21 марта 2025 17:45
читать 11 минут

Всеобщий мусорный контроль: упрощение для грязных и бремя для чистых

Даже самые экологически чистые предприятия обязаны соблюдать достаточно обременительные природоохранные требования. В том числе вести учет выбрасываемых бумажек и скрепок, составлять паспорта на офисную пыль и сдавать специальную отчетность. Такие правила не стимулируют производителей действительно заботиться об окружающей среде.

Новые правила обращения с отходами, подписанные премьер-министром России Михаилом Мишустиным 7 марта, предписывают всем - даже самым маленьким компаниям и индивидуальным предпринимателям, представлять паспорта на создаваемый офисный и другой мусор.

Одновременно политика государства в отношении крупных предприятий остается противоречивой. С одной стороны, с 1 марта владельцам особо опасных для природы производств не потребуется отдельно согласовывать нормативы и уплачивать за них госпошлину (копеечную). С другой – Верховный суд России не усмотрел права стремящихся к улучшению экологической обстановки предприятий на снижение формально присвоенных им категорий вредности.

Пыльный паспорт

Действующее законодательство возлагает на все компании и ИП обязанность вести строгий учет и классификацию отходов. Они должны ежегодно сдавать статистический отчет (форму 2-ТП). Исключение сделано для малого и среднего бизнеса, в деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы (ТКО) общей массой менее 100 кг в год и заключившего договора на их вывоз с соответствующим региональным оператором.

Для определения экологической вредности используется Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Включенные в него материалы, предметы и вещества делятся на пять классов. К I относятся самые токсичные, к V – практически безвредные (официально признается, что «их угроза окружающей среде стремится к нулю»). Класс определяется по последней цифре девятизначного кода.

На отходы I-IV классов нужно составлять специальный паспорт. Это затрагивает не только действительно опасные для окружающей среды выбросы химических, металлургических и иных производств. Так, к IV классу отнесены грязные бумажные салфетки, оптические диски и флэшки, резиновые коврики, SIM-карты, компьютерные аксессуары (клавиатуры, принтеры и пр.) и даже обычная пыль (именуемая «мусор от офисных и бытовых помещений несортированный»).

Мобильные телефоны и картриджи включены уже в III класс, источники бесперебойного питания и любые батарейки – II, ртутные лампочки – I.

Наиболее распространенный офисный мусор – отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - относятся к V классу. То есть паспорт на них составлять не надо. Однако и ТКО они не признаются. То есть компании, выбрасывающие даже старые газеты или грязные салфетки (не говоря уж про технику, батарейки или лампочки) обязаны сдавать в Росприроднадзор сложный отчет.

«Компании, в которой образуются отличные от ТКО отходы (например, оргтехника, ртутные лампочки, батарейки и другое), необходимо заключить с лицензированной организацией договор на дальнейшее обращение с такими отходами», – напоминает заместитель директора группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Андрей Макаров.

«Любые отходы, в том числе самые безобидные (V класса), подлежат учету. Кроме того, даже у офисных и иных компаний могут образовываться и опасные отходы. Например – отнесенные к I классу люминесцентные лампы. В этом случае необходимо вести раздельное накопление и оформление паспортов. Несоблюдение таких требований карается административным штрафом до 250 тысяч рублей», – предупреждает Андрей Переладов из Коллегия адвокатов «Регионсервис».

Новые правила обращения ТКО, вступающие в силу с 1 сентября, возлагают на всех корпоративных потребителей (в том числе, офисы) предоставлять региональным «мусорным» операторам копии паспортов на отходы I-IV классов. До сих пор этого не требовалось – выявить отсутствие документа надзорные органы могли только в ходе проверки, проведение которых существенно ограничено (а для большинства компаний – исключено).

Отметим, что при подготовке проекта принятых 7 марта правил природоохранное ведомство настаивало на предоставлении операторам еще и документов, подтверждающих отнесения бумажек, скрепок и других неопасных отходов к отходам V класса. Но после критически жесткого заключения Минэкономразвития это требование признали избыточным.

