21 мая 2025 10:18
читать 11 минут

Вряд ли что-то изменит. Кого спасет новая угольная программа

Чиновники решили спасти стагнирующую угольную отрасль программой повышения ее эффективности. Эксперты говорят, что программа неплохая, но спасение вряд ли наступит.

Программа повышения эффективности угольной отрасли находится в высокой степени готовности, заявил в начале мая министр энергетики РФ Сергей Цивилев.

13 мая правительство Хакасии сообщило, что Владимир Путин поддержал предложения региона о мерах поддержки угольных предприятий.

19 мая вице-премьер РФ Александр Новак сказал, что программа поддержки угольной отрасли предполагает реструктуризацию банковских кредитов для предприятий и возможности отсрочки по налогам.

Хотя проект программы не опубликован, известно, что она предусматривает сохранение объемов экспорта угля, привлечение в отрасль инвестиций, поддержку трудовых коллективов угольных предприятий. ОАО РЖД должно на восемь месяцев вернуть для угля понижающие коэффициенты на дальность и дать максимально возможную скидку в 12,8% на экспорт в направлении портов северо-запада и юга.

Mashnews отправил запрос в Минэнерго с вопросом о сроках и ожиданиях от реализации программы, ответа пока не получил.

Что в программе

Финансовое положение угольных предприятий РФ продолжает ухудшаться, несмотря на принятые ранее правительством меры: договоренности с РЖД о гарантированном вывозе угля на экспорт, снижение ставок за предоставление вагонов и перевалку в портах.

Для угольной отрасли утверждение отдельной программы – правильный подход, считают эксперты, знающие основные положения документа.

Программа подразумевает выделение бюджетных средств на 113 миллиардов рублей и внебюджетную поддержку в размере 65 млрд. Из бюджета собираются субсидировать ключевую ставку для инвестиций, налоговый вычет и различные отсрочки по платежам.

«К внебюджетной поддержке относится скидка ООО «РЖД». Но это, скорее всего, принято не будет в итоговой версии, потому что РЖД очень активно противится. В целом, можно понять. Уголь у них и так едет со скидкой в первом тарифном классе. Там оптимизация полувагонов и скидка на перевалку в портах. В первом квартале и в апреле ставки полувагонов снизились, и стоимость перевалки в портах тоже упала на всех бассейнах», — сказал Mashnews старший эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов.

Много внимания в документе уделяется выводу из эксплуатации низкоэффективных мощностей и модернизации существующих предприятий, занимающихся угледобычей. Отдельно описаны кадровые проблемы предприятий и социальные вопросы.

«Основной «финансовый акцент» в программе сделан на софинансирование новых объектов добычи и переработки угля. Однако, в моем представлении, дефицита добычи нет. Наоборот, существует угроза перепроизводства, связанная с трансформацией спроса и удаленностью потенциальных рынков сбыта от регионов добычи угля», — пояснил Mashnews директор по развитию ООО «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе Павел Марышев.

В начале этого десятилетия многие угольные бассейны только начали разрабатывать, сейчас их инвестиционный цикл далек от завершения. Поэтому добыча там продолжается и требует нормативно-правовых и финансовых стимулов со стороны государства. 

«Есть и другая группа угольных бассейнов — низкоэффективные и трудноизвлекаемые. По их оптимизации тоже необходима работа. Программа отчасти решает данный вопрос», — говорит Марышев.

Финансовая и нормативно-правовая поддержка, описанная в программе, должна позволить до 2030 года вывести отрасль из стагнации, считает он. Но дальнейшие перспективы неоднозначны. 

«Внешние рынки во многом ограничиваются китайским направлением, а поскольку санкционные ограничения резко снизили товарооборот с Европой, он ожидаемо увеличился с Азией. Поэтому зафрахтовать столько железнодорожных мощностей, сколько требуется даже при текущем объеме добычи, — проблематично», — считает Павел Марышев.

Не лучшее время для угольной отрасли

Внутренний спрос на уголь падает: уголь как энергоноситель проигрывает конкуренцию природному газу (генерация переводит мощности с угля на газ), местами — возобновляемым источникам энергии (ВИЭ).

