Выпуск машин Xcite на «Автозаводе Санкт-Петербург» сократят почти в 3 раза
Производственный план предприятия на 2025 г. предполагает сборку чуть более 6500 автомобилей. Это в 2,5 раза меньше по сравнению с фактическим объемом производства предприятия за 2024 года.

Сборочная линия Xcite. Фото: журнал «Движок».
Сейчас на заводе собирают кроссоверы марки Xcite. Всего в прошлом году было выпущено около 16 500 штук. Для сравнения: изначальный план предполагал объем в 25 000 автомобилей. Позднее прогноз производства был скорректирован до 20 000 машин, но и этих показателей достичь не удалось, пишет издание «Ведомости». Его источник в Смольном подтвердил сокращение производственного плана автозавода на текущий год. Он не исключил, что предприятие ищет возможность загрузить конвейер, запустив новый продукт. Представитель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга от комментариев отказался. Представитель Минпромторга России переадресовал вопросы «Ведомостей» представителям завода, там от комментариев отказались.
«Автозавод Санкт-Петербург» – бывшая производственная площадка японского концерна Nissan в России, которая после его ухода перешла сначала к госинституту ФГУП «НАМИ», а затем в собственность «АвтоВАЗа». Последний пытался наладить на этом заводе, получившем название «Лада Санкт-Петербург», производство китайского кроссовера FAW Bestune T77 под маркой Lada X-Cross 5, но сделать это так и не удалось.

Сборочная линия Xcite. Фото: журнал «Движок».
В итоге отечественный автопроизводитель отказался от этого актива и вернул его государству. Какой именно госструктуре были переданы акции завода, не уточнялось.
5534 автомобиля марки Xcite было продано в России в 2024 г., следует из данных «Автостат-инфо» на основе регистраций транспортных средств.
Данные о собственниках в системе «СПАРК-Интерфакса» отсутствуют. Источники РБК предполагали, что актив был возвращен НАМИ. После этого предприятие во второй раз сменило название на «Автозавод Санкт-Петербург» и стало готовиться к выпуску автомобиля под собственным брендом.
На этот раз «донором» для него стали популярные у россиян кроссоверы китайской марки Chery – Tiggo 7 Pro и Tiggo 8 Pro Max. Крупноузловая сборка этих машин под маркой Xcite X-Cross 7 и X-Cross 8 стартовала на площадке в Петербурге весной и осенью прошлого года соответственно.
При этом автомобили Chery с лета прошлого года также выпускаются на бывшем заводе Volkswagen в Калуге, который теперь принадлежит компании АГР. На этом предприятии ведется сборка кроссоверов Tiggo 4 Pro и Tiggo 7 Pro Max (более современная модификация модели Tiggo 7 Pro) под оригинальным наименованием. АГР 12 февраля этого года представила новый бренд Tenet, под которым, судя по фотографии в анонсе его выхода на рынок, покупателям будет предложена последняя версия Chery Tiggo 7 – с приставкой Plus.
Всего в 2024 г. было продано 5534 кроссовера марки Xcite, следует из данных «Автостат-инфо» на основе регистраций транспортных средств. Реализация этих машин ведется в салонах Lada, где для бренда Xcite выделяют отдельное пространство в шоурумах.
Фото: журнал «Движок».
Склады по Xcite «забиты», говорит топ-менеджер крупной дилерской сети на северо-западе России. По его данным, в Санкт-Петербурге эту модель продают 13 дилерских центров и на всех приходится около 30–40 реализованных машин в месяц.
Модель X-Cross 7 продается по 3–5 авто в месяц в каждом салоне, X-Cross 8 – и того меньше, говорит владелец федеральной дилерской сети Lada и Xcite. По его словам, большое количество этих машин остается на складах завода, что могло мотивировать менеджмент сократить производственный план на 2025 г.
Площадка готовой продукции «Автозавода Санкт-Петербург», вмещающая в себя 10 000 машин, целиком заполнена, писал Telegram-канал «Русский автомобиль» в начале февраля. По данным канала, сейчас на заводе начинается вторая фаза модернизации, после которой в середине 2026 г. может быть запущено производство новых машин «АвтоВАЗа». Представитель компании сказал «Ведомостям», что «не комментирует слухи», и напомнил, что «АвтоВАЗ» никак не связан с заводом в Петербурге.
С государственной точки зрения этот проект назвать полностью провальным нельзя, говорит источник «Ведомостей» в правительстве Санкт-Петербурга. Он отмечает, что после ухода Nissan удалось сохранить предприятие и коллектив. Кроме того, Xcite «хотя бы доехал до дилеров», добавляет собеседник.
Одной из стратегий развития бренда Xcite было привлечение покупателей Lada, потому что у «АвтоВАЗа» пока нет своих кроссоверов, говорит автоэксперт Денис Гаврилов. Например, клиент приходит в салон за Lada Vesta в топовой комплектации, но, доплатив чуть больше 500 000 руб., уезжает на новом Xcite, рассуждает он. По словам эксперта, есть отдельные примеры, когда в салонах сдавали в зачет сделки городской кроссовер Lada X-Ray, а брали новый Xcite. Но основная аудитория Lada – это все-таки не покупатели Xcite, так как разница в цене между автомобилями двух брендов (особенно по самой ходовой модели Lada Granta) достаточно заметная, отмечает Гаврилов.
Стоимость модели X-Cross 7 варьируется в диапазоне 2,4–2,7 млн руб. без учета спецпредложений, следует из данных на сайте auto.ru. Кроссовер X-Cross 8 стоит 3–3,4 млн руб. Для сравнения: цены на Lada Granta начинаются от 750 000 руб.
Похоже, что проект Xcite сам по себе сходит на нет, говорит директор группы по обслуживанию предприятий автопрома компании ДРТ Александр Васильев. Спроса нет, так как бренд «не понятен покупателям» и для его поддержки нужен сильный маркетинг, отмечает он. Учитывая планы Chery по локализации на других площадках в России, со сбытом машинокомплектов, по его мнению, проблем быть не должно.