Бюрократическая оптимизация

Вступивший в силу 1 марта федеральный закон упрощает администрирование природоохранной деятельности. Но только для предприятий высшей - I и II категории - опасности. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение теперь будут устанавливаются в составе комплексного экологического разрешения. Это позволит сэкономить на госпошлине 1,6 тыс. рублей. «Нет необходимости подавать в Росприроднадзор отдельный пакет документов», – прокомментировал изменения министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов. Также не нужно будет переоформлять единый документ в случае смены собственника юридического лица, адреса или реорганизации.

В то же время вопрос классификации экологически чистых организаций остается нерешенным. 

«Офисы, возможно, небольшие мастерские и другие, не осуществляющие значительные выбросы загрязняющих веществ организации, относятся к IV категории объектов. Подразумевается, что они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду», – убежден управляющий партнер Адвокатского бюро Zharov Group Евгений Жаров.

По мнению Андрея Макарова IV категория должна присваиваться даже при полном отсутствии вредных выбросов. Такие компании должны вставать на специальный учет и соблюдать другие административные процедуры.

Андрей Переладов придерживается иного мнения: «Сами по себе офисы или не имеющие иных вредных выбросов предприятия не является объектом негативного воздействия, не подлежат категорированию и постановке на учет. Но если, например, помещение отапливается с помощью стационарной котельной или в процессе деятельности осуществляется сброс загрязненной не бытовыми отходами воды, то офис уже квалифицируется как объект негативного воздействия», – предупреждает адвокат.

Чистым быть невыгодно

В спорном положении находятся и многие крупные производства. Согласно федеральному закону, при определении категории экологической опасности той или иной деятельности предписывается учитывать уровень токсичности выбросов и иное реальное воздействие на окружающую среду. Однако установленные правительством России критерии учитывают только формальное отнесение предприятий к видам деятельности и проектную мощность. Например, литейное производство объемом свыше 20 тонн в сутки относится к I категории, менее – ко II категории.

Легитимность таких критериев оспорили АО «Тульский кирпичный завод» и «Самарский комбинат керамических материалов». Их деятельность – производство огнеупорного керамического изделия и строительных керамических материалов с проектной мощностью более 150 тонн в сутки априори классифицировалась как наиболее опасная (I категория). Реальная ситуация, в том числе внедрение предприятиями экологичных технологий, не учитывалась.

«При категорировании объектов необходима оценка фактического воздействия на окружающую среду конкретного предприятия. Оспариваемое положение лишает субъекта хозяйственной деятельности возможности изменить категорийность объекта посредством снижения негативного воздействия на окружающую среду», – заявили истцы.

Но Верховный суд России в январе 2025 года отклонил эти доводы, признав оспариваемые нормы «ясными и определенными».

В свою очередь руководитель экологической группы «Пепеляев Групп» Юлия Юрченко напоминает, что при подготовке правил категорирования эксперты обращали внимание на отсутствие экологического обоснования спорных критериев. «А Минэкономразвития оценивало разницу в объемах финансирования природоохранных мероприятий для объектов смежных категорий в сотни миллионов рублей. В настоящее время категория объекта зависит только от вида деятельности и мощности производства. Внедрение предприятием экологичных технологий и снижение фактического вредного воздействия на окружающею среду не является основанием для изменения категории. Вместе с тем предприятия вправе зачесть в плату за негативное воздействие затраты на реализацию природоохранных мероприятий», – отмечает Юлия Юрченко.

СПРАВКА MASHNEWS

  • В федеральный государственный реестр включено 253,9 тысяч объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. К Iкатегории отнесено 3% объектов, 16,8% – ко II, 41,4 – IIIи 38,9 – IV.
  • По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, на предприятия обрабатывающего производства приходится 21,9% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 7% – сточных вод и 4,4% – суммарного образования отходов производства и потребления.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!