28 июня 2024 17:22
читать 11 минут

Выборгская лесопромышленная корпорация выставлена на торги за 150 млн рублей

На торги выставлено 90% доли в Выборгской лесопромышленной корпорации, одного из крупнейших лесоперерабатывающих предприятий СЗФО. Стартовая цена лота - 150 млн рублей. Пять лет назад компанию пытались продать  за 4,28 млрд рублей, тогда эту цену эксперты посчитали заниженной вдвое. Какие перспективы открываются перед потенциальными инвесторами, выяснял Mashnews.

Игра на понижение

Как следует из объявления, опубликованного в системе «ГИС Торги» 20 июня,  аукцион по продаже 90% доли в уставном капитале ООО «Выборгская лесопромышленная корпорация» запланирован на 26 июля. Торги инициированы судебными приставами по поручению Росимущества.

В ноябре 2023 года Выборгская лесопромышленная корпорация (ВЛК) признана банкротом, тем не менее, предприятие продолжает функционировать.

По итогам 2023 года выручка ВЛК составила 1,8 млрд рублей, правда, убытки достигли 3 млрд рублей. Сейчас на предприятии работают больше 600 человек.

В 2019 году, когда компанию пытались выставить на торги за 4,28 млрд рублей, ситуация была  иной. В 2015 году Банк «Таврический» оценивал имущество ВЛК в 9,2 млрд рублей. Правда, уже тогда ВЛК работала в минус, например, по итогам 2018 года убыток составил 3,2 млрд рублей, в 2019 году — 4,1 млрд.

«Продажу контролирующей доли в компании нужно всегда воспринимать в комплексе с объемом долговой нагрузки должника, а также перспектив, источников и сроков ее погашения. Покупка доли в отрыве от данных факторов сопоставима с покупкой «кота в мешке». Если говорить о результатах последней инвентаризации, цена активов - 13,9 млрд рублей при долговой нагрузке в 17 млрд рублей, а если о данных из решения суда о введении конкурсного производства, то - 7 млрд рублей активы, 13,2 млрд рублей - долговая нагрузка», - сообщил Mashnews адвокат в сфере судебно-арбитражных споров и реструктуризации (несостоятельности) Арутюн Саркисян.

Эксперт отметил, что с учетом имеющихся вводных, речь идет об отрицательной или околонулевой реальной рыночной стоимости доли. Сумма 150 млн, по мнению Арутюна Саркисяна, скорее всего была рассчитана следующим образом: из уставного капитала ВЛК в размере 198 млн рублей вычли 10% и поправку на дисконт.

СПРАВКА MASHNEWS

  • «Выборгская лесопромышленная корпорация» - крупнейший целлюлозно-бумажный комбинат в Ленинградской области. Комбинат основан в 1926 году финской фирмой «HacKman & K» в поселке Йоханес (ныне - Советский), впоследствии на его мощностях работало предприятие «Выборгская целлюлоза», а с 2011 года — ВЛК.
  • Компания выпускает топливные пеллеты, картон-топлайнер, лингосульфанат, кормовые дрожжи. По утверждениям самой ВЛК, мощности предприятия позволяют производить 1 млн тонн пеллет в год.
  • С 2015 года в отношении ВЛК открыто дело о банкротстве.

 

Непростая доля

90% доля ВЛК принадлежит частному лицу — Николаю Рыжкову, он получил ее в ноябре 2015 года. Оставшиеся 10% доли в ВЛК поровну делят кипрские «Анмелион Энтерпрайзес ЛТД» и «Аспиант Холдинг ЛТД».

Николай Рыжков — бывший генеральный директор ВЛК. «Деловой Петербург» в 2015 году писал, что до прихода в ВЛК, Рыжков владел компанией «Факел», которой принадлежало 4,55% водочного завода «Ливиз», одного из крупных активов бизнесмена Александра Сабадаша. Именно Сабадаш в 2011 году и основал ВЛК на базе советского предприятия «Выборгская целлюлоза». «Деловой Петербург» называл Рыжкова креатурой Сабадаша, но сам топ-менеджер утверждал, что с бизнесменом не знаком.

Александр Сабадаш до 2023 года отбывал наказание за мошенничество. Сейчас Сабадаш на свободе и активно судится. Например, 25 июня Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отказал Сабадашу в отстранении конкурсного управляющего ВЛК Александра Власенко.

Доля Рыжкова находится в залоге у банка «Таврический».

 

«Резон проследить сложно»

«Предположу, что речь идет скорее о формальном инициировании торговой процедуры», - сказал Арутюн Саркисян. С ним согласны и другие эксперты.