В долгосрочной перспективе доля угля в структуре потребления энергоносителей будет только снижаться. Причина - относительно его низкая энергетическая эффективность и экологические требования, не позволяющие использовать уголь без дополнительных природоохранных мероприятий. 

Экономическая конъюнктура не благоволит и развитию экспорта угля без добавочной стоимости. В программе обозначены шаги по увеличению экспортного потока, однако существуют объективные препятствия для ее реализации.

Основной потребитель российского угля — Китай — постепенно меняет структуру своей энергетики, для нужд промышленности существующих объемов добычи КНР вполне достаточно. Кроме того, на горизонте строительство газопровода в Китай - «Сила Сибири–2» мощностью 50 млрд куб. м в год. Этот глобальный проект станет прямым конкурентом российскому углю. И ряд угольных регионов — Забайкальский край, Бурятия, Иркутская область — значительно снизят объемы потребления ископаемого топлива. 

Правительство готово оказать правовую и финансовую поддержку российскому экспорту угля. Но существующие железнодорожные артерии функционируют на пределе проектной мощности — и это главная проблема. 

«Если мы не в состоянии перевести больше угля в Китай, то и дополнительные добывающие мощности рискуют оказаться без потребителя. Уголь в большинстве случаев проигрывает топливную конкуренцию альтернативам, произведенным на базе природного газа и нефти. Расширение его использования экономически обосновано исключительно в регионах добычи и на сопредельных территориях. Поэтому рассматривать внутренний рынок как перспективный, что предлагается в программе — дискуссионно», — уточнил Павел Марышев.

Кардинально ничего не меняется

В программе не хватает стимулов для развития угольной генерации и спроса на внутреннем рынке. Рыночная конъюнктура не содержит предпосылок для увеличения спроса на угольное топливо. Например, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2042 года не включает в должном объеме два сегмента: распределенную энергетику и угольную генерацию. Это «звоночек», который указывает отсутствие веры в будущее угля на внутреннем рынке. 

«Программа, на мой взгляд, ситуацию кардинально не меняет. В ней акцент сделан на увеличение производства за счет модернизации существующей инфраструктуры и создания новых добывающих мощностей. А куда продавать те избыточные объемы, которые образуются в результате реализации программы? Большой вопрос», - говорит Марышев.

Стимулировать спрос посредством программно-целевого документа, в целом — задача нетривиальная, считает он. «Составить реальную конкуренцию природному газу на внутреннем рынке в условиях динамично развивающейся газотранспортной системы, сложно. Простимулировать производство смогли, а вот по спросу остались нюансы», — полагает Павел Марышев. 

Нужна ли угольщикам бюджетная поддержка

Угольная отрасль в 2021 году заработала 750 млрд рублей прибыли, в 2022 году — 820 млрд. Положительной сальдо составило 821 млрд, а в 2021 году к этой цифре еще прибавилось 370 млрд. И только в 2024 году начались убытки - за год 113 млрд, что почти в 10 раз меньше прибылей, полученных за предыдущие годы. Возникает вопрос: зачем отрасли поддержка? 

«Да, стало похуже, конъюнктура плохая, экспорт убыточный и все такое. Но используйте деньги, которые вы накопили в прошлые годы, когда у вас были очень большие прибыли. Нужна ли бюджетная компенсация? Сложно оценивать, но я думаю, что вряд ли она что-то сильно изменит в отрасли», — считает Александр Титов.

Справедливости ради нужно отметить, что такая поддержка актуальна для моногородов. Сверхприбыли отрасли предыдущих лет их, скорее всего, не коснулись.

В целом бюджетная поддержка — снижение ставок на полувагоны и перевалку в портах — не компенсирует негативного эффекта от низких цен на уголь и крепкого рубля, полагают специалисты.

«Чтобы угольщиков поддержать, должно быть жаркое засушливое лето, низкая выработка гидроэнергии. И тогда угольные ТЭС в Китае, в Индии, в Юго-Восточной Азии неплохо загрузятся. Будет спрос на уголь, цена вверх пойдет. В остальных случаях я не вижу каких-то причин, чтобы цены на уголь как-то росли в 2025 году», — говорит Титов.

Любовь Можаева

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!