Выплавка стали в январе – октябре 2024 года сильнее всего упала у ММК, ПМХ и «Северстали»
ММК сократила производство на 12%, Промышленно-металлургический холдинг на 18%, «Северсталь» на 8% год к году.
Металлургический завод «Тула-Сталь». Иллюстративное фото: Промышленно-металлургический холдинг.
Объем выпуска этих компаний за отчетный период составил 9,4 млн т, 3,2 млн т и 8,5 млн т., следует из данных информационно-аналитической компании «Корпорация «Чермет», на которые ссылается издание «Ведомости».
Группа НЛМК, являющаяся крупнейшим в стране производителем стали, снизила выпуск по итогам 10 месяцев на 4,7% до 11,3 млн т. В октябре снижение выпуска в годовом выражении составило у «Северстали» 12,8%, у ММК – 27% и у НЛМК – 16,1%. Они произвели 846 600, 782 000 и 1,06 млн т соответственно.
Выпуск в январе-октябре также снизили «Евраз» (-5,7%), «Мечел» (-4,6%), ТМК (-6,2%), «Новосталь-М» (-7,8%). «Металлоинвест» сохранил выпуск практически на прошлогоднем уровне. Единственный металлургический холдинг, нарастивший с начала года выпуск, – «Уральская сталь». Компания за 10 месяцев произвела 1,33 млн т (+3,6%).
В целом в России выплавка стали упала в январе – октябре на 7% к тому же периоду прошлого года до 59,1 млн т, в октябре – на 15% до 5,56 млн т, следует из данных «Чермета».
Представитель «Северстали» в качестве основных причин снижения показателей в отрасли называет охлаждение спроса на внутреннем рынке, рост налоговой нагрузки (с 1 января НДПИ на железную руду увеличится до 6,7%), введение акцизов на жидкую сталь. Кроме того, серьезным вызовом для развития экономики, промышленности, реализации национальных проектов является текущая ключевая ставка, добавляет он. В других крупных компаниях оперативный комментарий не предоставили. «Ведомости» также направили запрос в Минпромторг.
Сталеплавильное производство. Иллюстративное фото: ММК.
Сталелитейная промышленность РФ продолжает преодолевать последствия западных санкций, введенных в 2022 г. после начала СВО на Украине, – они фактически закрыли рынок Евросоюза для поставок ключевой номенклатуры (проката, арматуры, труб). На поставку полуфабрикатов были введены квоты. Только по итогам 2022 г., как следует из данных Росстата, выпуск стали в России снизился на 7,2% в сравнении с 2021 г. до 71,2 млн т. В 2023 г. фиксировалось восстановление на 6%.
При этом выпуск стали падает не только в России. По данным Всемирной ассоциации стали (WSA), мировой рынок также демонстрирует негативный тренд. В январе – октябре падение составило 1,6% год к году до 1,55 млрд т стали.
Усугубляет ситуацию в секторе черной металлургии также снижение потребления внутри России. По прогнозам «Северстали», потребление металла в стране по итогам этого года сократится на 5,7% в сравнении с 2023 г. и составит 43,7 млн т.
Основная причина – высокая ключевая ставка ЦБ (составляет 21% с перспективой повышения до 23%), ограничивающая доступ к финансированию, а также давление на спрос из-за переноса сроков инфраструктурных и строительных проектов, говорилось в ноябрьском обзоре компании.
Спрос на металлопродукцию, согласно данным «Северстали», растет в стране только в секторе машиностроения – по итогам III квартала он достиг 1,2 млн т (+2,3% год к году). О рисках стагнации потребления стали в октябре также предупреждала российская ассоциация «Русская сталь», объединяющая крупнейших производителей в секторе черной металлургии.
На заседании комитета Совета Федерации по экономической политике 19 ноября министр промышленности и торговли Антон Алиханов прогнозировал, что выпуск стали в этом году снизится на 4% год к году до 73 млн т. Среди основных рисков он назвал замедление темпов строительства и рост ставок по ипотеке. Хотя в марте Минпромторг прогнозировал рост производства стали на 1,3%.
Спрос в строительном секторе, ключевом для рынка стали, сокращается из-за высоких процентных ставок, которые оказывают негативное влияние как на девелоперов, так и на рынке ипотечных кредитов, указывает директор отраслевого агентства Metals & Mining Intelligence (MMI) Илья Коломеец. Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев напоминает, что доступность ипотеки также снижается из-за сворачивания льготной программы со второго полугодия 2024 г.
Негативная динамика спроса на металлопродукцию наблюдается также в нефтегазовом секторе, говорит Коломеец. Рост потребления стали в машиностроении не позволяет компенсировать падение спроса в других секторах, констатирует аналитик. На рынок также давит высокая ключевая ставка – негативное влияние этого фактора усилилось во втором полугодии, добавляет он.
Коломеец, а также руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов отмечают снижение маржинальности экспорта стальной продукции на фоне введения экспортных пошлин, снижения мировых цен и проблем с логистикой.
В результате у металлотрейдеров, по словам Красноженова, на внутреннем рынке скопились значительные объемы металла. Дополнительными факторами, негативно влияющими на загрузку сталеплавильных мощностей, являются рост экспорта стали из Казахстана и Китая и приближение зимнего сезона, когда происходит замедление в строительном секторе, отмечает эксперт.
Крупнейшие производители стали из-за «меньшей гибкости» сильнее подвержены влиянию негативных факторов, считает Коломеец. Поэтому на их показателях, по его мнению, они отражаются более явно. Аналитик ИК «Велес капитал» Василий Данилов также отмечает, что в периоды спада спроса сталевары «традиционно инициируют ремонты в доменно-конверторном производстве».
В ближайшие месяцы негативный тренд в металлургии сохранится, говорят эксперты. Пучкарев напоминает о рисках нового повышения ключевой ставки Банка России в декабре – с нынешнего 21% до 23%.
По оценке MMI, по итогам 2024 г. производство стали в России составит 70–72 млн т. В 2025 г. выпуск стали может снизиться еще на 2–4%, прогнозирует Коломеец. По оценке ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, производство стали в стране в этом году составит 69–71,5 млн т.-