«Экономический резон покупки такого актива из открытых данных проследить сложно. Возможно, речь идет о формальной попытке реализации», - отметил в беседе с Mashnews  адвокат NSP Сергей Бахмисов.

Эксперт подчеркнул, что доля продается не в рамках тянущегося больше восьми лет дела о банкротстве ВЛК, а конкретно реализуется имущество Рыжкова, причем, его долю банк получил в залог еще в 2016 году.

ВЛК погрязла в судах. Дело о банкротстве тянется больше восьми лет. Также есть несколько обособленных споров с кредиторами, они тоже длятся годами.

«Если некое третье лицо по каким-то причинам приобретет долю, то оно не будет автоматически отвечать по долгам ВЛК, поскольку его имущество обособленно. Учредители и иные контролирующие лица банкротов привлекаются к субсидиарной ответственности по решению суда, если их действия нанесли должнику ущерб. Однако вывести предприятие из банкротства без погашения требований кредиторов или утверждения мирового соглашения будет нельзя», - подчеркнул Сергей Бахмисов.

Также эксперт отметил, что если долю Рыжкова выкупят, то новый собственник не будет иметь полномочий на управление предприятием-банкротом, этим продолжит заниматься конкурсный управляющий.

 

В отрыве от банкротства

«Доля в праве собственности предприятия-банкрота не входит в состав конкурсной массы должника. Соответственно, конкурсный управляющий не имеет никакого отношения к выставляемой на торги доле и к самому аукциону. Данная доля принадлежит физическому лицу и реализуется через Службу судебных приставов по заявлению Банка «Таврический», которому она была передана в залог в 2016 году. К проведению процедуры банкротства ВЛК эти мероприятия не имеют отношения. С учетом ограничений прав участников, установленных законодательством о банкротстве, сложно судить, будет ли выставляемая на торги доля представлять интерес для потенциальных инвесторов», - сообщила Mashnews Радмила Радзивил, управляющий партнер юридической компании «Правый берег», она представляет в судах интересы конкурсного управляющего ВЛК Николая Власенко.

Также собеседница редакции отметила, что в рамках дела о банкротстве ВЛК, одна из проведенных судебных экспертиз выявила признаки вывода активов с предприятия и причинения бывшими собственниками финансового ущерба предприятию.

«Конкурсным управляющим инициирован спор по взысканию убытков с компании «Выборг Лимитед», Александра Сабадаша и иных лиц на сумму более 5 млрд рублей. Также подано соответствующее заявление в правоохранительные органы, которые принимают решение о возбуждении уголовного дела», - рассказала  Радмила Радзивил.

 

Перспективы мировой

«Для того, чтобы вывести предприятие из процедуры конкурсного производства, новому участнику нужно будет либо одномоментно погасить все требования кредиторов, либо прийти с кредиторами должника к мировому соглашению и добиться его утверждения судом. В этих случаях дело о банкротстве прекращается без ликвидации должника», - рассказал Сергей Бахмисов.

О том, что для потенциального инвестора единственный резон приобретать предприятие — это идти на мировую с кредиторами, заявил и советник практики судебных споров консалтинговой группы «Альтхаус» Валерий Божок.

«Это самая популярная процедура урегулирования долгов с кредиторами. Закон о банкротстве позволяет это сделать во время процедуры банкротства. Заключение мирового соглашения обычно выгодно для всех сторон, поскольку должник может сократить размер задолженности и сохранить бизнес, а кредиторы могут снизить размер своих требований, но в итоге получить больше, чем по итогам реализации имущества должника с торгов», - отметил Валерий Божок и подчеркнул, что если такая процедура будет инициирована, то она может стать шагом к финансовому оздоровлению предприятия.

Конкурсный управляющий ВЛК предпринимает меры по обеспечению сохранности имущества и конкурсной массы. Правда, провести торги по реализации активов он пока не может — с 2019 года имущество предприятия находится под обеспечительными мерами из-за большого количества обособленных споров.

Однако ВЛК продолжает работать, даже обеспечивает водоснабжение и водоотведение в поселке Советский Ленинградской области, население которого составляет более 7 тысяч человек.

Главная интрига в этой истории, говорят эксперты, — кто получит имущество ВЛК и продажа доли в ООО «ВЛК» здесь большой роли не играет. Ликвидационная процедура, в которой находится корпорация с 2018 года, подразумевает, что по итогам конкурсного производства ВЛК будет исключена из ЕГРЮЛ и прекратит существование, а производственную деятельность сможет продолжить тот, кому достанутся активы ВЛК.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент