Вверх движками: Минобороны анонсировало новый-старый транспортник
Министр обороны Сергей Шойгу заявил, что в ближайшее время в России появится новый военный транспортник. Его уже разрабатывает «Ильюшин». Самолет называется Ил-212. Он должен быть похож на 112-й с главным отличием - двигатели будут над крылом. Эксперты, которых опросил Mashnews, считают, что вряд ли все будет так просто, а главное быстро - хотя опытный образец министр обещал к концу 2026-го года.
Модернизированный 112В или новый самолет
Сергей Шойгу на совещании с руководством вооруженных сил 5 марта впервые официально сообщил о работе над самолетом Ил-212. Работает над ним, как понятно из названия, ОКБ Ильюшина.
«Новый транспортный самолет будут отличать повышенные грузоподъемность и дальность полета, простота заправки и обслуживания. Кроме этого, он сможет использовать грунтовые необорудованные взлетно-посадочные полосы, а также эксплуатироваться в условиях арктических широт», - сказал министр.
Ключевое слово здесь «новый». Несмотря на то, что Ил-212 рассматривают как модернизированный Ил-112В (об этом говорил в 2023-м году глава Минпромторга Денис Мантуров), это будет скорее новый, чем старый самолет.
На 212-й планируется установить двигатели над крылом (это обеспечит намеренное пропускание реактивной струи газов прямо над верхней поверхностью крыла. Именно из-за этого у самолета появляется дополнительная подъемная сил), такое новшество называется «существенным изменением конструкции» и слово модернизированный покидает повестку. Это, все же, новый самолет.
Как объясняют эксперты, авторы Telegram-канала AviaComments, от 112-го у 212-го останется только кабина пилотов, то есть бортовое оборудование и авионика.
«Для начала предлагаем сравнить двигатели по сухой массе: 1690 кг у ПД-8 против 700 кг у ТВ7-117СТ с воздушным винтом АВ-112-114. И по тяге: максимальная тяга реактивного двигателя - 8056 кгс , турбовинтового - 3710 кгс при нулевой скорости и 2660 кгс при скорости 200 км/ч (в отличие от реактивного двигателя, тяга винта обычно с ростом скорости не растет, а падает). При этом оптимальные скорости у турбовинтовых самолетов обычно ниже (450-600 км/ч), чем у реактивных (750-900 км/ч). То есть замена двигателя приносит в 2-3 раза больше нагрузок на крыло. Это - фактически новое крыло, и с учетом возможного изменения скорости - и не только крыло, но и оперение, и фюзеляж (как минимум в зоне центроплана, куда придут новые величины сил с крыла)».
«Делать самолет с грузоподъемностью как у Ил-112В (5 тонн) не очень разумно, он будет напоминать «Газель» с двигателем от КАМАЗа. Транспортный самолет с реактивными двигателями такой тяги - это Ан-72/74. И его грузоподъёмность составляет 10 тонн. Под такую нагрузку оставлять грузовую кабину от самолёта в два раза меньше? Нет смысла. И вот у нас и фюзеляж новый. Оперение тоже менять. Выросла в два раза масса - новое шасси. И что остается от Ил-112? Кабина пилотов с её начинкой в принципе остается. Какие-то агрегаты систем, не потребовавшие изменений из-за роста самолёта в 2 раза», - поясняет для Mashnews эксперт.
На что меняем?
Проект Ил-112В закрыли как раз из-за проблем с двигателями. Стоявшие на нем турбовинтовые ТВ7-117С оказались недостаточно мощными. Вес самолета перед испытаниями превысил показатели техзадания, но его все равно отправили в полет. Это привело к катастрофе 17 августа 2021-го года. Погибло три человека (все, кто находился на борту).
Заменить ТВ7-117С планируется турбореактивными ПД-8, которые хотят ставить и на новые импортозамещенные «Суперджеты» (Superjet New).
Сейчас в сегменте будущего Ил-212-го (легкий транспортник) летают Ан-26 и Ан-72, еще советской разработки. КБ Антонов находится в Украине, и, очевидно, в текущей ситуации нужно что-то свое.
«Ситуация с двигателем - основная причина [того, что решили делать новый самолет]. Кроме того, известно, что первый экземпляр (Ил-112В) был перетяжелен, и лишний вес конструкции существенно снижал допустимую массу полезной нагрузки до значений, ниже заданных в ТЗ. А это означало, что самолет в дальнейшем все равно надо было дорабатывать», - говорят авторы AviaComments.
«Первым Ан-26 к этому времени исполнится 60 лет (первый полет - 21 мая 1969 года). Убеждать в востребованности легких военных транспортников на их замену, думаю, уже никого не нужно», - говорит руководитель АНО ЦРТТ Алексей Рогозин.
Проблема есть и в новом двигателе, вернее в его отсутствии. Опытный образец есть. ПД-8 впервые «прогрели» на «Суперджете» в октябре 2023-го года. По планам с 2026-го года должны производиться не менее 100 «Суперджетов» в год, об этом говорил премьер-министр Михаил Мишустин. На каждый нужно по два двигателя, итого 200 ПД-8 в год, плюс немного запасных. Помимо «Суперджета» ПД-8 нужно ставить и на Бе-200 (самолет-амфибия). Проектов много, времени мало.
Так что Ил-212 должен встать в очередь за двигателями. Как сказал Шойгу, меньше чем через 3 года самолет уже должны собирать.
Вопрос во времени
После того как Ил-212 был широко анонсирован министром обороны, он может попасть в приоритет проектов ОКБ Ильюшина.
«Заявления о том, что Ил-212 – «это мы сейчас чуть изменим Ил-112» могут быть немного лукавыми. У «Ильюшина» за последние 30 лет на бумаге было много проектов, в том числе совместных с индусами, на транспортные самолеты разных грузоподъемностей. Возможно, сейчас достанут один из проектов и сделают его под ПД-8», - говорят эксперты.
Сейчас Ил-212 находится на этапе формирования технического проекта.
«Техпроект, этап разработки конструкторской документации,, этап производства опытных образцов (как минимум еще для статиспытаний) - и все уложить в 3 года? На каком этапе планирования переборщили с оптимизмом?» - задают риторические вопросы специалисты.
На практике, впрочем, опыт подобной перестройки самолета был - созданный специально для Индии Ан-32. Его сделали на базе Ан-26, но заменили двигатели АИ-24ВТ (2820 л.с.) на АИ-20ДМ мощностью 5180 л.с. с винтами другого диаметра. В результате грузоподъемность выросла с 5,6 до 6,7 тонн, но при этом было сделано увеличение тяговооруженности ради жарких высокогорных аэродромов у заказчика.
Нет мирной перспективы
Несмотря на то, что ОКБ Ильюшина сейчас ориентирована на армию, она реализует и гражданские проекты. Ил-212 не сможет в перспективе стать одним из них. Из военного, пусть даже легкого транспортника, не сделать самолет, который бы помог возродить малую авиацию в отдаленных регионах России.
«Конверсия военных самолетов в гражданские это довольно сложная вещь, потому что они изначально проектируются по военным нормам и правилам, а они сильно отличаются от гражданских. На гражданке «такая дура» точно не будет востребована, это прямо гарантировано», - говорит председатель Ассоциации МалАП Сергей Детенышев.
Дело в том, что для гражданских целей это будет слишком дорого. На военных транспортниках перевозят технику. Гражданским не нужно перевозить столь тяжелые грузы. При этом он не слишком вместителен – бизнес вряд ли покроет расходы на регулярные перевозки даже недешевой компьютерной техники таким самолетом.