снизить инфляцию и укрепить национальную валюту. Это, безусловно, необходимое условие для поддержки экономики

В тоже время, мы должны помнить, что не менее важной стратегической задачей является развитие промышленности, разработка новых технологий и создание производств», - сказал Mashnews Валерий Калугин, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге.

При этом омбудсмен отметил, что в условиях высоких кредитных ставок эту задачу выполнить сложно, так как лишь очень небольшой процент предпринимателей имеют возможность вкладывать незаемные деньги в свои производства.

«Нужно искать иные способы компенсировать расходы предприятиям, чтобы стимулировать модернизацию промышленности, внедрение новых технологий, научно-технических инноваций. Общепризнанно, что все это важные драйверы экономического роста в будущем. Поэтому я убежден, что государству необходимо «вливать» бюджетные средства в наиболее перспективные отрасли промышленности, вводить дополнительные налоговые преференции и другие меры поддержки. Только добившись динамичного роста промышленного производства возможно достичь технологического суверенитета», - констатировал Валерий Калугин.

«Предприятиям необходимы кредиты, чтобы развиваться, то есть собственной прибыли для расширения производства может просто не хватить. Также кредиты требуются всем отраслям с длительным циклом производства. Поэтому увеличение стоимости заемных средств после роста ключевой ставки негативно скажется на положении большинства промышленных предприятий», - дал прогноз Mashnews доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета Дмитрий Жилюк.

Обойтись совсем без кредитов, чтобы дождаться смены политики ЦБ на более мягкую, по словам эксперта, предприятиям будет сложно, во-первых, потому что высокая ставка может продержаться ближайшие два года, во-вторых, компании ведут свою деятельность не в вакууме, а контрагенты, столкнувшись с ростом затрат, вложат их в конечную цену своей продукции. «Получается парадокс, когда ключевая ставка вводится для борьбы с инфляцией, но дорогие кредиты вынуждают предприятия повышать цены», - констатировал Дмитрий Жилюк.

«Существующая сейчас ключевая ставка полностью убивает все несырьевое производство и при этом никак не сказывается на уровне инфляции, с которой ЦБ так усердно борется...На мой взгляд, действия ЦБ РФ сталкивают нас в стагфляцию. А в условиях беспрецедентных санкций, которых на Россию наложено более 23 тысяч, подрывают и экономику страны, основой которой промышленный сектор является», - заявил Mashnews эксперт Московского экономического форума, кандидат экономических наук Алексей Лапушкин.

Владимир Гамза, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, в беседе с Mashnews назвал три негативных фактора, с которым рискуют столкнуться предприятия на фоне роста ключевой ставки ЦБ.

«Первое – это сдерживает рост инвестиций в основной капитал. Вторая проблема заключается в том, что высокой ставкой ЦБ РФ подсказывает, какую политику проводить. Соответственно, производители повышают цены на свою продукцию, чтобы она соответствовала инфляции и не снижала реальную стоимость.  И третья большая проблема – это когда ключевая ставка в два раза больше, чем инфляция, и выгоднее не инвестировать, а положить деньги на банковский вклад и получить доход в два раза больше инфляции», - отметил Владимир Гамза.

 

Настроение печальное

«Сегодня кредит, необходимый для развития дела, можно получить по ставке от 20% до 25%. Естественно, что после повышения ключевой ставки ЦБ банки будут вынуждены увеличить и собственные ставки. Здесь появляется логичный вопрос: кто будет брать кредит, допустим, под 30%?», - задал риторический вопрос в беседе с Mashnews генеральный директор ООО «Ниена Принт» Евгений Бакланов.

По словам предпринимателя, больше всего рост ключевой ставки затронет малый и средний бизнес. «Например, большинство производственных предприятий стандартно брали оборудование в кредит по ставке 7%-10%. Сейчас же настроение весьма печальное, на самом деле. Несмотря на то, что в принципе, производства сейчас практически все загружены, но есть ощущение какого-то воздушного пузыря, который может лопнуть непонятно в какой момент», - сообщил Евгений Бакланов.

«Когда ставка уже на уровне 19%, повышение на 1%-2% уже ничего принципиально не меняет. Банки уже предлагают кредиты на оборотку по 30%, при хорошей кредитной истории и залогах недвижимости - под 25%. В промышленности практически не бывает проектов, которые бы окупались при такой ставке кредитования», - рассказал Mashnews председатель совета Машиностроительного кластера Чувашии Григорий Болотин.

Эксперт охарактеризовал гражданскую часть промышленности как стагнирующую и подчеркнул, что в нынешних условиях кредиты стараются получить в двух случаях — если есть острая необходимость получить оборотные средства или оформить льготный кредит.

«Если у компании заканчивается кредит на оборотку, то для сохранения объема бизнеса она вынуждена брать новый - уже по новой ставке. А любые длинные капиталоемкие проекты экономически целесообразны только в рамках льготного финансирования - например, программ Фонда развития промышленности (ФРП). Но и многие льготные проекты имеют ставку, привязанную к ключевой ставке, и в итоге заемщику приходится платить 15% годовых. На фоне повышения всех компонент себестоимости это оказывает колоссальное давление на маржинальность. Можно предположить, что в таких условиях не все компании, особенно малые, переживут 2025 год», - дал свой прогноз Григорий Болотин.

 

Лимиты выбраны

«Если бы льготные кредиты давали, мы бы их с удовольствием брали и рефинансировали тем самым дорогие деньги. Но льготных кредитов нет, все лимиты закончены. Если будут, то только в следующем году, на каких условиях - никто не знает», - рассказал Mashnews управляющий директор УК People&People Вячеслав Алексейцев.

Собеседник редакции выразил мнение, что жесткая политика ЦБ в нынешней ситуации «притормозит инфляцию, но и экономику в целом тоже. Пойдут банкротства, закрытие компаний, дефолты по облигациям».

«Прежде всего мы намерены гасить действующие кредиты, так как тянуть огромные долги не хочется в таких условиях, поэтому берем курс на понижение кредитной нагрузки и погашение долгов», - рассказал Вячеслав Алексейцев о планах компании.

Некоторые участники рынка в нынешних условиях в принципе отказались от кредитов.

«Мы не рассматривали возможности кредитования даже при более низких ставках, не использовали льготные кредиты и специальные (не рыночные) источники финансирования. Поэтому и сейчас продолжим развивать бизнес», - рассказал Mashnews заместитель председателя правления, операционный директор компании «Макромер» Руслан Филатов.

 

В зоне риска - контрагенты

«Последствия [от повышения ключевой ставки ЦБ] для крупных предприятий не будут настолько критичными, к тому же крупные промышленные предприятия сейчас имеют возможность получить льготное финансирование по различным государственным программам», - сообщила Mashnews финансовый директор военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Мария Милющенко.

По словам Марии Милющенко, КМЗ, как и другие крупные предприятия, участвующие в выполнении государственного оборонного заказа, может претендовать на льготные кредиты и периодически пользуется этим инструментом. Условия по ряду льготных программ привязаны к ключевой ставке ЦБ, поэтому стоимость таких кредитов увеличится.

Но, говорит Мария Милющенко, кредитные условия для крупных компаний — это не главный риск.

«Очевидно, что для крупных компаний, особенно тех, что выступают головными исполнителями по ключевым проектам, кредитная доступность будет больше. Да, вырастет конкуренция, станут жестче проверки платежеспособности со стороны банков, предоставляющих гарантии. Но крупная компания сможет эти условия выполнить и получить кредит. Однако малые и средние промышленные предприятия могут столкнуться с тем, что льготные кредиты им станут недоступны, а рыночные ставки окажутся запредельными», - отметила Мария Милющенко.

В долгосрочной перспективе, по оценкам эксперта, такая ситуация может привести к тому, что в зоне господдержки окажутся лишь стратегические промышленные проекты и в этом есть серьезные риски для потребительского рынка.

«Как обычно при повышении ставки в первую очередь идет период удивления, даже иногда паники, но стоит обозначить важный момент: на время реализации долгосрочных инвестпроектов на промышленных предприятиях важен не текущий уровень ставки, а ее средняя производная на весь период реализации проекта. В итоговом варианте, когда не будет необходимости сдерживать инфляцию и ставка вернется к своему обычному показателю для долгосрочных инвестпроектов, значение ставки останется умеренной», - выразил в беседе с Mashnews  надежду Александр Табаков, СЕО ГК «ТМГ», Первое промышленное и PR&GR агентство.

По мнению эксперта, предприятия не будут глобально замораживать крупные программы развития или расширения производств, но могут отложить техническое обновление или локальные мероприятия. В нынешних условиях крупный бизнес, говорит Александр Табаков, может сфокусироваться на госпрограммах поддержки промышленности и льготных кредитах, это позволит компаниям реализовывать свои стратегии развития, а оптимизация расходов в первую очередь может коснуться затрат на маркетинг, корпоративные мероприятия и отказ от запланированной индексации затрат.

«Инфляцию останавливают на уровне физлиц, а не крупных предприятий», - подчеркнул эксперт, главным риском для этой схемы он назвал рост цен в сегменте малого и среднего предпринимательства, который может закрутить спираль инфляции на новом уровне.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!