Всё в Москву. Рынок закупок в машиностроении показал рост
Объем закупок в машиностроении в 2025 году может превысить 2 трлн рублей. Чаще всего заказчики ищут поставщиков запчастей к автотранспорту, горно-шахтного оборудования и насосов. Эксперты объясняют рост спроса на такое оборудование процессами импортозамещения.

Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews
Рынок закупок продукции машиностроения демонстрирует уверенный рост. Это следует из данных, которые для Mashnews подготовили эксперты ИТ-платформы В2В-РТС (объединяет РТС-тендер, B2B-Center и ОТС).
В прошлом году общий объем закупок в государственном и коммерческом секторах достиг 1,85 трлн рублей, что на 23 % больше, чем годом ранее, и по итогам 2025 года может превысить 2 трлн рублей.
Эксперты в беседе с Mashnews объяснили причины роста спроса по России, а также снижения объема закупок в Петербурге и лидерство Москвы.
Половина закупок скрыта от общественности
Данные исследования не отражают полной картины, отметила профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами ФГБОУ ВО СПБГЭУ Елена Ткаченко.
«Если мы смотрим на количество закупок, которые осуществляются по тендерам, и закупок, которые осуществляются вне тендеров, то суммы будут близки, потому что через тендеры и государственные закупки идут те компании, для которых подобного рода закупочные процедуры являются обязательными. Кроме тендерных площадок существует рынок прямых поставок B2B, где договоры заключаются на основе договоренности между представителями компаний или закупочных служб. Это достаточно серьезные объемы», — объяснила эксперт.
Далеко не все компании зарегистрированы в системе закупок и осуществляют закупки через те или иные тендерные площадки, добавила Ткаченко. Поэтому анализ тендеров — это статистически значимая информация, очень точный инструмент динамики объемов закупок через тендеры, однако о других каналах поставок, ориентируясь на эти материалы, мы получить информацию не можем.
Петербург уже давно все купил
Согласно исследованию, объем закупок продукции машиностроения (классы 25, 28, 29, 30 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2024 году составил 849 млрд рублей (рост в 4 % за год). В первом квартале 2025 года договоры заключены на 131 млрд рублей (+13 % к аналогичному периоду прошлого года). В Москве в январе-марте 2025 года объем закупок составил 40,2 млрд рублей (рост более чем в два раза), в Петербурге — 6,2 млрд рублей (снижение на 34 %).
На этом фоне более активно закупают готовые металлические изделия. В 2024 году объем закупок составил 160 млрд рублей (рост на 12 % за год). В первом квартале 2025 года договоры заключены на 26,1 млрд рублей (снижение на 2 % к январю-марту 2023 года), в том числе в Москве — 2,8 млрд рублей (снижение на 19 %), в Петербурге — 1,35 млрд рублей (снижение на 20 %).
Объем закупок может меняться по регионам в зависимости от потребностей конкретных предприятий, подчеркнул промышленный эксперт Леонид Хазанов. «Соответственно, в Петербурге они могли сократиться в зависимости от ситуации в судостроительной, энергомашиностроительной и иных отраслях», — уточнил он.
Причины, по которым Петербург демонстрирует некоторое снижение объемов закупок через тендерные процедуры, связаны с общей циклической динамикой отраслей, которые представлены в Петербурге, отметила Елена Ткаченко.
«Если мы посмотрим предшествующие годы, то доля Петербурга в этих закупках была достаточно большой. Машиностроительная продукция закупалась в достаточно больших объемах. Сейчас спад определяется тем, что ключевые параметры этих сделок были закрыты в предшествующие периоды, запрос частично удовлетворен. Следующая волна спроса начнет расти, видимо, года через полтора-два», — объяснила эксперт.
Ткаченко добавила, что опять-таки большая доля закупок идет по внеконкурсным процедурам. Поэтому отслеживать полностью городскую динамику по тендерным процессам все-таки не вполне корректно. Статистика в данном случае говорит только о том, что основные потребности ключевых приобретателей были удовлетворены в предшествующие периоды.
«Кроме того, мы должны учитывать и финансовое положение предприятий, которые находятся в Петербурге. У нас очень большой процент предприятий работает на выполнении государственного оборонного заказа, что привело к нулевым значениям рентабельности. Свободных собственных денежных средств для закупки нового оборудования они на текущий момент не имеют», — говорит Ткаченко.
Еще одним аспектом стало то, что в условиях текущих финансовых параметров и состояния кредитной системы кредитование закупок не представляется экономически целесообразным. Единственным инструментом в такой ситуации стало финансирование приобретения оборудования под расширение производства через Фонды развития промышленности. Эти инструменты используются, и деятельность ФРП вносит естественные ограничения на темпы роста закупок компаний, которые могут потенциально дать существенный прирост спроса на продукцию машиностроения в Петербурге, добавила Ткаченко.
Роль импортозамещения
В коммерческом сегменте на ресурсе B2B-Center в 2024 году прошло более 45 тыс. процедур по закупке продукции машиностроения (рост за год на 18 %). Общая сумма торгов превысила 1 трлн рублей (рост за год на 38 %).
Самыми активными заказчиками стали предприятия металлургической, горнодобывающей и угольной промышленности: они провели около 17,5 тыс. закупок на сумму свыше 253 млрд рублей. Ретейлеры провели 900 процедур на 85 млрд рублей, агропромышленные предприятия — 5 тыс. закупок на сумму более 21 млрд рублей, компании химической отрасли — 300 процедур на 13 млрд рублей и строительной отрасли — 700 закупок более чем на 7 млрд рублей. В этом году (январь-май) число проведенных торгов сохраняется на уровне 2024 года — около 18 тыс. процедур.
Лидерами в коммерческом сегменте закупок продукции машиностроения в 2024 году стали Москва и Московская область, где компании провели около 3 тыс. процедур более чем на 300 млрд рублей (рост 62 % за год). На втором и третьем местах по объему закупок расположились Краснодарский край и Татарстан.
Чаще всего заказчики искали поставщиков запчастей к автотранспорту, горно-шахтного оборудования и насосов, выбирали грузоподъемное оборудование и складскую технику, а также компрессоры, железнодорожный транспорт и прочее оборудование.
Спрос на насосы и горно-шахтное оборудование объективно мог вырасти из-за необходимости их замены в условиях отсутствия зарубежных поставщиков, объяснил Леонид Хазанов.
С точкой зрения коллеги согласилась и Елена Ткаченко. «Резкий рост спроса на соответствующие группы товаров связан с тем, что это продукция, которая попадает под импортозамещение. Раньше ключевые поставки этого оборудования шли от зарубежных поставщиков. Срок его использования совершенно четко определен, и мы за сроки этого использования даже по новым закупкам уже практически выходим. Соответственно, начинаются поломки, появляется потребность в капитальном ремонте, полной замене этого оборудования. Следовательно, растет спрос на комплектующие под ремонт, на ремкомплекты под это оборудование, на производство нового оборудования для того, чтобы на перспективу не сталкиваться с соответствующими проблемами», — уточнила эксперт.
Она добавила, что важную роль играет российская локализация, существуют и альтернативные каналы поставок через параллельный импорт. Сюда же можно отнести и деятельность недобросовестных поставщиков, когда привезенный из Китая товар подается под видом российского.
Вся поддержка в Москве
По данным исследования, особенностью закупок в отрасли стало среднесрочное планирование у заказчиков и длинные контракты на поставку техники и изделий. Это объясняет неравномерность закупок в течение года, при этом общий спрос на продукцию машиностроения растет в государственном и коммерческом секторах. По мнению аналитиков В2В-РТС, с учетом результатов прошлого года и текущей динамики рост закупок в 2025 году может составить 15-20 %, а объем рынка — превысить 2 трлн рублей.
Если смотреть на данное исследование, то первое, что обращает на себя внимание — это абсолютная несопоставимость объема закупок, которые идут через московские компании, и компании остальных регионов РФ, резюмировала Елена Ткаченко. Даже Петербург уступает московским закупкам по объемам в шесть с половиной раз.
«И это при том, что экономика Петербурга всего в 2,5 раза меньше, чем экономика Москвы. Эта несопоставимость объемов говорит о том, что концентрация капитала, который можно направлять на закупочную деятельность, а также государственная поддержка, стимулирующая закупки, сосредоточена преимущественно в компаниях московского региона и Московской области. Это сказывается на региональной структуре спроса на машиностроительную продукцию», — уточнила Ткаченко.
Кроме этого, эксперт обратила внимание на общие положительные тенденции в росте закупок для государственных нужд через закупочные процедуры, что говорит о том, что этот рынок легализуется. Теневой (серый) импорт уходит на второй план, появились российские компании, готовые поставлять соответствующую продукцию.
«Но рынок по-прежнему дефицитен. Перспективы роста я оцениваю как достаточно значительные, существенные. На мой взгляд, те темпы роста, которые заявлены в исследовании, могут быть даже превышены в ближайшей перспективе при условии нормального функционирования каналов поставок основных материалов и комплектующих для машиностроительных компаний», — подытожила Ткаченко.